144
145
146
fJJсj JjyjrJIгIr\ \Uf-JJ^Весь мир масляных фильтров в уникальной супертаблице, и только в ЗР!Обзор масляных фильтров мы начали в предыдущем номере с картриджей - бескорпусных элементов. Гораздо более распространены корпусные, или, как их называют по-английски, "спин он" (spin on), то есть буквально - "приворачиваемые". Свыше 90% двигателей легковых автомобилей в мире оснащены именно такими. В отличие от сменных картриджей, в них все одноразовое: фильтрующая штора, каркас, уплотнения, клапаны да и сам корпус. Отсюда - ощутимое снижение трудоемкости обслуживания: отвернул старый фильтр, привернул новый - и порядок! Большинство выпускаемых в мире фильтров по устройству похожи на наш "жигулевский" (разумеется, речь не о качестве!), то есть содержат два клапана перепускной и противодренажный (рис. 1). Первый иногда может стоять на входе фильтра (так делает фирма "Пюролатор", см. ЗР, 1996. № 9), накапливая крупные частицы износа в корпусе и не пропуская их обратно в двигатель. На некоторых двигателях конструкторы обходятся без противодренажного клапана - его надобность отпадает, если фильтр стоит колпаком вниз и масло не может вытечь в картер на стоянке. Или вместо перепускного клапана на входе ставят антивакуумный клапан на выходе - он открывается только давлением изнутри, препятствуя быстрому сливу масла из фильтра. По этой схеме выполнены фильтры всех бензиновых моторов "Ауди" и "Фольксвагена". Иногда,А теперь перейдем к практике: какой фильтр подойдет к вашей конкретной машине? Во-первых, его резьба должна соответствовать той, что на штуцере двигателя. Во-вторых, наружный диаметр прокладки должен быть близок к диаметру кольцевого выступа вокруг штуцера, так называемой розетки. В-третьих, основание фильтра должно быть так же вогнуто, как иу штатного, иначе не хватит места шестиграннику штуцера и прокладка неплотно прижмется к розетке. В-четвертых, фильтр должен быть близок поIдля надежности, применяют и противодренажный, и антивакуумный клапаны так устроены фильтры вседорожников "Ленд-Ровер". а также некоторых моторов "Мазды" и ФИАТа (рис. 2). А в фильтрах многих двигателей "Ниссана", "Опеля" и "Джи-Эм" вообще нет клапанов, даже самого главного, перепускного. Конструкторы разместили их стационарно в специальных проставках подпружиненный шарик или плунжер надежнее одноразовых манжет.Антон УТКИН меньше штатного, ставить нежелательно, ведь конструкторы специально рассчитывали необходимую минимальную площадь шторы. Например, фильтры дизелей всегда крупнее, чем у равных по мощности бензиновых моторов. Тяжелонагруженные детали требуют дополнительного охлаждения маслом (у "дизельных" маслонасосов более высокая производительность), и штора "дизельного" фильтра способна пропускать дополнительное его количест- * во. То же самое - на форсированных моторах модификаций GTi. Самый яркий пример - "воздушники" "Порше", на которых применяют огромный фильтр от "грузовых" дизелей "Катерпиллер" и ИВЕКО. И, наконец, в-пятых, комплект клапанов фильтра должен быть не меньше, чем у штатного. Например, при отсутствии положенного перепускного клапана штора порвется при первом же холодном пуске, а без противодренажного мотор каждый раз будет по полминуты работать "всухую" - в обоих случаях ускоренный износ неизбежен. А вот лишние, ненужные по штату кпапаны не навредят - двигатель просто не заметит их присутствия. Поговорим о присоединительных размерах. Около 75% всех корпусных фильтров для легковых автомобилей, в основном европейских и американских, рассчитаны%. на "европейскую" розетку номинальным диаметром 71,5 мм. Фильтры моторов японского происхождения (неважно, где сделанных: в Японии, Европе, Америке или Корее) согласуются с "японской" розеткой диаметром 63 мм, и таких около 20%. Оставшиеся несколько моделей предназначены для дизелей с "грузовыми" розетками. Например, у 'Форда-Транзит 2,5D" ее диаметр 92 мм. Сложнее с резьбами под штуцер - их для фильтров только легковых автомобилей предусмотрено двенадцать: пять дюймовых и семь метрических. Самая распространенная резьба - дюймовая 3/4"-16UNF, то есть диаметром 19.05 мм и шагом 16 ниток на дюйм (1,59 мм) - такие штуцеры на моторах большинства фирм Европы, Америки и Японии. Затем идет М20х1,5МВ - ее применяют, в основном, во Франции и Японии. М18х1,5МВ - традиционно французская, но с 1984 года стала визитной карточкой фильтров для "Опеля", а затем и "Джи-Эм"** и, конечно, корейских "дэу".Рис. 1. Масляный фильтр с двумя клапанами: 1 - корпус; 2 - фильтрующий элемент; 3 - противодренажный клапан; 4 - основание корпуса; 5 - прокладка; 6 - перепускной клапан.размеру к штатному. Слишком большой может не уместиться в отведенном ему пространстве под капотом. Еще хуже - если уместится, но сомнется при срабатывании подвески или перемещении двигателя на упругих опорах. Но и тот, что намного144ЗР 10/99 Другие резьбы фильтров специфичны для узких групп автомобилей определенных марок. Например, М22х1,5МВ применяется только на грузовичках "Форд-Транзит" и старых "хондах". А резьбы М24х1,5МВ и М26х1,5МВ - только на дизелях: первая - "Тойоты", вторая - "Мицубиси" и "Мазды". Для фильтров больших дизелей вседорожников "Ленд-Крюйзер" предусмотрена даже М30х1,5МВ. Самую редкую из "фильтровых" метрических резьб, М16х1,5МВ, увидишь только на микролитражках "Пежо" и "Ситроена", начиная от горбатого "Де шво". Из дюймовых резьб вторая по распространению - 1"—12UNF (диаметр 25,4, шаг 2,12 мм). Кроме дизелей, применяется наВ таблице представлен почти весь спектр корпусных масляных фильтров, которые могут понадобиться российским автовладельцам. За ее пределами остались совсем редкие у нас - для автомобилей внутренних рынков Америки и Японии, а также компактных европейских микролитражек. Номера фильтров - из каталогов пяти наиболее активных в России западных фирм, прочерк означает отсутствие данного типоразмера в