142
143
1ШЖ111ШJ-JJ-1JJr\0I*J.ГР^7лась. Воздух идет через боковые и открытые на этот раз центральные сопла и еще менее охотно обдувает стекло. "Модернизация" побуждает дуть на стекло более активно, но в корне картины не меняет. На машине с "низкой" панелью потоки распределены достаточно равномерно, как и на "Шкоде". Режим № 3. "Высокая" панель вновь "прославилась". Воздух в ноги Геннадий ЛЕБЕДЕВ, Анатолий КАРПЕНКОВ задних пассажиров почти не поступает, Для начала провели эксперимент: в ред пассажиром стекло обдувается к передним идет слабо, как и на стекло. трех автомобилях (ВАЗ-21093 с "высолучше, чем перед водителем! ЦентОпять все "выдувает" через централькой" и "низкой" панелями, а также, для ральные сопла, даже закрытые, воздух ные и боковые сопла на панели. "Модерсравнения, "Шкоде-Фелиция") измерили все же пропускают. Панель разобрали низация" несколько улучшает подачу скорость воздуха, выходящего из сопел (см. раздел "Своими силами") и проклевоздуха к ногам. системы вентиляции, причем у каждого или все щели в воздуховодах. После "Низкая" панель: те же "ножные" сопла в нескольких точках и при разных такой "модернизарежимах. Чтобы не "громоздить" цифры, ции воздух стал СХЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ ПОТОКОВ в таблице приведем средние значения лучше поступать только для второй скорости вентилятона стекло, а вот ра. "Высокую" панель после замеров ра"уклон" вправо созобрали и постарались устранить самые хранился. заметные дефекты. Затем измерения На "Самаре" с повторили. "низкой" панелью Вентиляция на подопытных автовоздух лучше идет мобилях работала в трех режимах: к стеклу (что от 1. "Отогреваем стекло" - весь вознего и требуется), дух направлен вверх, центральные сочем в боковые сопла на панели закрыты. пла. В распреде2. "Греем салон" - воздух вверх, лении потоков центральные сопла открыты. также заметен "правый 3. "Едем зимой" - воздух вверх и легкий уклон". "Фелиция" вниз, все сопла открыты. Схема подачи воздуха в салон в этом режиме по"Самары" с "высокой" панелью показадает весь воздух Скорости воздуха на выходе из соответствующих сопел даны в таблицах. на на рисунке, а результаты измерений только на стекло. - в таблице. У "Фелиции" сопла распоКак уже было сказано, скорость проблемы, но лучший, чем в первом ложены так же, а на "девяточной" воздуха измеряли во многих точках. случае, обдув стекла. "низкой" панели нет маленьких бокоПо этим данным построили график, коВ "Фелиции" воздух лучше всего вых дефлекторов, через которые обторый характеризует распределение поступает к ногам сидящих спереди и дуваются боковые стекла. воздуха, поступающего на ветровое через боковые сопла на панели, чуть хуже через центральные соппа и на Режим № 1. ВАЗ с "высокой" панестекло. Режим № 2. На "девятке" с "высостекло и совсем слабо дует назад. лью уверенно "дует" в боковые сопла и довольно вяло на стекло. При этом пекой" панелью ситуация почти не измениИтак, что мы намерили? А вот что:О том, что в системе отопления и вентиляции переднеприводных "самар" с "высокой" панелью что-то неладно, - известно давно. С самого начала владельцы таких машин жаловались: в салоне холодно, обмерзает ветровое стекло, горячий воздух греет... магнитолу. Попробуем всетаки разобраться, отчего такое происходит.Заводские поролоновые уплотнители выглядят плачевно.