154
ДОВОДИМ ДО УМА*ный блок от любого автомобильного генератора. Есть у этого способа недостаток: 12вольтовые потребители "сажают" только Напряжение бортовой сети дизельных грузовиков, как правило, 24 В. одну аккумуляторную батарею и при поДля большинства же бытовых автомобильных электроприборов нужноследующих пусках через нее потечет огвсего 12 В. Как же водителю-дальнобойщику воспользоваться ими в пути? ромный стартерный ток соседней, свеРассказывает Владимир АРБУЗОВ. жей. Поэтому, чтобы уравнять при такой схеме сроки службы обеих батарей, приходится часто менять их местами. Более предпочтительный вариант Конечно, лучше покупать такие выключить - и ждите неприятностей приборы, что изначально рассчитаны (рис. 1). Если, скажем, включена 12- - установить преобразователь с 24 В на соответствующее напряжение. Но, вольтовая магнитола, то без защиты от на 12 В. Например, от автомобиля увы, "24-вольтовых" - днем с огнем не "переполюсовки" она может сгореть. ЗИЛ-133ГЯ, они бывают в продаже. Если не нашли, изготовьте самостоятельно - это несложно (рис. 2). Один из возможных вариантов на базе микросхемы КРЕН 8 (Б, Д). Ж Преобразователь включают в борто.Диод Выключатель вую сеть 24 В, а на выходе получают Аккумуляторная Аккумуляторная 'массы" батарея 12 В стабилизированное напряжение 12 В батарея 12 Ви ток до 5 А. Есть еще один простой способ заПотребитель 12 В Потребитель 24 В < _•_ щиты от "переполюсовки" (рис. 3). УсРис. 1. Традиционная танавливаем диод параллельно поНаправление тока '' схема подключения ' при выключенной "массе" без диода и 12-вольтового потретребителю. Главное условие - его маНаправление тока ш ксимальный ток должен быть значи'» » » »—»—' ввв 1 при включенной "массе' бителя. тельно (в несколько раз) больше токаНЕПРОСТОЕ ВЫЧИТАНИЕskiXРис. 2. Преобразователь с 24 на 12 вольт: а - принципиальная схема; - монтажная схема. ) б - монтажная схема.сыщешь. Встречаются адаптеры-преобразователи, понижающие напряжение с 24 до 12 В, но мощность их невелика, а стоят дорого. Поэтому водители, не мудрствуя лукаво, "вытаскивают" 12 Вс перемычки между аккумуляторными батареями. На этом проводе по отношению к "массе" будет +12 В. На него и сажают 12-вольтовое оборудование. Какие здесь могут быть сюрпризы? Правильно, никаких, но только до тех пор, пока включена "масса" Стоит ееВедь там, где был "+" при включенной "массе" при выключенной может оказаться "-" достаточно только оставить работающим какой-нибудь штатный потребитель. А это, как показывает практика, случается нередко. Любая сигнальная лампочка или электромеханические часы могут оказаться виновником конфуза. Избежать его проще простого. Нужно лишь последовательно 12-вольтовому потребителю включить диод, выдерживающий хотя бы 10 ампер (например, 231) или выпрямительСигнальная лампа Потребитель [Предохранитель I +Рис. 3. Еще один способ защиты от "переполюсовки".Пз.IДиод Д2311 *-»предохранителя. Теперь, если поменять полярность, цепь окажется закороченной, предохранитель сгорит и # включится сигнальная лампа. еимиммами154ЗР 8/99