48
49
ТЕХНИКА На нашей обложкеО 105пупярные у россиян (независимо от класса!) седаны делают в Японии и Мексике, а в Испании пойдет с конвейера мини-вэн "Алмера-Тино", "двоюродный брат" популярнейшего "Рено-Меган Сценик". Представляя "Алмеру" журналистам, руководитель проекта англичанин Джон Барроу лишь вскользь упомянул о новой гамме моторов (бензиновые 1,5; 1,8 л - такой же, как для "Примеры" 2000 года; 2,2литровый дизель с непосредственным впрыском). Понятное дело, отвечают нормам Евро IV 2005 года - чем, собственно, хвастаться? Лучше посмотрите, господа, как продуман дорожный быт, сколько в салоне и багажнике всяких ящичков, карманчиков, сеточек и фонариков... Вот - для солнечных очков, вот - для компакт-дисков, вот - крючок для сумочки вашей спутницы; бутылочку с "колой" - пожалуйте, в карман на двери. Фотоаппарат - в специальный, невидимый снаружи "тайничок".Столько машин в расчете на каждого рабочего в год делают на заводе "Ниссан" в Англии - самом эффективном в Европе.Владимир АРКУША Глобализация, о которой особенно много шумели в прошлом году, началась не вчера. Крупные фирмы потратили десятки лет и миллиарды долларов, чтобы приблизить к рынкам сбыта сначала производство, а затем и разработку новых моделей с учетом местной специфики. По-своему напомнила об этом компания "Ниссан", пригласив журналистов на завод в Сандерленде, на северовостоке Великобритании. Повод нашли убедительный: запуск в серию "Алмеры" нового поколения. Предыдущая, выпускавшаяся с 1995 года, оказалась, кстати, в числе наиболее продаваемых в России иномарок. "Алмера II" - третья модель "Ниссана" специально для европейского рынка; ей предшествовали "Примера" в 1990-м и "Микра" в 1992 году; обе выпускаются на этом же заводе. Создатели "Алмеры II" явно старались найти для покупателя дополнительные аргументы - помимо общеизвестных добротности и практичности, придать автомобилю модные, энергичные, запоминающиеся черты. Ведь в европейском классе С. он же "гольф-класс", новинка не должна потеряться на ярком фоне "Гольфа IV", "Астры", "Фокуса". Ставки не огра48 2/2000 ЗР ничиваются Европой: "Алмера" - первая модель на новой "средне-малой" платформе "Ниссана". Она послужит базой для различных машин, чей суммарный выпуск в разных странах достигнет, по планам, 700 тыс. шт. в год. "Алмере", сделанной в СоединенномУсмехаетесь? Напрасно. Люди, проводящие в разъездах уйму времени (чему способствуют отличные дороги и мягкий климат), вправе чувствовать себя на колесах по-домашнему. К тому же строгий порядок в салоне экономит время, избавляет от неприятных неожиданностей (что-то упало при резком маневре, стукнуло об пол, а то и пассажира задело). "Европейские предприятия "Ниссан" рассчитаны на выпуск,400 тыс. машин в год. Не думайте, однако, что ниссаЗаводы вЯнглии и Испании делают 70% новцы зациклены лишь на распихипродаваемых, в "Европе "ниссанов": 'Микра", вании багажа по укромным местам. "Лримсра", "Серена", "Террано II" и ""Ванетт- Трехлетняя гарантия на 100 тыс. км карго". S 2000 году машины местного B пробега не с потолка взялась - за производства составят здесь 90% npogajc. ней повседневная работа над повышением надежности узлов, сколь бы казенно это ни звучало. На заводе непременно расскажут, как проводится фирменный "горячий" тест: двигатель, отработав четверо суток на оборотах максимальной мощности под нагрузкой, соответствующей четырем пассажирам с поклажей плюс прицеп, должен выдать те же параметры, что ив начале испытаний. Не забудут упомянуть, что стойкость лакокрасочного покрытия к абразивному воздействию на новой модели увеличена втрое (!) против предшествовавших. Королевстве, отводится важнейшая роль. Здесь следуют принципу "качество - с К слову, здесь выпускают только трех- и первого часа", то есть с самого начала сепятидверные хэтчбеки, следуя предпочтерийного производства, без скидок на детниям европейцев в этом классе; столь по- ские болезни. Избежать их, однако, чертов- лицах российских журналистов, хозяева сочли нужным уточнить: речь идет о деталях, имеющих некие отклонения - но вовсе не о негодных в бытовом понимании слова. (А хоть бы ио негодных - полсотни легко простить, поскольку мы-то приски трудно. Зная это, "Ниссан" раздал выкли выбирать