производственной программе. Кроме того, таблица позволяет быстро подобрать оригинальный фильтр от другой марки автомобиля - таких сведений в каталогах не найти. Например, некий житель уездного города N ищет фильтр к подержанному "Пежо-405". Рад бы и задорого купить, ведь тащиться за тридевять земель, в Москву еще дороже выйдет. Смотрит в таблицу: "Надо же. от "КИА-Кларус" - почти такой же! А яи не знал!". И пулей в область - там недавно фирменный сервис КИА открылся...Фильтры всех четырех групп обязательно оснащены перепускным и противодренажным клапанами. У остальных (номера с 35 по 53) набор клапанов неполный (или резьба редкая), поэтому взаимозаменяемость ограничена. Например, к "Фольксвагену-Пассат" подойдут фильтры 3, 7 и 11 от "Форда", ФИАТа и "Опеля", а вот 36-й "фольксвагеновский" на ФИАТ ставить нельзя - в нем нет противодренажного клапана. Или, скажем, к "Ниссану-Алмера" отлично подойдут фильтры от многих моделей "Тойоты" и "Сузуки" и даже необычайно дешевый ($3) от "Дэу-Дамас". А наоборот - ни в коем случае! И в заключение - об отечественных машинах. Если раньше к иномаркам приспосабливали "жигулевский" фильтр, то теперь владельцы "жигулей" с удовольствием ставят "чемпионовский" или "фрамовский" от "Вольво" и ФИАТов, уже не тревожась, что масло пойдет через щели в обход шторы или кончится противодренажный клапан. Итак, фильтры группы "Форд". Для "Жигулей" всех моделей: 1, 2, 4, 9,13. Семейство "Самары" и ВАЗ-2110: только 9. "Нива": 1, 2, 3, 4, 7, 9,11, 13. "Волга", "Соболь", "Газель" (мотор ЗМЗ-406): 1, 2, 3, 4, 7, 9, 11, 13. "Москвич-2141" (моторы ВАЗ и УЗАМ): 1,2, 4. 9. 13. А владельцев "святогоров" с французскими моторами частенько обдирают как липку алчные торговцы с рынков. Наслушавшись рассказов о том, что к его двигателю "ничего нет", растяпа легко выкладывает шестьсот рублей за "дефицитный" фильтр, не подозревая, что в соседнем (специализированном, а не "москвичовском") павильоне точно такой же "Чемпион-РЮЗ" лежит за двести, поскольку продавцу безразлично, куда его поставят: на "Москвич", "Рено" или "Вольво"...АВТОМОБИЛЕЙ Обозначение по каталогу Clean D0339 00223 From Mann AC Oelco STДля удобства пользования фильтры в таблице расположены не по маркам автомобилей, а по группам взаимозаменяемости. Первая, назовем ее группа "Форд", объединяет Рис. 2. М асляный фильтр стремяклапанами : 1 - блок двигателя ; те, что с резьбой 3/4"-16 и2 - уплотнительная прокладка ; 3 - корпус; 4 - п ротиводренажный под "европейскую" розетку клапан; 5 - фильтрующий элемент: 6 - п ерепускнойклапан ; 7 - а н ­ (номера с1 по 14). Втооая тивакуумныйклапан ; 8 - резьбовой штуцер . (с 15 по 22) - "Мицубисигфильтрах мощных бензиновых моторов Мазда" - с резьбой М20х1,5 и под "япон"ягуаров" и "порше". Остальные три: скую" розетку. Фильтры группы "Сузуки-Той13/16"-16 UNF (20,64x1,59 мм), 1 1/8"- ота" (номера с 23 по 28) - с "американской" 16UNF (28.58x1.59 мм) и 5/8"-18UNF резьбой, но "японской" прокладкой, а груп(15,88x1,41 мм) - только на фильтрах амепы "Рено" (с 29 по 34) - наоборот: резьба М20х1,5, а прокладка диаметром 71.5 мм. риканских и английских автомобилей.