40
41
42
43
Рост цен на топливо в последнее время стал таким же привычным, как осенние дожди или снег зимой. А потому многие, казалось бы, должны обратить внимание на дизельные модели. Однако никаких всплесков популярности дизелей не наблюдается. Почему?Анатолий ФОМИНКТО В ЛАДУ С ЭПОХОЮ? Дизельные легковушки весьма популярны во многих странах. Причина - на поверхности: лучшая экономичность и более дешевое топливо. Но не только. Последнее поколение дизельных моторов отлича-ется, помимо уникальной экономичности, низким уровнем шума и прекрасными тяговыми характеристиками. Так обстоят дела там. У нас, увы, отечественных дизельных машин в "товарном количестве" пока нет, а спрос на импортные невелик. Фирмы, у которых на складе в Москве есть дизельные легковушки (не считая вседорожников), можно пересчитать по пальцам одной руки. Мы для эксперимента нашли две модификации "Шкоды-Октавия": SLX 1.9TDI и SLX 1,8 20V. В своем классе они сравнительно недороги, к тому же известны и популярны в России. Моторы "октавий" близки по рабочему объему и по мощности, их отличает высокий технический уровень. ПОСЧИТАЕМ "ЛОШАДЕЙ" У бензиновой "Шкоды" под капотом четырехцилиндровый мотор рабочим объемом 1781 см 3 . Агрегат непростой: пять клапанов на цилиндр, регулируемые фазы газораспределения, впускной трубопровод переменной длины - упоминать распределенный впрыск и нейтрализатор даже неловко. При столь сложной конструкции мощность относительно невелика - 92 кВт/125 л. с , зато высокий крутящий момент во всем диапазоне оборотов, отличные экономические и экологические показатели. В общем, ровный тяговитый двигатель, без провалов и подхватов раскручивающийся выше 6000 об/мин.402/2000 ЗР Дизельная "Шкода" скрывает под крышкой капота очень популярный в Европе мотор 1,9 TDI рабочим объемом 1896 см 3и мощностью 81 кВт/110 л. с. НепосЗАВИСИМОСТЬ РАСХОДА ТОПЛИВА ОТ СКОРОСТИ ПРИ РАВНОМЕРНОМ ДВИЖЕНИИредственный впрыск топлива (вернее сказать - неразделенная камера сгорания), турбокомпрессор с регулируемым направляющим аппаратом турбины и промежуточное охлаждение воздуха обеспечивают ему высокие мощность и крутящий момент в сочетании с отличной экономичностью. Бензиновая машина на 30 кг легче и на 15 л. с. мощнее, но у дизельной "Октавии" свой "туз в рукаве" - "лишние" 65 Нм крутя-показала чуть лучший выбег и проиграла при торможении.немногоОбщие данные Число местСнаряженная масса, кгПолная масса, кг Максимальная скорость, км/ч Время разгона. 0-100 кмчс Радиус поворота, м Расход топлива. л100км no EU 93116 загородтородсредний Запас топлива, л 55 Топливо АИ-95. возможно АИ-92 4511x1731x1429 Длина х ширина х высота, мм 2512 База, мм 15161492 Колея спередисзади. мм Двигатель бенз/новый Тип дизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением Число цил.-клал. 4-20 4-8 3 Рабочий объем, см 1781 1896 81x86,4 Д.'а" чип. х ход порш.. мм 79.5x95.5 10,3:1 Степень сжатия 19.5:1 92/125 Мощность. кВт.'яс. 81110 6000 при обмин 4150 170 Крутящий момент. Н м 235 4200 при обмин 1900 Двигатель спереди, поперечно. привод на передние колеса механическая, пятиступенчатая 3.3; 1.94:1.31:1,03: 378.2.06:1.35:0.97: 0.84:3.06 (3.x.) 0,77; 3.60 (зх.) 4.24 3.39 независимая, типа 1Мак-Ферсон" со стабилизатором погеречной устойчивости продольные рычаги, связанные упругой поперечной балкой реечное, с гидроусилителем гидравлические с усилителем и АБС дисковые.вентилируемые дисковые 1S565R15 SuperconlactКоробка передач Передачи Главная передача Спереди Сзади Рулевое управлениеКТО БЫСТРЕЕ? Оба автомобиля оснащены "пакетом для плохих дорог", увеличивающим дорожный просвет до 170 мм. Разумеется, это сказалось на аэродинамике и, соответственно, на максимальной скорости. Бензиновая "Октавия" не дотянула до заявленных показателей почти 12 км/ч, дизельная - всего около 5 км/ч, так что заметная по техническим характеристикам разница на деле оказалась ничтожной. Различия в разгоне автомобилей также невелики: до 80 км/ч практически "ноздря в ноздрю" и лишь когда спидометр начинает показывать трехзначные числа, бензиновая "Шкода" отвоевывает примерно секунду. А вот эластичность (приспосабливаемость двигателя к нагрузке) выводит в лидеры дизель. Несмотря на отличные показатели бензиновой машины, дополнительные 65 Н-м крутящего момента у турбодизеля создают ощутимое преимущество, особенно на пятой передаче. Как и следовало ожидать, дизельная "Шкода" благодаря большей массе и более высокому (рекомендованному) давлению в шинахКАКАЯ РАЗНИЦА? От сухих цифр самое время перейти к субъективным ощущениям. Ведь зачастую мизерная по приборам разница чувствуется более чем отчетливо, а объективные недостатки растворяются на общем фоне. Для начала - о шуме и вибрации. Хотя конструкторы "Фольксвагена" немало потрудились при доводке дизельного двигателя, характер и уровень шума позволят безошибочно определить дизель, стоя рядом с машиной. В салоне разница не столь заметна, но характерная вибрация на руле. рычаге коробки передач и педалях тоже не даст ошибиться. Однако все это -Спереди СзадиишжЯШШШЙContinental Гаран-и»Периодичность ТО1 год без ограничений. 