42
43
44
новинкиXv~\_/-А••Iд<=^ " У ^ у <ДЙ£шЯаТШГ '"""' ^ ^ ^ * ^ в ^ОТ ТАЙГИ ДОи, БРАЗИЛЬСКИХ ПЛЯЖЕЙЛуцкий автомобильный завод в очередной раз доказал, что слухи о его смерти сильно преувеличены. Изменив солдатскофермерскому имиджу своей продукции, он создал симпатичный "пляжный" джип "Форос" (ЛуАЗ-1302-05). Его дизайн разработал совсем молодой человек - студент Луцкого технического университета Андрей Чаптиков. Кстати, среди зрителей, теснившихся вокруг новинки, преобладала молодежь. "Форос" отличается от известной мо дели 1302 не только дизайном и открытым кузовом с дугой безопасности. Под капотом у него 37-сильный дизель итальянской фирмы "Ломбардини" LDW 1404 (рабочий объем -1372 см3). Контрольный расход тоТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА -—~____^_^ Модель Показатели —-——. Колесная формула Грузоподъемюсь. < г Масса снаряженного автомобиля, кг Полная масса автомобиля, кг Габаритные размеры, мм: длина ширина высота Дорожный просвет, мм База, мм Колея, мм Двигатель ЯуАЗ-1302-05 ЛуАЗ-1901 I "Форос" Теолог"Piяш.' ^аШят^1 ^~ Jn^1Za\т4 \Ir^^^-j^ШаЩгШЩ£*К*»"Теолог". Игривые пляжные ассоциации вмиг исчезали, стоило перевести взгляд на ЛуАЗ-1901 с колесной формулой 6x6. Назвали его по давней привычке к конспирации "Геологом", хотя с первого взгляда ясно - заказчиком проекта была армия, к сожалению, ныне неплатежеспособная. - А доедет ли ваше чудо-юдо до Луцка? - спросили мы Богдана Гвоздика, директора НТЦ автозавода. - Не только доедет - доплывет! Это же амфибия. Максимальная скорость, правда, не впечатляет: 5 км/ч - на воде. 60 - на суше. Но зато исключительная проходимость по пересеченной местности, отличная маневренность. Колеса передней и средней оси - управляемые! "Геолог" замечателен и тем, что все материалы и комплектующие в нем российско-украинские. Из России - металл, краска, электро- и светотехника, шины 175-16 (нижнекамские, хотя возможны и белоцерковские). Размещенный сзади 1,5литровый трехцилиндровый дизель мощностью 51 л. с. изготовлен харьковским заводом имени Малышева (его танковые двигатели известны давно и широко). В Луцке возлагают немалые надежды на заказы российских силовых структур и министерства по чрезвычайным ситуациям.Эти вездеходы, представленные на международном автосалоне в Киеве, пройдут и проплывут где угодно! Если позволит экономика.плива - 7,7 л/100 км. Максимальная скорость - 1 00 км/ч. Остальные характеристики такие же, как у 1302, в том числе способность преодолевать 60-процентные подъемы и броды глубиной до полуметра. "Форосом" успели заинтересоваться бразильцы (катать на нем красоток по Капокабана - дешево и сердито!). Не прочь поку-'Форос".6x6 6501250 1900 4522 1922 19704x4 400 9701370 3430 1610 1754пать этот автомобиль для отдыха и поляки. Ну и, конечно, завод рассчитывает на российский рынок. Возможно, "Форос" будут собирать в подмосковном поселке Поварово, где фирма "Валетта" уже выпускает ЛуАЗ-1302.2801800 1360 Lombardini LDW 1404 [дизель)2851335-здтнд(дизель)ТОРМОЗА ИЗ ПОСУДНОЙ ЛАВКИЭто, конечно, метафора, но керамические тормозные диски уже реальность.История дисковых тормозов ведет свой отсчет с 1958 года, когда на серийном "CnTpoeHe-DS19" впервые отказались от привычных барабанов. Правда, принцип торможения оставался прежним - кинетическая энергия движущегося автомобиля превращается в тепло. Скорости, между тем, росли (а энергия - пропорциональна квадрату скорости), тепла в тормо1 зах выделялось все больше, и вот уже даже открытый со всех сторон диск стал перегреваться. Появились диски-сандвичи с вентиляцией изнутри, на гоночных машинах приняли меры к внешнему обдуву все мало! Старый добрый серый чугун исчерпал свои возможности, и взоры разработчиков обратились на новый класс материалов - композиты, или, как их еще называют, углепластики - чрезвычайно прочные, легкие и термостойкие. Попытки изготовить композитный тормозной диск предпринимали еще в начале восьмидесятых, но дальше экспериментов и формулы 1 не продвинулись: слишком дорого, да и требуемый для но-Число и расположение цилиндров Рабочий объем, л Мощность, л. с. при 3600 об/мин Крутящий момент. кгс м'при об/мин Диаметр и ход поршня, мм Максимальная скорость, км'ч Максимальная скорость на воде, км/ч Контрольный расход топлива, л'100 км Максимальный угол лодъе:.':; ' Максимальный угол поперечной устойчивости, градус Максимальная глубина брода, м Максимальная ширина водного препятствия, м Колеса: диски шины Тормоза Подвеска автомобиля Рулевой механизм4Р1,372 37,4 