132
133
134
ШМШ'.Ш-ГРИРечь идет о "Самаре" ВАЗ21099, "Самаре-2" ВАЗ-2115 и "десятке" ВАЗ-2110 - моделях, которые не сходят со страниц "За рулем". Тем не менее, учитывая большой спрос на эти машины сегодня, будет нелишне сопоставить их по чисто потребительским свойствам.НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯДВ разное время на Волжском автозаводе появились схожие поДизайн "девяносто девятой" в свое характеристикам переднеприводные седаны. Но ни один время никого не оставил равнодушным. последующий не вытеснил предыдущего - все выпускаются Одни называли ее красавицей, другие - "зубилом". Но, невзирая на это, автопараллельно, все продаются. Неужто ВАЗ конкурирует сам с собой? мобиль долгое время оставался самой престижной из массовых моделей завода. Сергей МИШИН "Самара-2" - удачная попытка освежить несколько устаревшую внешность возросли - это потребовало более эффекна спине, сорвавшись с обычного упора своего предшественника. К сожалению, ее тивных тормозов. Спереди нет привычных при порыве ветра. распространение по стране сдерживается для "самар" хрупких кронштейнов растяСиловой агрегат "десятки" установлен небольшим объемом выпуска - машина дожек, которые лопаются, когда "подборона оригинальных опорах. Конструкторы гоизбирается в ОПП (см. ЗР, 1999, № 9). док" машины входит в контакт с бордюратовили для нового семейства гидравлические (они гасят вибрации гораздо лучше ре"Десятку" - самую новую в этом ряду - ми или препятствиями на дороге. отличают более "зализанные" обводы кузоКапот тяжелее "самарского" (заметно зинометаллических), однако из-за нехватки ва и слегка увеличенная база (2490 против шире, да еще и шумоизоляцией обклеен). средств пришлось довольствоваться тради2460 мм). Принципиальных же, коренных однако легок на подъем: стоит приподнять ционными, но с отличными от "самарских" изменений в конструкции немного и все - сам идет вверх и фиксируется в открыхарактеристиками и точками подвески. же... У ВАЗ-2110 отличный коэффициент том положении. Это срабатывают газовые В ВАЗ-2110 стоит "двенадцатый" генеаэродинамического сопротивления! Благоупоры, более удобные и надежные, чем ратор. Он мощнее "восьмого" на 350 Вт и даря этому автомобиль более экономичен. штыри на "самарах". Новшество оценит приводится поликлиновым, более надежособенно на высоких скоростях. Кроме тотот. у кого хотя бы раз капот захлопнулся ным и долговечным ремнем. го, его колеса утоплены в округлые боковины - и бока машины загрязняются значиГазовые упоры капотельно меньше, чем у "самар", которые за та "десятки" гораздо удобнее "штыря" способность собирать всю грязь с дороги "Самары". называют еще "поросятами". Шестьдесят процентов кузовных деталей "десятки" оцинкованы, что увеличило их коррозионную стойкость. Ветровое, заднее и треугольные боковые стекла вклеены в кузов и, работая как силовые элементы, увеличивают его жесткость. Правда, такой вариант с позиций ремонтопригодности хуже. На "Самаре" поменять стекло с резиновым уплотнителем куда проще! Основные характеристики моделей - в табл. 1. ВЗГЛЯД ПОД КАПОТ Различий между "пятнадцатой" и "девяносто девятой" найти не удалось - сказалось их близкое родство. Иное дело - "десятка". Самое интересное, как водится, то, что скрыто от глаз, - вентилируемые передние тормозные диски. Масса и скорость "десятки" по сравнению с "Самарой"Мощный генератор 2112 и мягкие опоры силового агрегата только на "десятках"!132ЗР 10/99Общие характеристики Длина, им Ширина по зеркалам, мм Ширина, мм Высота, мм База, мм Снаряженная масса, кг Грузоподъемность, кг Регулируемая рулевая колонка "стандарт" на "2110" и "2115", но такую можно изредка встретить и на "девятке".