ПРИМЕНЯЕМОСТЬ КОРПУСНЫХ МАСЛЯНЫХ ФИЛЬТРОВ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ЛЕГКОВЫХ Штатный фильтр Наличие диаметр размеры Марка, модель автомобиля, клапанов ютвм корпуса,и им объем двигателя, л резьба "Р°' *~ кладки, диа- высо- П п . „ А В Champion ,„ П мм метр та п ВД , •"Й)рд' :'ЗС10рт:и°рргУГранада ,Тр31гит"."С*орпи11" (бензиновые: 1,3:1.6; 1,8; 2.0; 2.3; 3/4"-16 71,5 96 97 + I - С102 С166 2.4; 2.8; 2,9) *Джип* Чероки" Рэнглер" (2.5; 4,0:5.2) - с 1990 г. *Форд': Гранада" (2.01.1андерберд' (2,3). Крайслер'- "Вижн" (3,5), *Вояджер" (3.0:3.3). "Додж Вайпер" (8,0) "Тойота": Коралла", "Карина", "Селика" (бензиновые 1,6,1,8; 2,0) ФИАТ "Типо". -Темпра", Крома" (1.7; 1,8:2,0) "Форд"' "Эскорт", "Орион", "Сьерра", "Мондео" (дизель 1,8) 3.'4"-16 71,5 96 3/4"-16 71,5 76 97 + + + 106 + + 88 + + C117 C115 C104 C165PH2800 PH2809 W91&1 W920 PH2843PH2855 W920/12W920/17 PH9BPH16 W920.21W930 PH2811 PH2879 PH5499 PH2991 PH8951 W68.80"Шкода": чрелиция" (1.3; 1,4). "Форд": 'Эскорт", "Сьерра" (1.4; 1.6). СААБ: 900.9000.9-3.9-5 3/4--16 71,5 76 (2,0; 23). "Крайслер": "Неон", "Саратога", "Ле Барон", Вояджер" (2.2:2,5:3,0)002626 D0851D0338 DO840DO848 DO217DO303 DO850DO227 00286 00225*3 D0225 D0225CPH5112PH5550 W712/1 W71221 PH5172 PH4702 W712/4W712/6 PH3614 W712'2W712'38W920/26X18"Ленд-Ровер: "Дефендер", "Дискавери", "Рейндж-Ровер"(2,4;2,5;3.5;3.9;4.2;4.6)."Ниссан": 3/4"-16 71,5 96 140 + + + C105 C143 ' Патруль" (2.8D). "Феррари" (ряд моделей) 'Фольксваген", 'Дуди", СЕАТ |дизали 1.8; 1.9; 2,0:2,5: бензиновый 2,8). "Форд": "Транзит" (ди- 3/4"-16 71,5 92 140 + + - C150 зель 2.4). "Краун Виктория". Тандерберд",' Мустанг" (5.0), "Таурус (2.5; 3,0). "Зксплорер" (4,0)PH4743 PH2821/A PH2815PH2996 W1140/1 W940/21 PF7X61 PH3569PH4825 W940.24 W940/81 X100 W1130/13P 10/99145 Штатный фильтр а. Марка, модель автомобиля. объем двигателя, л резьба рт диаметр рази Ч*1 клапанов Kopnyi "<* кладки, диаВЬ ^ ° " П П ПД AB Champion метр 71,5 71,5 71,5 71.5 71,5 715 Обозначение no каталогуX7 ФИАТ:ТТунто'.-Типо'(1,4:1.6)."Уно"(1.0)до1993г ЗГ-16 3/4'-16 ЭИ--16 3/4"-16 3/4'-16 34"-16Clean D0238 D0321 D0227 DO906 D0881 D0242 D0886 D0918 D0328FramMann W713/4 W1126/4 W914/2 W730/1 W724.5ACDelco8 ФИАТ: 'Уно", "Типо", "Дукато" (дизели 1,7; 1,9)9 ВАЗ:все модели 10 "Фольксваген": Транспор-ер". Каравелла (бензиновые 1.6:1.8:2.0; 2.1) "Форд": "Эскорт","Орион'. "Мондео" (бензин. Турбо 1,6; 1.8; 2.0)76 107 96 76 76 107 92 92 90100 97 72 140 116 123 87 184 82+ + + + + + + + ++ t * t t + + • +t -C106 C112 C130 C132 C148 C147 C152 C164 C137 F111_PH2956 PH2854PH5172X18 X19 X19X15211 "Опель: Омега", "Фронтера' (дизель 2.5) 12 "Ауди", Фольксваген', СЕАТ (дизели 1.6; 2.0:2.4:2.5) 13 "Вольво все модели, кроме серии 400 14 "Фольксваген": Транспортер" Каравелла' (дизели 24:2,5) 15 "Мицубиси": "КальТ, "Лансер". Талант" (бенэиновье 1.2-2,6). "Паджеро" (3.0 до 1991 г.).