8,47/2200 75x77.6ЗР 1,5 5111,73/2800 88x82100 7,7 60 40 0,5-60 5,0 120 58 403000_5 1/2J/13 5J/16 185/65Р.13 6.95/16 бараб,мные независимая, торсионная червяк-ролик42ЗР 8/99 И ВОСЕМНАДЦАТЬ НЕ ПРЕДЕЛ'Даймлер-Крайслер" идет на рекордСкоро мотор W18, одно из любимых детищ шефа "Фольксвагена" Фердинанда Пиеха (см. ЗР, 1998, № 12), будут считать относительно скромным по его характеристикам. Для будущего купе "Майбах" конструкторы "Даймлер-Крайслера" разрабатывают двигатель с... двадцатью четырьмя цилиндрами! Под капотом шестиметрового двухдверного кузова как раз хватает места для такого агрегата. А задуман он в общем-то бесхитростно: "просто" взяли и соединили тандемом два известных двигателя V12. На самом же деле технических проблем здесь предостаточно. Прежде всего надо обеспечить жесткость всей конструкции, ее крепление в моторном отсеке с учетом возможных колебательных процессов. Отбор мощности решено сделать от места сочленения - спасибо гну Пиеху за его знаменитый эскиз на салфетке. Каждый из двигателей имеет собственный турбонаддув, так что с рабочего объема 15 (!) литров удастся снять никак не меньше 1000 л. с, а крутящий момент уж ясное дело, придется разрабатывать заново. Прототип суперкупе должен быть представлен публике на Токийском автосалоне 2001 года. Для чего же нужна такая гигантская мощность? Вопервых, "Майбах" сразу прорабатывается в бронированном варианте массой около четырех тонн. Во-вторых, он будет снабжен всеми мыслимыми, а возможно, и немыслимыми сегодня электронными системами навигации, связи, управления и т. п. Одних только антенн в кузове заложено,.. 20 штук! К тому же салон надо обогревать зимой и охлаждать летом. Все это, конечно, потребует немалых затрат энергии. Ну и на разгон кое-что останется. Кстати, уже запланирована и цена будущего флагмана - всего-то 250 000 долларов - цифра, в отличие от технических параметров, сегодня не поражающая воображение и дающая нам шанс увидеть "Майбах" на московских улицах. А все-таки жаль, что в современных двигателях привод клапанов выполнен с гидрокомпенсаторами зазоров. Только представьте себе: отрегулировать зазоры в 96 клапанах. Еще та была бы работа. из углеродного волокна и на 25-15% - из карбида и свободного кремния. Твердость "СиКома" почти не уступает... алмазу, а термостойкость достигает +1400°С! Добавим, что технология эта хотя и дороже, чем изготовление стального диска, но все же не настолько, чтобы говорить о "неразумном пределе". А главное - диск получился вчетверо легче обычного, что сулит существенное снижение неподрессоренных масс и уменьшение гироскопического эффекта. Иными словами, машина будет комфортнее и лучше в управлении. О перегреве дисков можно забыть, другое дело - тормозные колодки. Именно подбором нового материала для них сейчас заняты изобретатели. Работа эта в разгаре на испытательных стендах, так что результат не заставит себя долго ждать....а пришпоривать его предстоит отсюда.точно будет измеряться четырехзначным числом. Коробку передач, приводные валы, электронную противобуксовочную систечтобы создать легкий, прочный и относительно недорогой диск. Итак, попробуем и мы, вслед за изобретателями, "изготовить" новинку на страницах журнала. Вот рецепт: 1. Смешиваем углеволокно с содержащей углерод смолой, заполняем полученным "соусом" форму и ставим в печь. 2. При нагревании полимер затвердевает и получается пока еще относительно мягкая заготовка, которую можно механически обработать обычным инструментом. 3. Теперь - самое главное. Заготовку помещают в вакуум, нагревают до очень высокой температуры и подвергают воздействию жидкого кремния. Происходит диффузия, и внедрившийся в углепластик кремний превращается в карбид кремния. Это и есть "СиКом" - материал, состоящий на 75-65%Углеволокно, заготовка и готовый СиКом -диск.винки температурный режим поддерживать оказалось сложно. И вот сегодня дело, кажется, сдвинулось с мертвой точки три молодых разработчика фирмы "Адвантек" в Гуммерсбахе предложили материал "СиКом" (сокращенно от "кремниевый композит"), идеально пригодный для того,ЗР 8/9943 СПРОСИ У БОКОВИНЫЭта часть покрышки знает все. Вопрос в том, как получить от нее информацию.