Отличаются и сами сиденья. Если у "самар" спинка и подушка цельные, то у "десятки" в средней части спинки есть широкий откидной подлокотник. Под ним - лючок, через который можно проникнуть в багажник из салона и что-нибудь оттуда вынуть. Или просунуть лыжи либо лопату - кому что ближе. ВЗГЛЯД В БАГАЖНИК Открывается он у всей троицы ключом, хотя среди "десяток" попадаются экземпляры с электрозамком. Объем багажников практически одинаков (430 литров), однако иу "2110", и у "2115" два отличия со знаком плюс. Это меньшая погрузочная высота и увеличенный в сравнении с "девяносто девятой" размер проема. Добавить грузового пространства на "самарах"^ВЗГЛЯД В САЛОН В "Самару" практически невозможно сесть, не испачкавшись о грязный в плохую погоду порог. В "десятке" "вход" всегда чист - выручает специальный уплотнитель в нижней части двери. Наклон рулевой колонки у "десятки" и "Самары-2" регулируется, да и рулевое колесо слегка сдвинуто вперед - в живот не упирается. Верхняя точка ремня безопасности регулируется по высоте. Сидеть заЗапаска в "десятке" (фото внизу) лежит удобнее, чем в "самарах".можно, подняв подушку в вертикальное положение и откинув спинку заднего сиденья вперед. На 'десятке" для этого откидываются части спинки. Зато подушку сиденья можно вообще вынуть из автомобиля, освободив еще больше места для груза. У всех машин запаски спрятаны под полом в багажнике, но лежат по-разному. В "2110" колесо сдвинуто назад, почти вплотную к бамперу - для доступа к нему достаточно освободить только заднюю часть багажника. К тому же диск повернут лицом вниз - и его внутренний объем служит для укладки инструмента. По сторонам запаски два вместительных отсека для мелочей. У "самар" же колесо в нише смещено вперед да и лежит лицом вверх. Место для мелочевки пропадает, а доставая запаску, нужно полностью разгрузить багажник. В ДВИЖЕНИИ Мало кто знает, что в доводке "Самары" участвовала известная немецкая фирма "Порше". Неудивительно, что автомобили семейства, в том числе и "пятнадцатая" модель, сделан-рулем в "десятке" и обновленной "Самаре" удобнее, чем в "девяносто девятой". У панели приборов ВАЗ-2110 более плавные очертания, чем на "самарах", в комбинации появился тахометр. Есть и часы. Правда, чтобы узнать время, водителю придется оторвать взгляд от дороги они расположены низко. В "десятке" имеется САУО (система автоматического управления отопителем - подробнее о ней в ЗР, 1997, № 10) и БСК (бортовая система контроля). Под ее всевидящим оком Таблица 2 ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (замеры ЗР) уровень омывающей и охлаждающей Модель вдз-21099 ВАЗ-2115 ВАЗ-2110 жидкостей, масла в картере двигателя, Показатели двери, износ передних колодок, ламМаксимальная скорость. км*ч 151,6 153,6 161,2 14.2 Разгон 0-100, с 14.3 14.5 почки габаритов или стоп-сигналов. ПоРасход, л/100 км: добная система контроля предусмотре5.7 5,4 5.5 при 90 к/ч на ив ВАЗ-2115 с новой панелью. 7,9 7,1 7,5 при 120 км/ч На ВАЗ-2110 коленям задних пассажиров свободнее. Три дополнительн ых сантиметра "десятой" базы - как раз то, чего так недостает ее сестрам.