•Протон (ряд моделей). "Хёндэ": "Лантра". "Соната" (1.5; 1,6; 1.8; 2.0; 2.4:3.0). "Опель": "Монтерей" (3.1:3,2). "Исудзу": Трупер" (2,2) 16 "Мицубиси: 'Кольт. "Лансер Талант. Паджеро (дизели 1.8; 2,3) 626.929 (1.8:2.0; 2.2). "Хонда": "Аккорд' (1.8:2,0; 2.3). CRX (1.6). "Прелюд" (1.8; 20). Форд: "Проуб" (2.0; 2.5). "Опель": Корса", "Кадет" (дизели 1.5:1.7 до 1995 г.) 18 "Мазда": 323.626 (1.3.1.4:1.6:1.8). "Хонда": Сивик' (15:1.6 с 1991 г.). "Хёндэ": "Акцент" (1.3.15), Н-100 (дизель 2.5). "Мицубиси: 3000 GT, -Паджеро" (3.0 с 1994 г.). "Додж": "Стеле'. Исудзу: "Трупер" (3.2) 19 "Мицубиси": Копьт-GTT. "Лансер", Талант* (1.3:1.5:1.6; 2.0). "Эклипс" (20). L-300 (2,0:2,4) 'Паджеро' (3.0 с 1991 по 1994 гг.). "Хенда": Н-100 (2.4) 20 "Ниссан": -Максима" (2.0:3.0 с 1994 г.). "Мазда": 626 (2.0; 2.2). КИА: "Спсртидж" (бензиновый 2.0) "Исудзу": Трупер' (дизель 2,8) 21 "Мицубиси": Кольт". "Лансер" (1.3; 1.5:1.6; 1.8). Спэйс Вэгон" (20). "Мазда". МХ6 (2,5) Форд": Проуб* (2.5) 22 Мазда" 121.323.626.929. "Кседосб" МХЗ. МХ5. RX7 (1.0:1.1; 1,3; 1.4; 1.5; 1,6; 1,9:2,0:2.2 3.0). КИА: "Авелла" 11.3; 1.5), "Сефия" (1.6:1,8). "Ниссан": "Алмера". "Примера" (2.0 с 1996 г.) 23 Сузуки": "Самурай (1,3). "Витара" (1.6). "Тойота": Королла", Карина". Крессида". Корона". MR-2 (1.3; 1,5:1,6; 2,0 до 1987 г.). "Лексус" (4.0) 24 Тойота: Кэмри". "Краун". Крессида Турбо". Селика GT. "Cynpa" (2,0:2,5:3.0) "Лексус": GS300 25 Сузуки" "Самурай". "Свифт" (1.0; 1.3; 1.6). Субару: Джасти" (1.3). "Дэу": "Тико". "Дамас" 26 Сузуки' "Валено" (1.3; 1.6; 1.8). "Дайхатсу": Териос (1.3) 27 Тойота": Королла" Карина". Кэмри". "Терсел". "Селика". "Авенсис". PAV-4 (1.3; 1.5:1.6:1.8; 2.0) 28 Тойота': "Королла-GTi. "Селика". МР-2 (1.6; 1.8; 2.0) 29 30 "Рено*: 19. "Клио". "Лагуна' (1.7:1,8:2.0). "Вольво" 440,460,480 (1,6:1,7; 1.8; 2.0). •'Москвич-СвятогорРЗН" (2.0) 31 Рено": "Сафран". "Эспас" (2.0:22:3.0). "Пежо": 106.205.309 405.605 (1.0-2.1) Ситроен": АХ. ВХ. ХМ. Ксантия". "Ксара". ZX (0.9-2.5) 32 Джил": "Чероки". Рэнглер (бензиновые 2,5:4.0 до 1990 г.. дизель 2.1). "Рено". "Сафран". "Эспас" (дизель 2,1)PH6682 PH4848PH2994 PH4467 PH2851BW719/14 W1130/1 W1140/1 W917 W950,'4X5033/4"-16 3/4"-16 М20х1.571.5 71,5 63X19X120PH3562 PH2856weweoW930/11 W81&80 W818fl83 W818-80 W814/80М20х1,563 6396 80114 102+ ++ +-F115 F208DO206 D0828PH2921 PH3917 PH2849X105 X11917 "Мицубиси" Кольт". Лансер'. Талант" (дизель 1.8). Паджеро (дизели 2.3:25). "Мазда": 323 М20Х1.5М20х1,5638075+t-F110D0324PH2871 PH4870 PH6811X118«•М20х1,5 М20Х1.5 М20х1,5 М20х1.5 3/4--16 3/4"-16 3/446 3/4"-16 374--16 3/4"-1663 63 63 63 63 63 63 63 63 6380 68 66 66 80 77 80 77 66 68 86 86 96 76 76 76 76 76 76 76 96 77 96 96 96 77 96 9671 87+ ++-F119 F116 F126D0853 D0853 D0854 D0815. D0338. DO 910 D0911 D0337 D0846 D0851 D0862PH5317 PH5343 PH5317 PH5343 PH4998 PH2951 PH2954 PH5283 PH36"4 PH4746PH4377 PH4997 PH4967 PH4386_W61081 W61W1 W61082 W6780 W814/81 W818W W711.