126
127
miiiumm2Ci-"C-"-Cv_-J- _Для вазовских переднеприводников существует около двадцати модификаций коробок передач. Принципиально различных же всего четыре - четырехступенчатая 2108и три пятиступенчатых: 21083-, 2109- и 2110-. Чем же они отличаются, взаимозаменяемы ли их компоненты?Сергей МИШИН, Алексей Коробки передач 2108- и 21083- четырех- и пятиступенчатые (соответственно) сегодня уже не выпускают. "Девятая", сменившая "восемьдесят третью" осенью 1996 года, - это переходная модель с некоторыми "десятыми" реКЛИМЕНКОЕще одно внешнее отличие картера ребра жесткости. На "восьмом" сверху их вообще нет, на "девятом" есть два подрезанных по длине, на "десятом" более длинные, сходящиеКартер коробки передач 2109-.Внешне "девятый" и "десятый" картеры сцепления (фото 1) отличаются от "восьмого" (фото 2) отверстием для установки сапуна вентиляции. А у "восьмой" и "восемьдесят третьей" коробок оно в задней крышке. Внутренне же - дополнительными каналами для подвода смазки к подшипникам валов. Именно из-за различий в расположении I Таблица 1 ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ" сапуна эти детали невзаимозаменяемы: Модель 21082108321092110"восьмой" картер сцепления совместим Различия только с одноименным картером коробки 4 Количество передач 555в комплекте с задней крышкой с сапуном. Сапун вентиляции На задней На задней В картере В картере крышке сцепления сцепления крышке В движении любой механизм нагреваетЩуп уровня масла Нет Нет Есть Есть ся, и если его картер не будет герметичв картере КП ным, поднявшееся давление выгонит Диаметр ведомого диска 190 190 190 200 сцепления, мм смазку через сальники и прокладки. ИгольчаИгольча- СкольжеПодшипники вторичного ИгольчаКартер 2110- не просто большего вала гые тые ния тые шениями: сапун вентиляции картера перебрался с задней крышки на картер сцепления, появился щуп уровня масла, стала эффективней система смазки. Коробка 2110- отличается от предыдущих моделей увеличенными размерами картера сцепления и иной блокировкой включения заднего хода. У коробок один и тот же ряд передаточных чисел, главные же пары могут быть разными: 4.1; 3,9 и 3,7. Исключение - "десятая", для которой главная пара 4,1 не предусмотрена. Сначала о "корпусных" деталях. Их три - картер сцепления, картер коробки передач и его задняя крышка. Картер сцепления. Индекс -1601015 (без шпилек), либо -1601010 (со шпильками). 2 «^Картер коробки передач 2110-.^н*лКартер коробки передач 2108-.\ £**'' : * >Картер сцепления 2108-.ч3 ЙW*Й? АКартер сцепления 2109- и 2110-. Виден канал для подвода масла к подшипникам и вентиляционный к сапуну.размера (под "десятые" сцепление и маховик), но спроектирован для установки "десятого" стартера с двухшпилечным креплением. Картер коробки передач. Индекс -1701015 (без шпилек), либо -1701010 (со шпильками). В "девятом" и "десятом" картерах (фото 3и4 соответственно) есть щуп уровня масла (в "восьмом" - фото 5 - нет) и, кроме того, сверху - дополнительные отверстия для кронштейна троса сцепления (на снимках в них завернуты винты). У каждого картера свой кронштейн: "восьмой" - с двумя отверстиями, "девятый" - с тремя, а у "десятого", кроме трех крепежных, есть еще одно, побольше, для опоры силового агрегата. К тому же у "десятой" коробки свои вилка выключения сцепления и трос.на нет. К этому у последних двух добавлено и ребро, идущее к отверстию крепления кронштейна троса. В зоне выхода левого привода у "восьмого" и "девятого" картеров по две пары "закрученных" треугольных усилителей, а у "десятого" в зоне щупа уголок один, но заметно большего размера. Отличия есть ив рисунке ребер на корпусе главной пары. "Десятый" картер - самый жесткий и прочный, так как рассчитан под двигатель 2112, который существенно мощнее "083-го".| Таблица 2ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ' Модель 2108- 21083- 2109- 2110Компоненты Картер сцепления 2108- 2108- 2109- 2110Картер КП 2108- 2108- 2109- 2110Задняя крышка 2108- 21083 2110- 2110Первичный вал 2108- 21083- 21083- 2110Вторичный вал 2108- 21083- 21083- 2110Набор шестерен 2108- 2108" 2108-" 21102Механизм переключения 2108- 21083- 21083- 2110Штоквыбора 2108- 2108- 2108- 2110Рычаг штока 2108- 2108- 2108- 2110ШтокУ передачи Нет 21083- 21083- 2110ВилкаV передачи Нет 21083- 2110- 2110'В таблицах 1и2 приведены условные индексы коробок передач поскольку могут встречаться -сборные' коробки передач из разных компонентов. "Кроме пятой передачи.126ЗР 8/99 Взаимозаменяемы "девятый" и "десятый" картеры. "Восьмой", как мы уже отметили. совместим только с "восьмым" картером сцепления. Задняя крышка картера. Индекс -1701205. Их всего три: 2108- и 21083- - с сапунами, 2110- - без него. Использование последней (фото 6) на коробке передач 21083- недопустимо - она окажется без вентиляции.