16
17
18
20
21
Гран-пра "За рулем "После некоторых колебаний фирма "Ниссан" все-таки отправила в Москву не старую, а новую "Примеру". Делали это спешно, так что даже не успели растаможить стоявшие на стенде седани универсал. И не напрасно - автомобиль завоевал Гран-при! В основном обсуждение сводилось к тому, насколько можно считать эту машину новой. Не рестайлинг ли это "Примеры" прошлого года? В конце концов сомнения отступили. Если на щ то пошло, можно все переднеприводные автомобили назвать модификациями паровой телеги Кюньо.Вылупилось их и правда немало. Как раз в конце августа, свеженькие, сияющие лаковыми боками и пахнущие свежей обивкой, расположились они на стендах фирм-родителей. И едва закончился скоротечный день прессы, окружили их уже не заботливые руки создателей и не дотошные стеклянные очи фото- и телекамер журналистов, а сплошная людская волна. Были здесь, конечно, и желавшие сориентироваться в сегодняшних предложениях дилеров, но куда больше тех, кто неравнодушен к автомобилям вообще и счастлив - единственной, вероятно, в году - возможностью посидеть в салоне, заглянуть под капот - в общем, ощутить ту машину, которая заинтересовала презентацией в автомобильных изданиях или обратила на себя внимание на улице. Именно тогда, когда стендисты сбивались с ног под напором первого дня, когда с конторок испарялись последние пресс-релизы, фирменные пакетики и авторучки, а обаятельная пресс-секретарь фирмы "Мерседес-Бенц Автомобили" Мария даже потеряла голос, в редакции "За рулем" на Селиверстовом, 10 тоже было жарко. Завтра вручать официальные призы салона, а единства в рядахЗР Ю/99ZAZJLl Да к тому же машину отличают не только внешние изменения. Один обновленный и два новых двигателя; новейшая, впервые в мире, трансмиссия с клиноременным вариатором на двухлитровом двигателе, да еще ис возможностью выбора виртуальных "передач" вручную - это само по себе заслуживало высокой оценки. Ну и, конечно, мировая премьера в Москве, хотя и не обязательна по статусу Гран-при, на жюри произвела самое благоприятное впечатление.Золотой "Пегас" в руках у Тору Сайто, отвечающего в фирме "Ниссан" за продажи в Восточной Европе.жюри нет. И через два часа нет. И через три... Голосование состоялось уже в десятом часу вечера. В чем же трудность? - спросите вы. Да в том, что новинок, которые бы реально претендовали на наши призы, и даже на главный - Гран-при, оказалось больше, чем можно было ожидать. И,Специальный приз "За рулем "ответствии с велением посткризисного I времени "обжил" и шасси КамАЗа, из-| менив в индексе единичку на двушку. [ ПАЗ-5272 - отнюдь не концепт-кар: к кон-| цу года их будет выпущено около сотни, причем половина уже... куплена. Однако судьбу специального приза! решила другая модель. Сохранив про-| шлогоднее обозначение (очевидный I просчет), ПАЗ-3209 решительно изменил-1 ся конструктивно и обзавелся именем! Ответное слово Генерального дисобственным - "Аврора". Перспективный директора ОАО "Пазель ЯМЗ-460 (4 цилиндра, 16 клапанов. Евро II и| вловский автобус" Виктора Ко- даже III), мосты ЗИЛ, коробка передач с элек-| стромина. тропневматическим управлением собственной! разработки (джойстик под правой рукой води-| теля), тормоза с АБС, сварной кузов со стеклопластике)-1 Экспозиция "Павловского автобуса" (или, что более выми крышей, передком и задком, комфортабельный са-1 [ привычно, ПАЗа) - скромная по масштабу, но внушительлон... Побывав на борту "Авроры", эксперты, больше! ная по числу новинок. Показанный год назад большой привыкшие оценивать легковые автомобили, отдали свои| I городской автобус на шасси "Вольво" - ПАЗ-5271 - в со- голоса "транспорту для всех". 