-80X92X146 X146tt67 100 88 75 57 76 90+ t * * t ti+ ++-F129 C110 C136X18PF53C170+ + -.C138W6781X115we»X161+-М20х1.5 М20х1.5 М20х1.5 М20х1.5 М20Х1.5 М18х1.5 3-4--16 3/4"-16 34--16 3/4--16 34"-16 МШ1.571,5 71,5 71,5 71.5 71.5 71,5 71,5 71.5 71,5 71,5 71,5 71,573 88 97 100 89 88 116 88 116 88 95 127 110 140 97 100 140 140 85 120 137 71 84t + + + t + t tt » t + t •+-F103 F104 F105 F107 F118 G102 C149 C160 C121 C113 C103DO920 D0288D0884 D0913 D0332 D0818 D0912 00229 D0218 DO907 D0942 DO310 D0261 D0849 00296W813/6W8143 №14.24X106 X104 X88++ +PH4703W815 W9171 W92025+• + +PH4558 PH5566 PH4722 PH5552 PH5414X95 X88% •заФИАТ: "Уно" (1 О) "Пунто". "Типо", "Темпра'. Браво". Брава' (1.1; 1.4; 1.6; 1,8)W713'1634 КИА:"Кларус"(1.8;2.0). Опель":Корса". Вектра"(дизели 1.5:1.7с 1995г.) 3= Опель': Астра" Аскона'. "Вектра". Корса". Кадет", "Рекорд". Калибра" "Тигра" "Омега, Фронтера" (бензиновые 12-3.0). СААБ" 9000 (3.0) "Дэу" (все модели, кроме "Тико" и "Дамас"! 36 Фольксваген-Ауди-СЕАТШкода" (бензиновые 0.9; 1,1:1,3:1,4; 1,5; 1,6; 1.8:1,9:2.0:2.2: 2.3; 26). БМВ (бензиновые 2,0:2.5.2.7) 37 БМВ (бензиновые 1.6:1.8:2.0:2.3; 25; 2,7) 38 Мерседес-Бенц" (бензиновь е 1.8:20:2.3:2.6:3.0 до 1993 г.) 39 Опель": Кадет', "Аскона". Корса", "Рекорд", 'Коммодор". "Сенатор", 'Фронтера" (бензиновые 1,0:1,2; 1,3:1.4:1,5; 1,6; 1,7:1.9:2,0:2,4 до 1987 г.) "Форд": "Ка" (1,3) 40 "Опель": "Омега". 'Фронтера (дизель 2.3) 41 Шевроле": Люмина". "Корсика" (3.1; 3.4 с 1990 г.). 'Корвет". 'Блейзер. Сабербен' (5,7 с 1993 г.). "Понтиак": Тран-при" (4.3; 5.0). "Файрберд" (3.1 с 1990 г.) 42 Шевроле": "Каприс Классик". Корвет" (5.7 до 1991 г.). "Кадиллак": "Флитвуд" (5.7 до 1994 г.) 43 Шевроле": "Блейзер* Корвет* (5.7 до 1993 г.). -Сабербен" (65; 65:7,4) 44 Форд": 'Транзит (дизель 2,5)mmW71222 W71925 W719/5 W719/15X93X9PH2926 PH2872 PH5117 PH3535 РНЭ980 PH30 PH13 PH4553AW818W8191 W712/1 W930'12 W717 W936/5 W936/5 W920/32W94O16 W713/1X504X72- + + E103 C109PF51ГЗ/16--16 71.5 1316" 1С 71.5 М22х1.5 Э/4--16 Г-12 Г-12 М24х1.5 М24Х1.5 М30х1 5 92 63 71.5 71.5 63 63 63OO330 D0295 D0812 D0879 00341 D0834 DO250-45 "Ниссан*: "Алмера". "Санни". 'Блюберд'. "Примера". "Террано".Патруль (бензиновые 1.3 1.4:1.5; 1.6:1.8:2.0:3.0)PH5126 PH2932 PH5124 PH5123 PH470446 "Ниссан" "Сачни". "Примера' "Террано" (дизели 1.7; 2.0; 2.7) 47 Порше": 911 (2.2 2.4:2.7:3.0:3.2:3.3). 924 (2.0:2.5). -Ягуар" XJ6; XJ12 (3.4:3.6:4,2; 5.3) 48 "Тойота": Королла" "Карина" (дизели 1.8; 2.0) 49 Тойота": Ленд-Крюйзер (дизель 2.4) 50 "Тойота": Ленд-Крюйзер' (дизель 4.0)_ + + + + F117 + E*01 A101 -W94Q/5 W940/29= X2X102 X9D0236 D0861 00863 00275103 102 10780 90W81185 W815/B1•PF9635152 Субару' 'Импреза. 'Легаси". "Форегер" (1.6:1.8:2.0). М20Х15 М22х1,5 63 63D0836 DO340PH5280 PH353153 "Хонда": "Сивик" "Аккорд" CRX(12; 1.3; 1.5; 1,6до 1987г.)1463P 10/99