30
31
32
33
РУССКИЙ ПРОЕКТНесмотря на новейшую историю, изрядно обкромсавшую карту некогда великого и могучего Советского Союза, Родина наша все еще остается огромной страной. Поэтому маршрут испытательного пробега должен пролечь так, чтобы охватить всю зону влияния нашего автопрома. Решено - едем на восток, к жемчужине России, озеру Байкал. Самая удаленная точка- город Байкальск, что на южном берегу славного моря. Пробиваться дальше, наверное, незачем. Все равно шоссе скоро кончится, а в Приморье летом, минуя железную дорогу, не попадешь. К тому же восточнее местные жители отечественным машинам предпочитают подержанные 'японки". Казалось бы, что может случиться с новыми автомобилями за 12 тысяч километров? Всего-то десять процентов ресурса, заложенного заводами. Да еще их железная гарантия, обещающая первые тридцать тысяч и вовсе безоблачными. Но мы, слава Богу. не вчера родились и правила этой игрыдавно изучили на собственной шкуре. Не проведи мы тщательной ревизии машин накануне пробега - и события могли развиться по весьма приключенческому сценарию.Цель близка - в Енисее есть немного Байкала.Например, сколько может отходить двигатель без воздушного фильтра? Правильно, в условиях средней запыленности - три-четыре тысячи километров. Остальную часть пути "Святогор" работал бы прицепом. Чуть позже (а может, и раньше) к нему пристроили бы "Жигули" - подшипники передних колес с теми скупыми крохами смазки, что заложили на заводе, долго не ходят. А возглавившую этот автопоезд "Орбиту" вскоре пришлось бы толкать самим - электровентилятор системы охлаждения никак не хотел работать. Попробуй-ка не запороть здесь двигатель! Справедливости ради отметим. что вентилятор на "Орбите". пусть нехотя, но все же заменили по гарантии еще в Москве, в Ижмашсервисе, что на Федоскинской улице. Въезд на станцию платный и распахнуть ворота, пожалуй, единственная услуга, которую здесь оказывают быстро и охотно. За те двенадцать часов, что мы там провели, нашей машине прописали ф. диагностику двигателя (тоже за деньги и без пользы). Просто подошел слесарь, прикатил осциллограф на колесиках и газоанализатор со сроком освидетельствования, истекшим десять лет назад. Подключил провода и долго морщился в экран на пики графиков. Затем так же молча стал крутить винты карбюратора. Двигатель тем не менее не заглох, чем косвенно подтвердил целесообразность регулировок.ТЫСЯЧА ДЮЖИНТакова протяженность первого маршрута, ' ! в который отправились три обычных российских автомобиля, приобретенные редакцией "За рулем"*.Владимир АРБУЗОВ, А ндрейСИДОРОВи команда ЗР•См. ЗР. 1999, '№ 9 "Если 6-я был султан...".30ЗР 10/99 * Слесарь смотал провода ис достоинством убыл. Сей шаманский ритуал облегчил наш карман ровно на сто рублей. Пытаясь отремонтировать замки, сломали обивку задней двери (бесплатно), но, увы, безрезультатно. Двери по-прежнему не хотели открываться ни снаружи, ни изнутри. Пришлось уже дома самостоятельно доводить их до ума. И еще одно забавное наблюде± ние. В книге посетителей попалась нам необычная просьба одного из горемык. Он просил в виде исключения разрешить помыть свой автомобиль самостоятельно, с ведром и губкой, ибо в прошлый раз механическая мойка содрала с машины краску. То ли краска слабая, то ли мойка чрезмерно усердная - узнать не удалось. Выясним в следующий раз - поводов обратиться в гарантию будет. вероятно, предостаточно. А сейчас, доукомплектовав машину самым необходимым, готовимся к выступлению на маршрут. Возить с собой горы запчастей, как это было каких-нибудь десять лет назад, уже нет необходимости. Вдоль дороги полно магазинов, где для наших машин жизненно важное "железо" есть почти всегда были бы деньги. Ограничились канистрами под бензин, буксирными тросами и фильтрами. Тросы, к счастью, не пригодились, а в остальном расчет полностью оправдался. * Разразившийся в те дни бензиновый кризис мог бы существенно подорвать наш бюджет. Кое-где горючего просто не было, в других местах заправляли только местных и по талонам. Транзитникам, врагам народа, перепадали лишь капли. Только 60-литровый запас у каждой машины оставлял нам некоторую свободу маневра.сплошь и рядом. Но диспетчер, как правило, сидит уже не в пуленепробиваемом сейфе, а вполне доступен для общения. Зато с предложением любовных утех Угол задней двери "Орбиты", словно горный орел, завис над жертвой.