122
МОТОРmmОсторожно! Сегодня на любом рынке ничего не стоит под видом настоящих запчастей купить некондиционные. Стоят они дешевле, но в эксплуатации обходятся очень дорого.Евгений БОРИСЕНКОВ Из всех отечественных двигателей лучше всего для капитального ремонта "на коленке" подходит уфимский. Помню, много лет назад чинили его на кухне... Сегодня, располагая неплохо оборудованной мастерской, мы считаем такую работу выгодной и несложной ис удовольствием приняли очередной заказ. "Стуканувший" мотор "41-го" "Москвича" извлекали, предварительно сняв коробку передач, головку блока и навесные агрегаты. Только потом вынули облегченный блок. Внутренние поверхности его пришлось целый день отскребать от нерастворимых отложений. Выяснилось, что коленвалу нужна шлифовка, а поршни и гильзы годны только в утиль. Правда, газораспределительный механизм после стотысячного пробега сохранился на удивление хорошо. Так что при ремонте головки обошлись притиркой клапанов и заменой резиновых маслоотражательных колец. Определив потребность в запчастях, отправились на рынок. Весь ремкомплект, включая масло, фильтры, сальники и прокладки, удачно купили за 1400 рублей. Продавец был готов присягнуть, что все "исключительно заводское". И наверняка не врал: где же еще можно отлить поршни? Вот только завод заводу рознь в чем мы убедились снова, поистине дорогой ценой. Впрочем, сборка прошла гладко ик вечеру следующего дня "Москвич" урчал ожившим мотором. Никому из нас не пришло в голову искать в этом звуке угрожающие нотки. А через неделю знакомый автомобиль затащили к нам на буксире. По словам владельца, в моторе что-то затрещало - и с тех пор он не заводится. Открыв капот, я с ужасом увидел в блоке здоровенную дыру. Первая мысль - "зря мыли". Вторая - "плакали денежки". Обе подтвердились... Вновь разобрав мотор, мы обнаружили причину. В безродном (без опознавательных зна-г И л'г101гков) поршне второго цилиндра канавка под стопорное кольцо пальца оказалась слишком мелкой. Кольцо выпало, задрало цилиндр и, сплющившись, пролезло в зазор между ним и поршнем. Поршень заклинило, шатун оборвался и сумел проделать аж две дыры в блоке и одну в поддоне. В довершение всего без видимой причины лопнул поршневой палец третьего цилиндра. Натворить бед он не успел, но •» очевидно, что при таком качестве деталей шансов у мотора просто не было. Самой обширной оказалась дыра, пробитая шатуном в нашем кармане. Покупка нового блока унесла 1300 рублей. Плюс 100 рублей шатун и 50 - вкладыши. Хорошо еще, что удалось приобрести отдельный поршень с гильзой за 150 рублей. Полный комплект был бы, конечно, дороже. На сей раз все взяли в крупном магазине и все - "заводское" (см. выше). Блок подошел сразу, а вот шатун... Стоило лишь слегка затянуть его крышку, как соединение теряло подвижность. Меняли вкладыши - без толку. Стало ясно, что шатун и крышка - не пара. Как известно (увы, не всем!), их обрабатывают в сборе и жить по отдельности они не могут. Похоже, тот, кто продавал, этого не знал. Решив брак на брак не менять (только время щ терять!), разверткой восстановили приемлемую геометрию нижней головки шатуна. Стопорные кольца каждый из нас по очереди проверил лично... Хозяин авто отнесся к происшедшему с пониманием и. выслушав наши извинения, отправился в ГИБДД - регистрировать новый блок. А мы задумались. Почему, к примеру, водка защищена от подделки двумя акцизными марками (федеральной и местной) и часто личной голограммой производителя, а детали для средства повышенной опасности (I) производят на свет все кому не лень? С тех пор прошло много времени. На рынках по-прежнему продают, а мы покупаем "заводской" товар. И ставим его на машины. Кто не рискует - не Ш пьет шампанского?..Поршень и ...Вот так пальчик.122ЗР 8/99