симметрично распространяется (синяя линия) почти до верхней точки, где и укреплены датчики. Там, наверху, деформации от веса практически нет, что и требуется. Зато при торможении (или ускорении, если речь идет о ведущем колесе) касательное усилие, приложенное в пятне контакта покрышки с дорогой, вызывает При изготовлении шин в материал несимметричную деформацию сдвига в боковины добавляют специальный поробоковине (красная линия). Внешний край шок, который затем намагничивается в шины как бы обгоняет внутренний, прирадиальном натом чем энергичправлении, и на Стойка подвески нее торможение, Кронштейн боковине появдатчиков тем сильнее. В реДатчики ляются равнозультате сигнал Протектор мерно чередуюНамагниченная на внешний датрезина щиеся полоски чик поступит чуть Диск южного и сераньше, чем на колеса верного магнитвнутренний, и это ных попюсов опережение будет (рис. 1). На соответствовать стойке подвестормозному усики укрепляют лию. Точно так же два датчика, резапаздывание Рис. 1. Так выглядела бы намагниченная шина, агирующие на сигнала на внешесли мы могли бы видеть магнитные полюса. изменение магнем датчике даст Запаздывание верхнего сигнала говорит об интенсивности торможения. нитного поля ответ об ускорепри вращении колеса. Совершенно очении автомобиля Все эти сведения необГруппа специалистов фирмы "Континентал-Тевес" во главе с молодым ученым Томасом Бехерером разработала боковинный торсионный датчик (Sidewall Torsion SWT), реагирующий на деформацию покрышки. Она, как выяснилось, несет в себе массу необходимой нам информации, нужно только суметь ее прочитать. видно, что частота сигнала будет пропорциональна скорости вращения шины, но это далеко не все. Посмотрите на рис. 2. Под воздействием веса автомобиля шина сплющивается внизу и эта деформация равномерно и ходимы компьютеру, работающему в составе антиблокировочной и противобуксовочной систем. Но в современном автомобиле часто стоит еще одна, более совершенная система ESP - стабилизации траектории, уп-Рис. 2. Характер деформации боковины от статической (синие линии) и касательной (красные линии) нагрузки. Из графика видно, что в точке (5=180° - вверху шины - статической деформации нет.равляющая поведением машины в повороте. Ей необходимо знать ио боковых усилиях, воздействующих на автомобиль. Нет ничего проще, заявляют разработчики "говорящих" покрышек. Боковые усилия вызывают деформацию шины в осевом направлении, и боковина несколько приближается или удаляется от датчиков. Следовательно, измеряя меняющуюся амплитуду сигналов, можно получить и эту информацию. Технология намагничивания давно известна и отработана. Сами датчики магнитного поля тоже не новость. "Ноу хау" заключается в способах съема необходимой информации с внутренней боковины покрышки, лучше защищенной от повреждений, чем внешняя. Так что, не исключено, в ближайшем будущем свобода выбора шины для замены ограничится не только геометрическими и скоростными параметрами, но и наличием и характером намагниченности боковин. А на обычной "резине" особо умный автомобиль может просто не поехать! ния углерода в нужной степени снижается. Теперь из выхлопной трубы выходят лишь С02иН20 - экологи, торжествуйте! Новый мотор, а точнее сказать, новая система очистки с легкостью обеспечивает соответствие выхлопа требованиям норм Евро III, а если применить топливо с пониженным содержанием серы, то и Евро IV. Предвидим вопрос: а как часто придется заправлять дополнительный бачок недешевым, вероятно, цериевым катализатором? Всего лишь через каждые 80 000 километров при очередном ТО на фирменной станции.•ЧИСТОТА-ЗАЛОГ ЗДОРОВЫКонструкторы "Пежо-607" пошли на беспрецедентные меры.Перед нами дизель с системой "коммон рейл" и непосредственным впрыском. Вроде бы ничего особенного: 2,2 л рабочего объема, 130 л. с , вот только фильтр... Он из пористого карбида кремния, через который не пройдет ни одна поддающаяся измерению частица сажи. Все они оседают в ] керамической "губке". Более того: через каждые 400-500 километров пробега специальный датчик выдает команду автоматике очистить фильтр. Очистка заключается в выжигании накопившихся шлаков высокотемпературными выхлопными газами. В обычном режиме частичной нагрузки температура достигает всего лишь 150°С, чего явно недостаточно. Поэтому компьютер на время изменяет характеристику впрыска. Теперь после пилотного и основного следует и третий в течение рабочего хода впрыск! Газы разогреваются до 450°С, но... и этого недостаточно для полного выгорания сажи. Нужно еще хотя бы 100°. И тут на помощь приходит всемогущая химия. Кроме основного топливного бака с соляркой, на автомобиле установлен небольшой (5 литров) бачок со специальной добавкой "Эолис" на основе церия. Через специальную форсунку она понемногу добавляется в топливо, и тогда температура сгора-§2ы44ЗР 8/99