вГЦ Объем багажного отсека, л Погрузочная высота, мм Проем багажника в ширину, мм Длина багажника по полу, мм Ширина багажника по аркам, мм 9.0 8.9 9,3430810 1260 940 900430 650430 7501260 1050 940 1000 900 940 Коэффициент аэродинамического 041 - 0 44 040-0 42 0 31-0 33 сопротивления СхЗР 10/99133 не случится. Ее крейсерская скорость (по плавности хода) на этой же дороге километров на двадцать выше. Различно и звуковое сопровождение. На "самарах" частенько "ворчат" элементы обивки салона, а при 120 км/ч появляются аэродинамические шумы. У "десятки" же этот порог заметно выше. По вибрациям "десятка" ощутимо лучше "самар" - помогают новые опоры силового агрегата, более эффективно изолирующие кузов от вибраций, Уплотнитель в нижней части "десятых" созданных двигателем. А дверей оберегает пороги машины от загрязнения. то, что все-таки прорваУ "2110" и "2115" погрузочная высота меньше, чем у "21099 лось к водителю, поглоная на той же платформе, получились со "Острый" руль "Самары" тоже давно щают более мягкие сиденья и руль. спортивным уклоном. "Десятка" же столь известен. Таков же он и на ВАЗ-2115. Упблагородным родством похвастаться не равление этими автомобилями в экстреКОМУ ЧТО Несмотря на схожесть конструкции, может. Но и вазовские мастера не лыком мальных режимах доставляет удовольстшиты... вие, но требует повышенного мастерства: это далеко не одинаковые автомобили, поДвигатели у сравниваемых нами мане дай Бог чуть-чуть отвлечься от дороги. этому и мирно сосуществуют. шин одинаковые (были выбраны карбюраРулевое управление "2110" легче прощает ВАЗ-21099 - для активного водителя, торные модели), поэтому ощущения от мелкие ошибки водителя. Но для скоростполучающего удовольствие от самого протроганья и разгона до средних скоростей ного прохождения связки поворотов цесса вождения: позволяет ездить быстсовпали до мелочей (табл. 2). А вот за здесь, напротив, нужно больше пораборо, но требует точной работы рулем и оп"сотней" "2110", благодаря лучшей аэродитать руками! ределенного мастерства. намике. набирает скорость заметно легче. "Самара-2" по характеру копия своей Еще один плюс "десятки" - плавность Переключение передач у "самар", как хода. "Самара" позволяет держать на "старшей сестры", только выглядит более известно, соответствует стилю спортивсредней российской дороге скорость представительно и современно. Потому ного автомобиля (небольшие ходы, но по120-130 км/ч, ограниченную вертикальной она и самая дорогая при покупке, да ив вышенные усилия). На "десятке" ходы чуть раскачкой машины. Попав в ложбинку проэксплуатации - попробуй разбить фару, больше, а переключать легче. Задний ход севшего асфальта, часть пути машина фонарь или зацепить крыло - детали редна машинах блокируется по-разному. Если проделает по воздуху. С "десяткой" такого кие и отнюдь не дешевые (табл. 3. 4). ловиях примерно одинакова. Но при высоких скоростях - спасибо вентилируемым дискам! - отказ тормозов "десятки" из-за перегрева колодок менее вероятен, чем на "самарах".Таблица 3на "самарах' для включения надо просто двинуть рычаг влево, преодолев усилие дополнительной пружины, то на "десятке" перед этим потребуется слегка его утопить (почти как на "жигулях"). Это исключает обычные для неопытного владельца "Самары" ошибки. Эффективность тормозов в обычных ус-ЦЕНЫ НА АВТОМОБИЛИ (тыс. руб.) (Тольятти, карбюраторный двигатель, середина июля) Модель ВАЗ-21099 ВАЗ-2115 ВАЗ-2110 105-110 130-135 125-130Таблица 4 ЦЕНЫНАЗАПЧ АСТИ (Толья тти, середи 'а июля) Деталь ВАЗ-21099 ВАЗ-2115 ВАЗ-2110 Блок-фара 600-800 300-400 650-850 150-200 Задний фонарь 120-150 200-250 Капот"черный' 1500 2500 2000 Крыло переднее 300-500 500-700 350-600 Бампер передний 1000-1300 2500 2000 Бампер задний 1000-1500 2500 1500-2000"Десятка" более покладиста, комфортна, экономична. Больше подходит для тех, кого не интересует "активная езда". Так каков же вывод? Он ясен: нет никакой конкуренции, есть естественное стремление производителя расширить модельный ряд для разных категорий по-1 требителей.134ЗР 10/99