'ЗР 10/99 как нередко случается, к каждому аргументу "за" отыскивался как минимум один "против". Часть этих аргументов -Специальнш приз "Зарулем"Уже привычно в число призеров попал Волжский автозавод. На этот раз лидером экспозиции была "Калина" ВАЗ-1119. Наследница подзабытого проекта АВВА смотрелась отменно и все дни салона ее окружала необычайно плотная толпа. Не будем повторять описание мана страницах журнала, где представлены призеры и претенденты; так или иначе, решение было принято, и, прикинув еще разок, все члены жюри согласились с его взвешенностью и обоснованностью. Мы же сейчас порассуж-ПретендентыУльяновцы нас удивили. Нет, не [почти американским мини-вэном, стоявшим на их стенде. Как вы знае те , предварительная информашины из ЗР, 1999, № 8. Скажем лишь, что дизайн ее вполне на уровне сегодняшних одноклассников, да и технически она интересна - ширина моторного отсека допускает установку как "самарских", так и "жигулевских" двигателей. Учло жюри и разработку семейства на базе новой "Нивы" ВАЗ-2123. В нем есть авмост заменен другим, с открытым ШРУСом, напоминающим таковой же у газовского "Атамана". Зачем это сделано - понятно. Ведь это позволило на томобили на любой вкус - включая пикап и "каблучок". Почему же тог да не Гран-при? Именно потому, что и "Калина", и "2123" пока могут рас цениваться как концепты с перепек тивой начала крупносерийного производства уже в следующем ве ке, года через два. И, ради всего святого, только не в ОПП. 12° увеличить угол поворота передних колес, доведя его до приемлемых 38° для - в основном городского - мини-вэна. Еще интересней планы: дорабатывается независимая передняя подвеска - двухрычажная, с продольным торсионом в качестве упругого элемента. Тоже американизм! Назовем еще парочку интересных машин от УАЗа длинный "3162 Симбир" на базе все еще редкой " шестидесяти" и укорочен знный пляжный "3150; из вечного "козлика даем об основных мотивах симфонии Российского автосалона. Что бросалось в глаза и что отметили все побывавшие в павильонах на Красной Пресне - так это непривычно большое число новинок российского автопрома. Заняв огромную площадку и не менее огромный стенд, выкатил пять интересных разработок ГАЗ, с не меньшим азартом выступили Волжский автозавод, УАЗ... даже вечная кандидатка в народные любимицы "Ока" улыбалась с двух стендов тремя новыми, незнакомыми лицами. Тут на сцену уместно вывести двух традиционных героев - оптимиста и пессимиста. Первому пристало говорить о возрождении (или пробуждении) нашего автопроизводителя, о недюжинном творческом потенциале российских конструк-IСпециалъныи приз "За рулем " и редакции справочника Полезные страницы - Здоровье",Еще совсем недавно читатели "За рулем" мечтали о полноприводном универсале. Фирма "Рено" решила, что универсал как таковой класс уже устаревший. Куда современней мини-евэны. И снабдила "Рено-Меган Сце-и ник" полным приводом. Собственно, и сама машина подверглась рестайлингу - другие оперение, фары (теперь они есть и на обычном "Сценике"). Но вариант RX4 отличают еще и полный привод с вязкостной муфтой в трансмиссии, иная задняя дверь (распашная вместо подъемной) с навешенной на нее запаской, Припомним здесь же, что полноприводные мини-вэны были на салоне чрезвычайно популярны - как у производителей, так и посетителей. Кроме "Сценика" в этом классе выступали и YA33165, и ВАЗ-2120. Может, это действительно автомобили будущего? И хотя "Сценик RX4", несмотря даже на перспективу веко ре стать на конвейер, ос танется мечтой для боль шинства россиян из-за довольно высокой цены, жюри не могло не отметить эту модель. В частности, и потому, что в Москве состоялась ее мировая пре мьера (показ на салоне "4x4" во Франции за две недели до этого считают "предварительным").пос КОЛЬКУприценеболее $8000 новинка ей Концептуальная "Пчелка" от завода "Автоагре- не конкурент. Кстати, гат" из Кинешмы Симпатична, не правда ли? "3111" получила приз в прошлом году, на Претенденты МИМС-98. Горьковский автозавод буквальОбновленный "Соно поразил масштабами своей экс- боль" весьма приятной внешности и четырехтонка "Валдай" с такой же кабиной рассчитаны на достаточно отдаленную перспективу - ведь ооъем переделок отнюдь не ограничился фарами и передним оперением. "Разошлись в стороны" лонжероны в передней части,I позиции. Самой близкой к производству из новинок была "Волга" IГАЗ-3111. В декабре она уже буI дет в серии, и, как утверждается, |под нее развернут отдельное (производство с перспективой [собирать до 120 тыс. машин в |год. "Десятая" же "Волга" останется на нынешнем конвейере, ЗР 10/99приподнялся пол кабины - и теперь моторный отсек без труда вместит V6. Больший по размеру радиатор от грузовика ГАЗ-3307 решит известную всем проблему охлаждения, тем более что новая решетка куда охотней пропускает воздух. Приобрел конкретные исторические черты один из "атаманов" невообразимых размеров джипище на ходовой известного пикапа назван "Атаман Ермак". На выставочном образце отсутствовали даже замки нижней створки задней двери, явно намекая на трудности работы с макетным стеклопластиком. Две "Оки" представил завод малолитражных автомобилей из Набережных Челнов. Одна из них определенно сделана по мотивам прошлогоднего вазовского концепта "Ока-2", другая достаточно оригинальна и названа "Динара".торов, о нетрадиционных стилистических решениях дизайнеров. И вряд ли кто оспорит, что салон прошел под нашим трехцветным флагом. А теперь припомним поговорку, что пессимист - это тот же оптимист, но информированный чуть лучше. Ему ничего не останется, как признать, что, за неS iбольшим исключением, все наши новинки -суть концепт-кары, сами создатели которых на вопрос о сроках начала производства называют расплывчатое "через полти лет до года-полутора. Естественно, это не могло не поднять темпы... создания макетов (в том числе и ходовых). Но подобные игрушки (или, если хотите, инструменты) стоят несколько сотен тысяч долларов, в то время как для развертывания полномасштабного производства потребуется, самое скромное, на три порядка больше - сотни миллионов! Ну и, соответственно, все так же актуальными остаются поиски хорошего зарубежного инвестора. Или изобретение паллиативов в виде опытно-промышленных производств с их неизбежными обходными технологиями и уже знакомым качеством. Припомните, скажем, тот тернистый путь к конвейеру ВАЗ-2110, по которому теЛ перь неспешно Щ топают "2123" и "2120". У богатых буржуев, конечно, дела идут иначе. Если уж обещали, показав сегодня в России концепт "РеноАвантайм" или "Тойота-Ярис Версо". что машина вскоре пойдет на конвейер, то уж будьте уверены - не позже чем в Концептуальный "Мишка", разработанный в НАМИ по заказу Автосельхозмаш-холдинга, оказался вовсе не так страшен, как на предва-марте, в Женеве, поставят на стенд предсерийные образцы. И все-таки при всех оговорках активность российских заводов нельзя не приветствовать. Так что давайте отключим микрофон нашему злопыхателю, объяснив ему напоследок: то, что им удалось внедрить у себя новейшие методы создания автомобилей, хорошо и само по себе - как еще один, пусть не ^/^онинВес^^вынужденпод1' страховаться: после известий о банкротстве "Дэу" было решено заняться сборкой еще и европейской модели "Ситроен-Берлинго". И получила она имя "Орион". Уже есть один "Орион" - "Дэу-Нубира"? Ну и что, ведь налоговые льготы "Донинвест" получил только на три имени, поневоле теперь приходится уплотняться. Говорят, дизельный "Берлинго" из Таганрога пойдет в продажу по $8000-8500. Если так, запишите меня в очередь!семимильный, но совершенно необходимый шаг к современному автомобильному производству. Автопром оказался способен его сделать, мы твердо верим, осилит и остальные.тора-два-три года". А если попытаешься уточнить, откуда на это производство возьмутся деньги, возникает полное ощущение, что оказался в шумозаглушеннои камере, лишенной даже эха. Действительно, все ведущие росI сийские заводы, кроме московского иI ижевского, уже купили и освоили I мощные графические компьютерные I станции, программы объемного (3D) ' моделирования и макетирования, что • зкращает срок разработки новых мо] делей в несколько раз - с четырех-пя-"За рулем" выражает благодарность генеральному спонсору акта вручения Гран-при компании| ТлобалОдин",рительной иллюстрации в ЗР, 1999, № 8. Говорят, производством машины заинтересовался Ирбитский мотоциклетный завод...спонсору фирме Nestle, информационным спонсорам - "Наше радио" 101,7 FM, еженедельнику "Версия", про-! | грамме "Вести" РТР.'ЗР 10/99