перебоев на маршруте не было. Цены на живой товар по московским меркам просто смешные и колеблются в районе 50 рублей. Второй сорт - "плечевые" - готовы подарить незабываемые мгновения и вовсе за бутылку пива. Вот только гарантий для страждущего никаких, и вполне возможно, что продолжением его романтического путешествия может стать диспансер. От Уфы на восток ведут две дороги. Та, что короче, идет через Челябинск, Курган, Петропавловск, Омск. Но часть ее проходит через Казахстан. За свои 180 километров братья-казахи требуют по 500 рублей с машины. Торги с таможней, экологами и прочими сборщиками дани в наши планы не входят, поэтому сворачиваем на Екатеринбург. Тюмень, Ишим, Омск. Тюмень запомнилась невероятно огромными комарами. От таких зверей малой кровью не отделаешься, и мы, задраив окна, пролетаем кровожадные тучи на одном дыхании. За Омском комары поотстали, можно перевести дух, а заодно повнимательнее осмотреть машины.Из расширительного бачка понемногу начал сочиться "Тосол". Причина - заедающий паровой клапан в крышке. Расшевелили его, и течь прекратилась. У "Святогора" подтянули температурный датчик в головке блока, а на двигателе "Орбиты" - масляный фильтр. В общем, пока поведение машин вполне приемлемо. В городке Кормилино. где мы расположились на ночлег, случайно встретились со съемочной группой. Оказывается, в области 17 телекомпаний! Творческие наклонности сибиряков заметны и на дорогах. Нет-нет да промелькнет в потоке машин самоделка. Одна из них на снимке эдакий отечественный аналог "Хаммера". Ходовая часть и кабина ГАЗ-66, капот, облицовка - ЗИЛ, двигатель - дизель от комбайна. Только дым, кажется. от паровоза. Владелец очень доволен своим творением и ни за что не променяет его на заводское. Налицо разнообразие подходов к воплощению мечты в реальность. И напротив, по всей стране встречается лишь один способ организации дорожного движения - засада. Если вдруг на великолепной дороге, видимой на несколько километров в обе стороны, стоит знак "40", значит, где-то впереди, прикинувшись кустарником, чутко дремлет государев человек, ждет гудка радара, возвещающего о поклевке. Зато близ поселка Култун, что в Иркутской области, железнодорожный переезд через Транссиб - неохраняемый! Вокруг ни души, движением командует только автоматический шлагбаум, а переезд, наверное, как уже бывало, ждет своего автобуса. За Тайшетом асфальт местами чередуется со щебеночным покрытием, и уже при скорости 40 км/ч камни грохочут по кузову так, что собственного голоса не слышно, а поднимаемая машинами пыль заставляет увеличить дистанцию метров до ста. Местные на эти пустяки не обращают внимания и газ не сбрасывают. Зато и машины у них щедро усеяны оспами сколотой эмали. Наши потери - крупный кратер на ветровом стекле "Жигулей" и разбитая фара "Святогора". Не убереглись и от сколов на капотах и по низу дверей. "Лонг-вей" из "жигулевского" ЗИПа, которым еще под Уфой загерметизировали проколотую шину "Святогора", держит воздух, только пока под колесами асфальт. На щебне же совер-Дефицит и сопутствующия ему суета на заправках кое-кому весьма выгодны. Так, в Кузнецке (Пензенской области) давали по 20 литров в руки. После заправки на АЗС № 40 в наши стандартные 20-литровые На "Жигулях" к этому времени лопнуканистры позже вошло еще по пять литров. ла пружина спинки пассажирского сидеТо есть два-три литра недолива каждому нья - ремонт отложили до возвращения. клиенту. И попробуй доказать, что бензина недоливают - амбразура диспетчеРАСХОД ТОПЛИВА И МАСЛА Модель ИЖ-2126 АЭЛК-2141 ВАЗ-2106 ра окружена плотным кольцом возбужПоказатели ~~ "Орбита' Святогор" .Жигули' денных мужчин, словно винный магазин 11928" 12 494 Пробег по спидометру, км 12 526 в годы антиалкогольной кампании. Среднее расстояние пробега, рассчитанное по показаниям спидоЧем дальше на восток, тем древнее метров Святогора и Жигулей 12510 12510 12 510 колонки на АЗС. Те трясущиеся шкафы сВ том -геле отсг.' без асфальта 254 254 254 Циферблатами, что в европейской части Общий расход топлива, л 935 944 916 Средний расход топлива, л'100 км 7,55 7.32 7,47 уже редкость, за Уралом встречаются110 Расход масла на долив, см 3 100 150 ' Автомобили двигались след в след. но одометр "Орбиты" заметно отстает от конкурентовЗР 10/9931 шенно беспомощен. Чтобы совсем не упустить покрышку, меняем раненое колесо на запаску. Вдобавок ухабы напрочь укатали задние амортизаторы "Святогора", разбились втулки штоков передних стоек "Орбиты", а дорожная пыль выявила очередной дефект сборки "Жигулей" - не подогнаны