Хорошо видна нижняя "половинка" воздуховода с направляющими ребрами хитрой конфигурации.142ЗР 10/99 на "самарах" с "высокой" панелью во всех режимах недостаточно активно обдувается ветровое стекло. При этом лучше дует справа, перед пассажиром, хотя по логике должно быть наоборот. Все исследуемые автомобили "морозят" сидящих сзади, а отечественные не жалуют и ноги передних седоков. Сопла на "высокой" панели у ВАЗов закрываются негерметично. Теперь вскроем пресловутую "высокую" панель и попробуем разобраться, отчего это происходит. С негерметичностью заслонок все ясно - подругому и быть не может. Заслонка перекрывает воздуховод, но оставляет открытыми небольшие щели, будто специально для этого сделанные, '"Несимметричный" забор воздуха к вентилятору (справа), судя по всему, и есть причина того, что через правые сопла воздух лучше поступает в салон. Нередко в системе отопления и вентиляции автомобилей используютлотнитель - поролон - в нашей "девяносто третьей" местами смялся, местами выпал внутрь короба. Вот и гуляет ветер в панели. Кстати, об упомянутом подогреве магнитолы. В воздуховоде, который идет к центральным соплам на панели. есть ничем не закрытая щельГРАФИК ПРИМЕРНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТОКА ВОЗДУХА ПО ВЕТРОВОМУ СТЕКЛУ'Шкода-Фелиция"шириной в палец. Через нее, похоже, и идет подогрев "музыки", а кроме этого, раздуваются по "нутру" панели пепел и окурки из закрытой пепельницы. Еще несколько интересных наблюдений. Заслонка, распределяющая по-PAIОПРЕДЕЛЕН ИЕ ВОЗДУ шногоРежимпо ТОКА*1. Весь возду х вверх, ценц сальные сопла закрытыСкорость воз lyxa на выход 1 из сопла, м с ВАЗ-21093. "высокая" "ШколаВАЗ-21093, Номер ВАЗ-21093. Фелиция' панель, "низкая" "высокая" сопла панель модернизипанель рованная1 23456783,7 3.41.18 1,991,13 3.17 2,52 3.220,77 0,77 3,72 5,250,1 0,1 2,72.150,1 0,12.96 2.250,1 0,1-0 0 3,5 2.9 0000Деталь панели доработана с помощью... оконного уплотнителя из хозяйственного магазина. две крыльчатки, помещаемые на обо• и х концах вала электродвигателя. За примерами далеко ходить не надо "сорок первый" "Москвич". Но в "Самаре", увы, крыльчатка одна... Ноги задних пассажиров не могут не мерзнуть. Выходной патрубок отопителя и лежащий на тоннеле пола воздуховод не стыкуются ни по высоте, ни по периметру. Попробуйте подуть в трубу большого диаметра, не прижимая к ней губы, а лучше с некоторого расстояния эффект примерно тот же. А теперь о слабом обдуве ветрового стекла. В "Самаре" с "низкой" панелью и "Шкоде" короба воздуховодов это, по сути, отдельные детали, спрятанные под панелью. В "высокой" же панели короб образуют детали самой панели: одна - нижняя часть короба, другая - верхняя. Получается, что разъем идет по всей длине воздуховода. И это при известном качестве на•ших пластмассовых деталей! Щелей более чем достаточно, а заводской уптоки воздуха, на нашей машине была покороблена и закрывалась неплотно. Но привод ее, в любом случае, сделан так, что она либо до конца открывается (но тогда не полностью закрывается), либо наоборот... Может быть, "высокая" панель красивая, модная и технологичная. Возможно даже, что при должном качестве изготовления она не так и плоха. Но в том виде, в каком есть, критики не выдерживает. Система отопления и вентиляции даже в сравнении с "низкой" панелью работает отвратительно. Ладно была бы новая конструкция. так ведь выпускается она уже много лет. А потому известно немало способов ее самостоятельного "лечения". Самым простым способом - проклеив оконным уплотнителем все стыки и щели. - мы несколько улучшили обдув стекла, и воздух стал поступать в ноги. Но "глобально" повлиять на распределение его потоков нам так и не удалось.Режим 2. Весь возду х вверх, все сопла открыты Скорость воз,духа на выход ВАЗ-21093, "высокая' Номер ВАЗ-21093. ВАЗ-21093, 'Шкодапанель, Фелиция'' "низкая" "высокая" сопла модернизипанель панель рованная1 234563,733,04,03 3.12 3,754,30,985,13 1,65 2,221,3 9.59.85 2,26 1.956,25.834,4 4,97 89 10 11 12Режим2,12.351,6 1,6 001,5 1.7 001,1 1,00,35 0,351,4 1.2 1.6 1,5 4,4 3.0 1,3 0.9 00003. Воздух 3£ ерх и вниз, в се сопла открытыНомер соплаВАЗ-21093, "высокая" панельВАЗ-21093, 'высокая'' панель. модернизированная 3.43 4.27 0,75 0.95ВАЗ-21093, "низкая" панель 3,07"ШкодаФелиция"1 2345 62,2 4,00,95 1.25 5.533,7 2,02,73 5,787 89 10 11 125,4 6,6 6.41.85 1.055,0 5,1 1,91,35 4.856,05.30.55 0,551,8 1,70,18 0,18-0 02.6 2,4 1,2 1,2 09 1.0 0,5 06 5.0 3.8 0,1 0,1* Вторая скорость вентилятора.ЗР 10/99143