46
47
У РОЗЕТКИ»РЕШАЮЩИЙ РАУНД:ЭЛЕКТРОНЫ ПРОТИВ УГЛЕВОДОРОДОВПрогресс в конструировании электромобилей наконец-то стал виден и "невооруженным глазом".Михаил ГЗОВСКИИ, Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ "Электрических" машин на дорогах общего пользования с каждым годом все больше, а сообщения о новых разработках в этой области не сходят со страниц журнив свинец никелем, удалось создать целую гамму новых аккумуляторов: никелькадмиевых, никель-водородных и никельцинковых. Им присущи долговечность, нетареей пробег до следующей подзарядки до 250 километров. А в 1996 году был зафиксирован и рекорд: автомобиль "Солектрия-Санрайз", приводимый в движение только электромотором на никель-металлогидридных батареях, преодолел на "одном дыхании'' более 600 км! Еще одно неоспоримое достоинство - быстрота подзарядки: всего за 10 минут такую батарею можно "заправить" на 80% емкости! В ходетопливный бак с водородомРасположение агрегатов "Форда-Р2000" с топливными элементами.. налов и газет. Неужели электрокар способен-таки составить достойную конкуренцию бензиновым и дизельным авто? Или применение высоких технологий - лишь хитрый рекламный трюк, призванный доказать превосходство над конкурентами? До недавнего времени развитие электромобилей сдерживалось низкими параметрами источников тока. Многие годы в этом качестве служила традиционная свинцово-кислотная батарея. Помимо других серьезных недостатков, она ограничивает пробег машины до подзарядки примерно 150 километрами. Конечно, со временем батарею удалось облегчить и заменить кислоту в жидком виде на менее опасный гель. И все же сенсаций здесь ждать не приходится: плотность "упаковки" энергии и мощность кислотных батарей почти достигли теоретического предела. Замечувствительность к морозам, возможность быстрой подзарядки. Цена, правда, кусается, да и воду в некоторые типы батарей все же приходится периодически доливать. Наиболее перспективны на сегодняшний день никель-металлогидридные системы - у них максимальные удельные показатели, да и саморазряд приемлемый: 50% емкости за месяц. С тех пор, как никельметаллогидридные батареи впервые применили в автомобилестроении, прошло шесть лет. За это время экспериментальные электромобили накрутили по дорогам миллионы километров, доказав свою пригодность к эксплуатации при температурах от -25 до +50СС. К очевидным плюсам никель-металлогидридных систем, в первую очередь, можно отнести увеличенный почти вдвое по сравнению со свинцовой кислотной баотрицательный вывод предохранительный клапан положительный вывод токосъемные шины положительный электрод отрицательный электродсепараторУстройство никель-металлогидридного элемента.46ЗР 10/99 мальной мощности доступно уже спустя менее двух секунд. Как следствие - достойная разгонная динамика машины, вполне сопоставимая с обычными дизельными или бензиновыми моделями. Что касается топлива, то применение метанола не требует каких-либо особых мер безопасности. а процесс заправки автомобиля мало чем отличается от заполнения бака бензином. Кстати, топливный бак "Некар3" вмещает 38 л топлива, на котором машина способна преодолеть 400 км. Этот, казалось бы. уже неплохой результат по6ту1СтоигтШ:- бил "Некар-4" - следующий и наверняка не последний прототип на пути к массовой ми элементамипродукции. Топливный Помимо концерна "Даймлер-Крайсэлемент впервые увидел свет лер", исследования и разработку автомов 1839 году, кобилей с топливными элементами ведут гда английский многие фирмы - "Форд" и "Вольво", "Нисфизик Уильям сан" и "Рено", "Мазда"... И хотя предстоит Грув получил ток еще решить массу проблем на пути к сев результате рийному выпуску таких машин, по прогно"Некар-З" готовится к тесту. Вместо багажа - силовая установка. электрохимичезам "Даймлер-Крайслер", одна только эта ской реакции вокомпания сможет наладить выпуск от 40 модной молодежи призван микромобиль дорода с кислородом. Тему стали интендо 100 тысяч штук автомобилей на топ"Бомбардье NV", за который просят едва сивно разрабатывать в 60-е и 70-е годы ливных элементах уже в ближайшие ли не меньше, чем за некоторые ВАЗы. И нашего столетия, когда двигатели с топ4-5 лет. хотя эти модели никогда не будут выпусливными элементами впервые применили Суждено ли этому прогнозу сбытькать в таких же количествах, как и бензив космической промышленности. Одним из ся? Если нет, то каким же будет автомоновые версии, их значение нельзя недопионеров внедрения этой технологии в авбиль середины XXI века? Это зависит не оценивать. Ведь электромобили дали томобилестроение считается фирма "Мер- только от развития технологий, но и от жизнь новому, чрезвычайно перспективседес-Бенц" (ныне "Даймлер-Крайслер"). В многих других факторов, в том числе поному направлению - так называемым гиб1994 году на базе фургона ею был постролитических. Ведь многие из уже приняен прототип автомобиля с топливными тых мер для улучшения окружающей среридным машинам. Гибридная схема - это сочетание двиэлементами "Некар-1", а спустя еще два ды воспринимались когда-то в штыки, погателя, работающего на привычном топлигода такой силовой установкой оснастили скольку требовали крупных финансовых ве (бензине или газе, но чаще на солярке), пассажирский автомобиль V-класса. Слезатрат. Например, в США стимулировать и электромотора. Типичный представитель дующей ступенью стала премьера "Нека- автоиндустрию к активному поиску ноименно этой группы - "Тойота-Приус" (ЗР, ра-3", использующего в качестве топлива вых решений призван закон, предписыва1998, № 1) - один из самых успешных с метанол. Отличительная особенность ющий каждой фирме к 2003 году иметь в коммерческой точки зрения примеров. В этой модели - отсутствие батарей для своей программе хотя бы одну модель ^ прошлом году этой модели отдали предхранения энергии. Процесс в системе электромобиля. Иначе - запрет на торгопочтение более 10 тысяч покупателей, а происходит напрямую - при нажатии на влю. Меры, конечно, жесткие, но разве педаль акселератора около 90% макси"зеленое" будущее того не стоит? такое, согласитесь, уже кое-что значит.испытании выяснилось, что никель-металлогидридные системы выдерживают более 80 тысяч циклов зарядки-разрядки, что сопоставимо с пробегом 160 тыс. км. Все это покупателю с удовольствием расскажут, например, в автосалонах фирмы "Тойота" в США и тут же предложат прокатиться на новеньком вседорожнике "RAV-4EV". Под полом его спрятаны 24 никель-металлогидридные батареи, питающие электромотор мощностью 67 л. с. Этого хватает для достаточно резвого разгона (0-100 км/ч - 18 с), а максимальную скорость пришлось ограничить 125 км/ч. Понравилось - "RAV-4EV" можно тут же купить за 42 000 долларов. Что-то не устраивает? Не стоит огорчаться - ведь выбор электромобилей "Тойотой" не ограничивается. Тут и "Хонда-EV Плюс", и "ФордРейнджер EV", и "Ниссан-Алтима EV" список можно продолжать. Европейцам пришлись по душе "Пежо-106 Электрик" и "Ситроен-АХ Электрик", а импонироватьВпрочем, исследования ведутся по нескольким сценариям, каждый из которых по-своему интересен и перспективен. Вполне вероятно, что батареи все же уступят место иному, более практичному источнику энергии. В числе основных претендентов на титул "главного конкурента двигателям внутреннего сгорания" сегодня называют автомр-ЗР 10/9947