48
49
новинкиПРАВИЛО РЫЧАГА" СПАСАЕТ ШЕЮ,если вы едете в автомобиле, оборудованном активными подголовниками.Вспомним, что происходит, когда в автомобиль сзади врезается другой с зазевавшимся водителем. Деформации кузова могут быть и не столь серьезными, а вот шея... В лучшем случае она будет долго напоминать болью о неприятном инциденте, в худшем же исход, как говорится, летальный. Подголовники, конечно, помогают, но только отчасти: в нормальном положении между ними и затылком остается зазор, достаточный, чтобы получить серьезную травму позвонков. Конструкторы фирмы "Опель" нашли прямо-таки мудрое по простоте решение. Оно не требует ни привычных датчиков-акселерометров, ни пиротехники, ни специального компьютера. Позвонки зультате последний перемещается вперед и выбирает опасный при столкновении зазор еще до того, как голова начнет запрокидываться. Подбирая соотношение плеч рычага равным отношению масс головы и туловища, можно сделать всю Проще не бывает, а жизнь спасает: а - схема работы; б - устройство. систему уравновенаших современников спасает... допошенной, так что шейные позвонки вообще окажутся разгруженными от горизонтальтопный двуплечий рычаг Архимеда. Посмотрите на схему устройства. Когных усилий. Впрочем, точные расчеты осда при ударе сзади сиденье - вместе с матавим конструкторам, а вам предлагаем пошиной - движется вперед, возникающая силюбоваться на новинку в разрезе. "В металла реакции (вашей спины) воздействует на ле" активные подголовники можно будет откороткое плечо спрятанного внутри спинки ныне встретить в моделях "Опель-Омега", качающегося рычага. На другом его плече и "Вектра", "Астра", "Зафира", и все же... пусть укреплен спасительный подголовник. В ревам не придется испытать их в действии! ные скорости свыше 300 км/ч! Требования поистине космические. Случись что - на табло появляется двухцветный сигнал падения давления в шинах. Желтый загорается при падении более чем на 0,2 атм, означая необходимость подкачки колеса при первой возможности, а красный - уже сигнал опасности. Он вспыхивает, когда давление падает больше чем Размер датчика не больше привычного балансировочного грузика. на 0,4 атм или Надпись на табло гласит: "Давление в передней правой шине!". если оно сниинформацию бортовому компьютеру бесжается быстрее чем на 0,2 атм в минуту. В контактным образом - значит, нужен минизависимости от измеряемых величин аватюрный радиопередатчик. Вроде бы все. томатически изменяется и режим работы Но, допустим, в какой-то момент вы обгонясистемы. Если все в порядке, замеры слеете машину с аналогичной системой ис дуют через каждые 3 с, но передаются в проколотым колесом. Раздастся ложная компьютер лишь раз в минуту. Это - чтотревога? Такого не случится: конструкторы бы продлить срок службы миниатюрной заложили в систему сигнал опознавания литиевой батарейки. Если же данные сиг"свой-чужой"! И все это должно работать в нализируют о проколе, процесс измерения диапазоне температур от -40 до +120СС. и обмена информацией запускается через выдерживая ускорение до 2000д и окружкаждые 0,8 с."А У ВАС - ПРОКОЛ!Владельцам автомобилей "Ауди-А8" и S8 теперь будет сообщать об этом специальный датчик.Нечего и говорить, как важно поддерживать нормальное давление воздуха в шинах: от этого зависит не только ваша безопасность, но и сохранность дорогих покрышек. И все же как часто мы ленимся лишний раз отвернуть колпачок, достать манометр, а потом, возможно, еще и насос или компрессор. Счастливые обладатели новых "ауди" будут избавлены от этой головной боли: за "какие-то" 400 долларов на их машины установят новую систему постоянного контроля за давлением воздуха в шинах. Познакомимся с новинкой поближе. Внутри каждой из покрышек на ниппеле установлен миниатюрный датчик. Он питается от батарейки и измеряет давление и температуру воздуха в шине. Последнее совершенно необходимо: при нагреве давление повышается, а при охлаждении снижается - это естественный физический процесс. Далее датчик должен передать полученную48ЗР 10/99 КАКОГО ЦВЕТА ХАМЕЛЕОН?Подкраска машин, окрашенных "металликом", порой ставит в тупик даже профессионалов "кисти". То ли еще будет, когда в ход пойдут суперлаки последнего поколения.