крышка багажника и замок. Возимое имущество, словно в бункере пылесоса, покрылось толстым слоем пыли. Впереди Усолье-Сибирское, погрузившееся в зловонный смог. Местное радио сообщает, что в воздухе пять ПДК (предельно допустимых концентраций) вредных выбросов. Каких именно - не уточняют. Местным жителям, наверное, и так известно. Оставшиеся 200 километров до Байкальска проходим в один присест. Позади половина пути, можно передохнуть и не торопясь повозиться с машинами. На "Жигулях" отвернулась только гайка нижнего рычага передней подвески. Все остальное как будто в норме. Зато "Святогор" и "Орбита" преподнесли очередные сюрпризы. У первого потек бензобак, да так, что паять его не было смысла. Он, словно решето, весь изъеден свищами ржавчины. Не иначе как "хранился" летпять под открытым небом. Выручил старый проверенный способ - втерли в дыры хозяйственное мыло и впредь повторяли эту операцию чуть ли не каждый день, по мере появления новых протечек. У "Орбиты" бак пока герметичен, но внутри него оторвалась перегородка и во время движения угрожающе скребет по стенкам. Интересно, как расценит это г-н Выставкин, директор московского Ижмашсервиса, куда мы предполагаем все-таки добраться своим ходом. Кстати, о баке заправить его полностью за один прием невозможно. Бензин проваливается в него небольшими глотками, сопровождающимися утробным бульканьем и отрыжкой из горловины. И последние замечания по "Орбите". Как только мы попали под дождь, выяснилось, что уплотнитель ветрового стекла толком ничего не уплотняет - вода ручьями течет на колени и скапливается под ногами. Временная мера - наскоро замазать стыки пластилином - не помогла. Рамка стекла выполнена навырост, с большим запасом. Стекло в ней "играет", постоянно перемещаясь в пределах отведенной ему свободы. Помог только силиконовый герметик, залитый под уплотнитель. Комплект нижнекамских шин М-145 "Орбиты", прошедший к сегодняшнему дню чуть больше 13 тыс. километров, очевидно, скоро придется менять - резина в канавках протектора угрожающе растрескалась. По-видимому, извлечена из стратегических запасов двадцатилетней давности. Итак, какие же впечатления оставили машины после половины гарантийного пробега? Лучшие, как и ожидалось, - от "Жигулей". На этом этапе - почти беспроблемный автомобиль. Если понадобится ремонт - в любой точке России можно найти запчасти. Качество сборки - приемлемое. По крайней мере, хоть крепеж затянут на совесть. Вместе с тем заметна моральная старость модели - неудобна для длительной езды посадка, тяжеловат руль. На втором месте - "Святогор". Главный и решающий его недостаток - недобросовестная сборка. Перед поездкой пришлось протянуть почти все болты-гайки и докупить недостающую мелочь. Вместе с тем. судя по предыдущему опыту, нам достался неплохой экземпляр, и. когда подберем заводские огрехи, он вполне сможет претендовать на роль лидера нашего теста. "Орбита" - нет слов! Можно ли так делать машины? Собрана кое-как, некомплектна, крепеж едва держится. Даже карданные болты не затянуты! Железо крыши изнутри прикрыто только клеенчатой обивкой, отчего в салоне очень шумно. Вместе с тем "Орбита" - самая легкая в управлении и шустрая. Позади первый этап испытаний, цель которых - убедиться, чего на самом деле стоят гарантии наших автозаводов. И очень хочется верить, что слово их - железное. Но факты тоже упрямая вещь.Сельская СТО: сход развал компьютерно <3>УНИКАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯУЧЕНЫЕ РАСКРЫВАЮТ СЕКРЕТЫРеметаллизант для безразборного восстановления и защиты от износа двигателей внутреннего сгорания — «белая ворона» среди присадок к масламН. Кишкопаров, канд. хим. наук Реметаллизант третьего поколения РиМЕТ для безразборного восстановления и защиты от износа двигателей внутреннего сгорания давно известен читателям «За рулем». Еще в 1994 году РиМЕТ получил от журнала «путевку в жизнь» (ЗР №8, 1994г.). Тогда еще мало кому известная отечественная новинка была успешно испытана редакцией на автомобиле «Москвич-21412». За 13 лет жизни на автомобильном рынке уникальный российский препарат приобрел авторитет и популярность у самых разных людей. Среди них и владельцы заслуженных отефирма «ВМП» (Екатеринбург) - автор патента и производитель РиМЕТа. Написано и сказано о РиМЕТе достаточно много, но сегодня мы хотимющие к себе частицы РиМЕТа. Осаждаясь, частицы удерживают вокруг себя продукты износа поверхности, например, микрочастицы стали. Вместе