из великой кучи хоть несколько десятков машин из пилоттолику на что-нибудь пригодных...). ной серии туда, где их эксплуатируют Разумеется, такого соотношения наиболее интенсивно, а порой неумедостигли не вдруг - к нему шли, как ло и даже варварски - в автошколы, заметил директор по производству таксомоторные парки. Там водителяКолин Додж, все пятнадцать лет, что ми и пассажирами ежедневно станоработает завод. Начинали-то с 10 000 вятся десятки людей разного роста и на миллион (это, впрочем, 1%). И, что комплекции - регулируют зеркала, характерно, эффектная цифра фигуподгоняют сиденья... По рирует в выступлениях и пресс-релиих замечаниям еще можзах, но отнюдь не в деловых контракно переделать неудобтах: она подразумевается, так сканые ручки, ненадежные зать, джентльменским соглашением. крепления и т. п. Нас, конечно, интересовало, что Завод "Яиссан мотор 'Великобритания" начал Другой путь досработать В1986 году с "отверточкой " сборки способствовало созданию филиала японской фирмы именно в Англии. В тичь высокого качества модели "'Блюберд". Суммарные инвестиции В первую очередь - либеральная полити- через технологию. Нопредприятие к началу 1999 года превысили ка тогдашнего правительства страны и вую "Алмеру" надо было 1,5.млрд. ф. ст. (2,4 млрд.долл.). Подготовка властей региона, переживавшего глу"приживить" в действуюпроизводства "Ялмсры "обошлась В215млн. бокий экономический спад, свертыващее производство, где ф. ст. (344 млн. долл.); создано S00 новых ние традиционных отраслей. Любопытна двух технологических рабочих, мест. но и то. что импортные автомобили линиях уже делают "Примеру" (покрупнее) и "Микру" (помельзовских машин виноваты то поставщики "Ниссан" уже тогда, в 80-е годы неплохо проче). Решили: "Алмера" и "Примера" будут "резинок", то шинники, то стекольщики... давались в Британии, особенно здесь, на сеидти каждая по своей линии, "Микра" - паНемудрено, что инженерам и "пиаровцам" веро-востоке: стало быть, не чужие прираллельно по обеим. Тем самым как бы кон"Ниссана" пришлось неоднократно на разшли... Сыграла роль близость к потенциальцентрируют внимание на моделях поновее, ные лады повторить нам: "В 2000 году доному рынку, возможность дешевой доставки классом (и сложностью) повыше; от хорошо ля дефектных изделий смежников не прекомплектующих и вывоза машин морем. В освоенной "Микры" сюрпризов не ждут. высит соотношения - 50 деталей на милсвою очередь, фирма продуманно построила Прогресс в конструкции и технологии позлион поставленных". Заметив смятение на техническую политику, стратегию развития завода, последовательволил сократить тактность (врено освоив оригинальмя пребывания машины на одЗа 199S год в "Европе продано 537 000 ные модели для трех ной "станции") с 60 до 43 секунд: автомобилей "'Яиссан" — это 33% общего объема важнейших секторов на сегодня это, как утверждают, продаЖ фирмы. 'Хрупнейшие рынки — самый высокий в мире темп. 'Великобритания (106,5 тыс. шт.), 'Германия Еще один показатель высокого уровня, тщательности подготовки производства: на его "раскрутку" от запуска новой модели до намеченного темпа 233 машины в смену отведено всего шесть недель. "Ниссан" в Сандерленде завод полного цикла: здесь делают моторы, штампуют, сваривают и окрашивают кузов, собирают автомобили. Наиболее крупные изделия, получаемые из Японии. - блоки цилиндров и трансмиссии. Но помимо этого, комплектующие поставляют 208 предприятий - мыслимо ли добиться,чтобы качество всех изделий отвечало жесточайшим требованиям "Ниссана"? Вспомните: в дефектах ва{95,5 тыс. шт.), Яспания (70,6 тыс. шт.). 'В операциях торговой компании "Яиссан Европа" непосредственно занято свыше 15 тыс. чел., не считая сотрудников4400дилерских фирм. В 199S году завод "Яиссан" В Сандерленде изготовил 289 тыс. автомобилей и вышел на первое место Щ^Ш В'Великобритании по объему их производства Независимое бюро экономического анализа ("Я-Яй-'Ю") третий год подряд назвало его самым эффективным среди 29 родственных предприятий 'Европы европейского рынка. Успех не заставил себя ждать: "Микру" признали в Европе автомобилем 1993 года - первой из японских машин; рискну предсказать, что "Алмера" будет иметь неплохие шансы в конкурсе 2000 года. D ЗР 2/2000Н АБ PATА49