Как и многие другие владельцы неновых машин, собирался на техосмотр хозяин семилетнего "Фольксвагена". В багажник уложил новенькую аптечку, знак аварийной остановки, буксирный трос. Придирчиво проверил все лампочки, углы установки фар. еще разок протер кузов полиролем.осмотрел чехлы шарниров подвески и рулевой, опробовал на ходу тормоза. Ничего криминального не заме-сделали совершенно оправданный вывод. что требования непомерно высоки, а качество. напротив, чересчур низко. А страшная. ужасная правда лежала тем временем на поверхности, ожидая первого, кто задаст внятный вопрос "по процедуре". Эту похвальную... да что там - гениальную дотошность проявил уже знакомый нам владелец "Фольксвагена". Вместо того, чтобы после второй неудачи торопливо доста-дов. установленных на ПИКах (кстати, не только в Москве) записана "не наша" формула (видимо, истоки ее следует искать в Германском индустриальном стандарте DIN, под который и рассчитаны стенды)! Это выглядит настолько ошеломляюще, неправдоподобно, что мы специально опросили на Московском автосалоне представителей фирм, устанавливающих диагностические линии, И они подтверди-взятк...формула, (по которой |ог\ре<)€ЛЯготна1АИ^ахТИП и поехал на ПИК. Откуда и был отправлен восвояси с неутешительным приговором: разница тормозных сил на левом и правом задних колесах чересчур высока. Он. молодец, не сдался, потому как был уверен в себе и своей машине. Покидая ангарчик пункта инструментального контроля, даже не повернул головы на приглушенный шепот: "Давай $100 и уедешь с талончиком". Две недели спустя все тот же стендист вновь качал головой: "Я ж тебе рекомендовал сервис. Зря ты не поехал. Видишь?", А принтер тем временем отстукивал "машина неисправна", и все по той же причине - задние тормоза. Хотя свежая тормозная жидкость, поступая в новенькие тормозные цилиндры по шлангам, на которые даже не успела осесть дорожная пыль, разводила новые фирменные колодки, лишь слегка притертые к - только что из магазина - барабанам. Года за два с половиной до этого, исследуя качество российских автомобилей, а еще и их способность - новыми! - пройти зарождавшийся в ту пору инструментальный контроль, мы пригнали на диагностическую линию несколько полученных с завода "жигулей" (см. ЗР, 1997. № 1). Как и следовало ожидать, лишь одна машина из четырех удовлетворительно прошла все тесты. Причем одним из камней преткновения для "неисправных" оказалась и тогда она - пресловутая неравномерность тормозных сил. МыПример, специально для математиков Формула ГОСТа КНг0СТ_ ]Ртправ ~ Ртдев!Формула ПИКов Ки пикРтправ + РТп| трав |Рт,прав • РТлев! iРтиакс (прав или лев) Как вы видите, различен знаменатель выражений: в одном случае это сумма тормозных сип на правом и левом колесе, в другом - максимальная из этих двух сил. Скажем, для того самого 'Фольксвагена". владелец которого проявил незаурядную проницательность, значения тормозных сил на колесах составляли: Ртправ=170 кгс. Ртлев = 195 кгс. и по форулам КНг0СТ = 0,068 < 0,09 < КНпик=0.13. Таким образом, проверку по ГОСТу он бы прошел "с запасом", но на ПИКе шансов у него не было Кстати, это же относится ик "Жигулям' из нашего эксперимента - старина ВАЗ в целом не так и плох. вать кошелек, он поспешил... в библиотеку. где на дальней полке пылился ГОСТ 25.478-91 с требованиями, предъявляемыми к автомобилю на техосмотре. Ссылка на этот ГОСТ имеется в Правилах дорожного движения ив его обязательности никто вроде не сомневается... Кроме, как выяснилось, экспертов по инструментальному контролю. А теперь - держитесь: формула, по которой определяют на ПИКах неравномерность тормозных сил. дает значение почти вдвое большее, чем формула, предусмотренная ГОСТом! Между тем, граничное значение (превышать которое нельзя) взято именно из нашего стандарта. Чувствуете. чем дело пахнет? Многие тысячи автовладельцев понапрасну тратили время, деньги и нервы, отчаивались, давали взятки... А все потому, что в программу стенли:так и есть, но они действовали в соответствии с поступившим заказом, а об изменении настройки в нем речь не шла. И никто этим не озаботился! Итак, родились ПИКи. Оснастили их прекрасные зарубежные фирмы. Только мелочь недоглядели (в частности, недоглядел НИИАТ, сертифицировавший диагностические комплексы) - соответствие ГОСТу. Тут, как всегда у нас. появилась база для произвола, соответственно, для кого-то - источник немалых доходов. (Интересно, за сколько вы купили заветную бумажку? Цены повсюду разные.) Мы же не оставляем разговор об инструментальном контроле. В следующем номере расскажем вам - всегда ли метр равен метру. Редакция благодарит Андрея Хабарова за письмо, которое послужило по * водом для этой статьи.6ЗР 10/99