с РиМЕТом они выстраивают на готовых к разрушению поверхностях новый износостойкий слой, участвующий в дальнейшем в процессе трения. Таким образом в процессе трения участвует не обычная стальная поверхность, а слой с особой ультратонкой структурой Этот слой представляет собой кирпичики микрочастиц стали, скрепленные между собой частичками РиМЕТа. Новый слой заполняет все дефекты трущихся поверхностей и, разрушаясь, образуется вновь. Это свойство РиМЕТа позволяет максимально увеличить компрессию, ресурс работы двигателя, снизить расход масла и уровень шума. Уникальность, данного явления признана ведущими российскими и западными специалистами в области трения и износа. Результаты исследований опубликованы в самых престижных мировых науч-рассказать об интереснейшем механизме его действия, открытом недавно российскими учеными - специП робег , тыс. км алистами в области трения Тип Приработка Установившийся Катастрофический и износа. Исследования в наела износ износ Уральском отделении Академии наук проводились на минеральное 0-20 20-100 более 100 самом современном уровсинтетическое 0-15 15-300 более 300 не. Результаты, полученные минеральное 15-400 отсутствует п.15 ис помощью микрорентге+ РиМЕТ " носпектрального и ядерноРиМЕТ обладает уникальным, не присущим другим гаммарезонансного метопрепаратам свойством — снимает поверхностную ус- дов, помогли открыть удиталость металла на любой стадии износано-технических журналах (доклады Все ­ мирного симпозиума по порошковойме ­ т аллургии1998 г. в Испании, доклады Академии наук РФ), а уральские ученые получили приглашения на международные форумы в Торонто, Гранаду и Варшаву. В ближайшем будущем для много ­ численных автотран ­ спортных предприятий появитсяновый РиМЕТ 500сповы ­ шенными защитными и восстановительными свойствами для двигателей большого объема большегрузныхавтомоби ­ лей и судов. Интересно, что предложение осоздании этого препарата исходило от болгарскойтранспортнойком ­чественных «шестерок», и Пробег, Компрессия, Угар масла, обладатели вполне солидтыс. нм л/1000 им атм АВТОМОБИЛЬ ных иномарок, и те, кому до после до после в силу профессии прихог дится интересоваться поВАЗ-2104 1,5л 180 9,1 12,7 0,3 0,05 добной продукцией - рукоМоснвич-2141 испытания'За рулен 170 9,3 11,6 водители автопредприятий, 48 5,8 7,5 2,0 1,0 неизменно озабоченные ЗИЛ-130 V8 продлением жизни своим Ford Granada 2.0 в495кв 23 200 5.4 8,5 1,5 4,5 ТИРам, КамАЗам и автобуNissan Patrol 2.8 ТО аэвбехбз 120 23,0 27,0 сам. Vw Passat 1,6 испытания "S колеса" 200 5,4 8,5 4,5 1,5 пании международных перевозок Реметаллизант РиМЕТ «РОНИ», давно использующей РиМЕТ на создан на основе сверхмаН екоторыерезультатыиспытаний РиМЕТа самых разных европейских маршрутах, лых металлических частиц (наночастиц) — сплава меди, олова и вительный механизм действия РиМЕТа. и от запорожской фирмы «Ютар», сосеребра, помещенных в специальный При трении на соприкасающихся повертрудничающей с автотранспортниками жидкий состав. Благодаря малому разхностях возникают дефекты, притягива- Украины. меру частицы препарата беспрепятНаша справка ственно проходят через любые типы фильтров, не осаждаются в масле и Научно-производственное предприятие «ВМП» образовалось в 1991 г. имеют феноменальные свойства, не на базе института металлургии УрО РАН. Костяк предприятия составили присущие частицам более крупного ученые-практики. Работа по созданию специальных ультратонких порошразмера. Снятие поверхностной устаков различных металлов и сплавов для противоизносных и антифрикционлости независимо от стадии износа явных препаратов (РиМЕТ, РиМЕТ-Т, ВЫМПЕЛ-МС) началась еще в середине ляется исключительным свойством 80-х годов в рамках всесоюзной программы освоения космоса. Сейчас в соРиМЕТа. ставе «ВМП» технологический, исследовательский, проектно-конструкторский Напомним, что в отличие от обычотделы. ных присадок к маслам, препараты-реСтратегия предприятия — создание и выпуск высокотехнологичной прометаллизанты выпускают в мире всего дукции, конкурентоспособной на мировом рынке XXI века. «ВМП» сегодня — две фирмы, владеющие сложными техэто несколько направлений деятельности: новейшие лакокрасочные матенологиями получения ультратонких пориалы и системы для долговременной антикоррозионной защиты металла, рошков. Это швейцарская фирма АСТЕХ, бетона, древесины и выпуск экологически чистых противоизносных и ре^выпускающая Lubrifilm и российская металлизационных препаратов.