ПОБОРЫМестные власти в Новосибирске вводят новые и новые поборы с автовладельцев. Сколько это будет продолжаться?Игорь МОРЖАРЕТТО. Фото Владимира КнязеваХорош все-таки город Новосибирск! Приятен зеленью, чистотой и благоустроенностью. Всех гостей города на въезде приветливо встречает транспарант: "Добро пожаловать в Новосибирск", а рядом с ним молодые люди в камуфляже, которые вежливо, но настойчиво просят всех уплатить некую "компенсацию за ущерб, причиненный дорогам города". Впрочем, кого этим сегодня удивишь? Такие посты встретишь, кажется, на большинстве российских дорог. Но новосибирские власти были пионерами в этом деле, а потом уже эпидемия поборов на всю матушку Сибирь пошла. И, кстати, не одними только "компенсациями за ущерб, причиненный дорогам" обогащается местная казна. ШТРАФСТОЯНКИ: ОБРАЗЦОВО-НАКАЗАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА Уже никто не может вспомнить, когда они появились в Новосибирске. Говорят, лет шесть или семь назад. Что это такое объяснять, кажется, не надо: если ваш автомобиль попал сюда по каким-то причинам, то будьте любезны - оплатите сию "услугу" из расчета 840 руб. в сутки. Понятно, многие, чьи машины угодили "за забор", через месяц вынуждены были продавать их за бесценок неким людям, близким к хозяевам штрафных "загонов"... Хотя грех сказать что-нибудь плохое о владельцах стоянок. К примеру, бывший секретарь парткома ГУВД Рузанов создал после выхода на пенсию Всероссийский (!) фонд милосердия и помощи милиции при ГАИ УВД. Он называется "Дети и дорога". Фонду разрешили открыть штрафную стоянку - ну, и потекли денежки. Часть передавалась на "укрепление материальной базы УВД и ГИБДД города", что-то перепадало "Детям и дороге", но немало денег уплывало "в никуда". И это только одна стоянка, из "образцовых"! Если же взять в целом по городу, то в неофициальной беседе представитель правоохранительных органов упомянул цифру в 24 млрд. руб. (старыми), "заработанных" за годы существования штрафстоянок. За такие денежки стоит побороться... И боролись! Еще в мае прошлого года Новосибирский антимонопольный комитет пришел к выводу, что совместная деятельность УВД и хозяйственных структур по взиманию платы за использование штрафных стоянок противоречит не только Закону "О конкуренции", но и Закону "О милиции", приказу министра внутреннихдел, из которых следует, что задержание и сохранность автомобилей штрафников функциональная обязанность милиции и должны проводиться бесплатно. Справедливость, кажется, восторжествовала: 26 марта мэр подписал постановление, по которому все штрафные стоянки закрываются, а задержанные автомобили препровождаются на обычные муниципальные, где сутки обходятся уже в 10-20 руб. Правда, один из вице-мэров, радетель за блатоколах: "Прошу не ставить машину на стоянку, а в залог того, что отрегулирую автомобиль и заплачу штраф, прошу взять на временное хранение мой номер". А куда денешься перед угрозой эвакуации автомобиля? Но и тут свое слово шантажистам сказала прокуратура области. Установив, что "требования прокурора об устранении нарушений закона не выполнены и законные права граждан продолжают нарушаться". она "возбудила в отношении начальника оперативного управления Госкомэкологии Новосибирской области Косолапова Николая Ильича прого народное, заявил недавно, что "окончательно точку в этом вопросе ставить рано. Скажем, некто попал после аварии в больницу, а его автомобиль доставили на муниципальную стоянку, где потихоньку разворовали. На штрафных же специальные регистрационные журналы были и надежная охрана...". Так что, вполне возможно, "битва за стоянки" в Новосибирске еще не закончена. 'ЗЕЛЕНЫЕ ДРУЗЬЯ" А вот развернувшееся в течение последнего года "сражение" автовладельцев с экологами, кажется, завершилось победой здравого смысла над жадностью. "Зеленые друзья" - сотрудники оперативного управления Государственного комитета по охране окружающей среды Новосибирской области - люди в форме, очень похожей на милицейскую, проверяли выхлопные газы на предмет содержания окиси углерода. Если норма превышена - мало водителю не покажется: или плати штраф (до 800 руб.!) на месте, или - снимай номера, а то и отправляйся на штрафную стоянку. В декабре прокурор области опротестовал несколько пунктов внутренней инструкции Комитета по охране окружающей среды, как противоречащие законам. Экологи пункты эти отменили, но тут же придумали новые, где всего-навсего записали, что инспекторам-экологам "разрешается принимать добровольно передаваемые им водителями номера на хранение" до устранения экологических нарушений. И водители, действительно, начали... откручивать номера сами! Более того, писали в производство об административном нарушении". В мае Ленинский народный суд вынес решение: "Косолапова Н. И. подвергнуть штрафу в размере 1670 руб." "Зеленые братья" с улиц Новосибирска пока пропали. Надолго ли?... МЫТАРИ НА ДОРОГАХ А что же местные власти? Почему они не вмешиваются? Собственно, власти города и "задают тон", вводя все новые и новые поборы с автолюбителей. А почему бы и нет? По их мнению, автовладелец - человек богатый, раз уж сумел "железного коня" купить, да и куда он, родной, денется? Это местные "главы" давно уже поняли - ведь единственный налог, который собирается по России на 100%,,* - налог с владельцев транспортных средств.86ЗР 8/99