втулках. Свежее решение позволило "убить двух зайцев": снизить шум коробки на холостом ходу и обеспечить надежность работы под нагрузкой с более мощным двигателем. Но именно подшипники скольжения делают "десятый" вал совместимым только с картерами сцепления 2109- и 2110-, имеющими специальные каналы для подачи масла Зато вал 21083- можно установить в любой картер. Кстати, валы поставляют вместе с набором шестерен. Набор шестерен. Их два: 2108- четырехступенчатый и 21102- пятиступенчатый. Одно из отличий комплектов в том. что у "восьмых" есть радиальные отверстия для подвода масла - они смазываются разбрызгиванием (фото 8), а у "сто вторых" их нет (смазка поступает из вала).Механизмы выбора передач (слева 2108-, 21083-, 2110-.направо):бую коробку передач на "Самаре" можно устанавливать только "восемьдесят третий" механизм, а в коробку "десятого" семейства - только 2110-! В "комплекте" с каждым механизмом идут еще две детали - шток выбора передач и рычаг штока. Шток выбора передач. 21081703024-01 и 2110-1703024 (фото 10).Штоки выбора передач 2 10 8(вверху) и 2110-.8Задняя крышка коробки передач 2110-.Теперь поговорим о "начинке". Первичный вал. Их два: 210831701030 и 2110-1701030. Отличительные особенности "десятого" - переменный (конический) профиль зубьев шестерни второй передачи. Это позволило снизить нагрузку на ее синхронизатор, который на "самарах" изнашивался быстрее остальных. Тем не менее валы взаимозаменяемы. Вторичный вал. Индекс -1701105 (фото 7).Валы втор ичные21083 (светлый) и 2110(черный).В шестернях набора 2108- имеются смазочные отверстия.Кроме того, у "сто вторых" шестерен первой и четвертой передач диаметр "посадочного" отверстия меньше, чем у "восьмых" (32,8 мм против 37). Таким образом. наборы шестерен невзаимозаменяемы. Механизм выбора передач. Их три: 2108-1703050 (для четырехступенчатой КП), 21083-1703050 и 2110-1703050 (фото 9). Механизмы 2108- и 21083- (левые на фото) легко отличить от 2110- по стальному штампованному корпусу и повышенному усилию включения заднего хода. Кроме того, у "восьмого" нет пятой передачи; визуальное отличие - нет пружины на оси. У "десятого" механизма корпус литой алюминиевый, упор включения заднего хода расположен на кузове. Поэтому в лю-У них разные углы наклона отверстия под рычаг. Различить их можно по малозаметной радиальной проточке в середине штока - у "восьмого" она широкая (85 мм). а у "десятого" - узкая (8 мм). Рычаг штока. 2108-1703028-10 и 2110-1703028 (фото 11). У них, как иу штоков, разные углы фиксирующих отверстий. Кроме того, у "вось-11Рычаги штока: 2108- (две щеки) и 2110-.«ч4Отличительная особенность "восемьдесят третьего" вала в том, что шестерня главной передачи выполнена заодно с ним. Поэтому "восемьдесят третьих" валов три - для каждой главной пары свой. У пары 4,1 швхгге£нялЦ7з^быми. У 3,9,^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ Таблица 3 КАРТЕРЫ СЦЕПЛЕНИЯ Модель 2108- 2109- 2110Особенности Для сцепления диаметром, мм 190 190 200 Сапун Нет Есть Есть Количество шпилек крепления Tnuт „ „ Ло.щйиТбудто хромированный, с попереч-.ной проточкой для смазки в середине, & У "десятого" вала шестерня глав- Ч ной передачи сменная, посажена на}' шлицах. В средней части вал заметно .> толще, к тому же он черного цвета, такк, что спутать его с "восемьдесят третьим" просто невозможно. Кроме того, у него внутри сквозной канал, по которому масло через радиальные сверления поступает к подшипникам шестерен. Шестерни 21083-го вала вращаются на "иголках", а "десятого" - во •*/***$ -^0§^y3J^\5J^^u&}ecT9L^cT3f>i^_Дополнительное внутреннееwДополнительные каналы для подвода мазки к подшипникам'РиДвд^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ Таблица 4 КАРТЕРЫ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ Модель 21082109- 2110Особенности Щуп уровня масла Нет Есть Есть Ребра жесткости в верхней КоротДлинНет ные части картера кие Один Два двойных, больРебра жесткости сбоку, 'закрученных* шой в зоне привода уголок Отверстие под крепление Нет Есть Есть кронштейна троса сцепленияТаблица 5 КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ПЕРЕДНЕПРИВОДНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ВАЗ Индекс Главная Картер Картер Примечание пара сцепления КП 4-ступен. 210821082108-1700010-01 3,9 4-ступен. 21082108-1700010-02 21084,1 2108210821083-1700010 4,1 210821083-1700010-01 3,9 210821083 1700010-03 3,7 210821082109210921083-1700012-12 4,1 2109210921083-1700012-11 3,9 21093,7 21083-1700012-13 2109для "самар" с 3,7 211021082-1700010 2110двигателями на базе 2110 21093-1700010 210921094,1 2109210921093-1700010-01 3.9 21093,7 210921093-1700010-03 для ВАЗ-2110 2110-1700012-10 3,9 21092110сдвиг. 21083 для ВАЗ-2110 2110-1700012-20 3,7 21092110сдвиг. 21083 для двиг. 2111 3,7 21102110-1700010 2110для двиг. 2112 3,7 211021102110-1700010-30ЗР 8/99127