дактс", назвавшая свои пигменты "Хромафлейр". Самое сложное заключается в технологии - она должна обеспечить вакуумное напыление на частички подложки пяти сверхтонких слоев. Потом, когда процесс закончен и краска расфасована в банки, эти частички выдают свое высокотех-нологичное происхождение... ценой - литр стоит свыше $700! Впрочем, это сегодня, пока еще спрос на такие лаки не стал массоПолувым. А там будет видно. прозрачный поНесколько дешевле трехглощаюоколо 1 мкм слойное покрытие на основе окищий слои си кремния, создающее аналогичСтеклоподооныа Полупрозрачный Отражающий алю ный эффект: по мере приближеслои диэлектрика поглощающий слои миниевый слой ния встречный автомобиль превращается из голубого в зелеТриггерный эффект в оптике - это как посмотреть. ный, а затем ив красный. ПерВ ближайшие годы настоящую революглазах скачкообразно изменяется при неспективный же лак на основе алюминия цию способны произвести новые краски-хазначительном изменении угла наблюдения дает еще и чрезвычайно высокий блеск. мелеоны. Бедная ГИБДД: она не сможет или угла падения света. Говорить о конПервая промышленная установка по продаже заполнить графу "Цвет" в ПТС - он букретном цвете того или иного пигмента уже изводству новой краски пущена в начале дет постоянно меняться в зависимости от не приходится: например, условно голубой года в японском городе Онахама. а в слеосвещения и угла зрения. (Нечто подобное интерференционный краситель на белой дующем году здесь начнется ее массомы видим на голографических этикетках.) подложке может показаться голубым или... вый выпуск. Производство эмали налаЭто стало возможно благодаря новым пигжелтым. На черном основании он же измеживают и на заводах фирмы "Мерк" в ментам на основе кристаллов окиси алюминяет видимый цвет на серо-синий, а если Дармштадте (ФРГ). ния - именно они заставляют автомобиль подложка цветная, то возможно... все! Будут ли широко применять краскуискриться и переливаться красками, подобСтроение слоев новой краски мы попыхамелеон на серийных автомобилях? но хитиновому панцирю некоторых жуков. тались представить на рисунке, но только Специалисты пока сдержанны: по мнеСобственно, эти насекомые и подскане подумайте, что изображенный здесь нию дизайнеров, переливающийся кузов зали идею ученым, и они в конце концов верхний слой как-то окрашен. Это всего-нане дает глазу зацепиться за формы, на предложили практически применимое всего обозначено (для наглядности) впепрорисовку которых тратятся огромные многослойное покрытие. Но сначала нечатление наблюдавших. На самом деле поусилия. Впрочем, будущее покажет, что лупрозрачные слои бесцветны, но они кажважнее - цвет или форма. А пока нашей много физики. Под интерференцией в оптике понимадый раз пропускают к отражающей алюмиГИБДД надо срочно совершенствовать ют 4Йк взаимодействие световых волн в тонких ниевой подложке и обратно лишь лучи свесвою систему учета. Ведь даже в паспорте нашей "Оки-Престиж", окрашенной слоях. Это явление используют в новых та со строго определенной длиной волны. с красящих пигментах, создающих оптичеНачало выпуску таких суперлаков по"металликом" "Опатия", цвет назван к ский триггерный эффект: цвет на ваших ложила американская фирма "Флекс Про- скромно - коричневый! СЧТАРРЕТГ ЗАСЫПАЛ ТУРБОШТурбонаддув прочно занял свое место в дизельных двигателях. Нечего и говорить - турбоагрегат постоянно совершенствуется, в его конструкции все больше последних достижений технологии, скажем, такое, как регулируемые лопатки направляющего аппарата. Тем не менее, "проклятая турбояма" - провал мощностных характеристик двигателя на низких оборотах, когда давления выхлопных газов не хватает, чтобы как надо раскрутить турбину, до последнего времени не давала покоя разработчикам. И вот фирма "Гарретт". одна из ведущих в этой области моторостроения, всодружестве с конструкторами из компании "Турбодин" предложила совершенно новый подход к решению проблемы. Пока выхлоп слаб, стоит только коснуться педали акселератора, как колесо турбины раскрутит специальный высокоскоростной... электромотор. И теперь максимум крутящего момента сместился вниз аж до 1000 об/мин! Новинка выйдет на рынок в конце 2001 года, когда будут завершены все необходимые, в том числе ресурсные, испытания. А пока в качестве материала для турбинных колес "обкатываются" сплавы титана и алюминия, а в подшипниках пробуют "воздушный клин", заменяющий... смазку. Электромотору тоже ведь надо облегчить работу по раскрутке "пропеллера"!ЗР 10/9949