3 года окраска. 10 лет от сквозной коррозии 15000 км ИСПЫТАНИЯТест только на холостом ходу. В движении различие едва ощутимо. Теперь о комфорте подвески. Адаптированные к нашим плохим дорогам "октавии" довольно жестко отрабатывают неровности покрытия. Дизельная отличается несколько лучшей плавностью хода и требует меньше "подруливаний" на неровной дороге при высокой скорости. В поворотах обе машины держатся молодцом, но на пределе бензиновая "Шкода" ведет себя лучше и однозначнее, беспрекословно подчиняясь водителю и без промедления доворачивая при сбросе газа. Дизельная машина реагирует с заметным опозданием и более склонна к сносу передней оси. ИГРА В ОДНИ ВОРОТА Именно так выглядит попытка даже самого лучшего бензинового мотора соревноваться с дизелем в экономичности. Поражение первого предопределено, вопрос только - с каким счетом? Пришлось вначале составить собственные "городской" и "загородный" циклы, взяв за основу известный профессионалам Евро III и немного адаптировав его к отечественным условиям. К сожалению, стандартные методики имеют мало общего с реальным движением. Подробные диаграммы циклов приведены на рисунках. Возможно, многим они покажутся чрезмерно жесткими, однако полученные результаты убедили нас в том, что их условия мы выбрали верно. Для большей точности все измерения провели трижды. Помимо "официальных" циклов, замерили расход при постоянной скорости на высшей передаче в диапазоне от 60 до 150 км/ч и средний расход в процессе замера динамики машин (как пример крайне неэкономичного стиля езды). Результаты более чем показательны: во всех режимах дизельная машина расходовала на 100 км минимум на 1,5, а местами почти на 4л меньше топлива. В процентном соотношении разрыв не менее эффектен: дизельная "Октавия" на 22 46 (!)% экономичнее бензиновой. ЭКОНОМИКА ДОЛЖНА БЫТЬ... Итак, выгодно ли купить новую дизельную "Шкоду-Октавия"? Попробуем подсчитать. По нашим замерам средний эксплуатационный расход топлива бензиновой "Шкодой" составит 9,3 л/100 км, а дизельной - 6,8 л/100 км. Цена дизельного топлива и бензина АИ-95 на момент проведения теста была соответственно 4,4 и 7,5 руб. за литр. За 100 тыс. км экономия составит 39 830 руб. или 1545 долларов - увы, заметно меньше, чем разница в цене автомобилей (61 440 рублей или 2400 долларов). Однако при большем пробеге или дальнейшем росте цен на топливо ситуация может измениться. Если не одно "но". Пробег далеко за 100 тыс. км недвусмысленно намекает, что возможен иДинамические качества Разгон,с 0-20 км/ч 1,2 0-40 км/ч 2,6 0-60 км/ч 5,1 0-80 км/ч 7,8 0-100 км/ч 11,6 0-120 км/ч 16.5 0-140 км/ч 23.7 0-400 м. с (км/ч) 18,1 (1242) 0-1000 м. с (км/ч) 33.1 (158.6) Максимальная скорость, км/ч 189,1 Погрешность спидометра, % 5,02 Эластичность, с 60-100 км/ч (IV) 10,5 80-120 км/ч (V) 15,6 Выбег, м 120-50 км/ч 2101 634 50-0 км/ч Тормоза 100-0 км/ч. м 40.1 Замедление, м'с2 9,6 Расход топлива, л/100 км: 11,4 городской цикл 'За рулем" 8,2 загородный цикл "За рулем" Постоянные скорости, на V передаче 60 5,5 70 5,8 80 6,0 90 6,6 100 12 110 7,8 120 8.5 130 9,2 140 9,7 150 11,2 Активная езда 13,31,2 2,5 5,1 8,1 12,0 17.8 24,7 18,2 (120,7) 33,5(155.8) 187,2 5,74 9,1 13,5 2148 743 40,3 9,55 9,3 5,6серьезный ремонт. Нет, речь не о ходовой части, здесь различия минимальны, и не о капремонте двигателя - для него рановато. Мы о топливной аппаратуре - ТНВД и форсунках дизеля, топливном насосе и форсунках бензинового мотора. Давайте сравним цены (см. табл.). Результат не нуждается в комментариях. Так что экономия на топливе в большой степени лотерея. ДОМЫСЛЫ По ходовым качествам "Шкода-Октавия" с дизелем практически не уступает, а во многих случаях и превосходит бензиновую модификацию. Если же говорить о расходе топлива, то ее преимущество неоспоримо. Разница в комфорте машин минимальна, а с точки зрения удовольствия от езды дизельная "Октавия" даже лучше. Немного проигрывая в управляемости на пределе, в обычных условиях этот автомобиль водить приятнее, а внушительный крутящий момент дизеля дарит мощное ускорение по первому движению правой ноги. И при этом не нужно лишний раз переключаться. По удобству управления тягой дизельная "Шкода" на голову выше бензиновой, и наши симпатии всецело на ее стороне. Но у арифметики симпатий нет, и безжалостные цифры красноречивее всего убеждают: время легкового дизеля еще не пришло в Россию. D Редакция благодарит фирму "Пеликан" за предоставленные автомобили.4,1 4,2 4,3 4,6 5,1 5,6 5,8 6.4 7,3 8,4 9,5••Ь '^i*--awi| ^•ацЙ-i^ _*•\afc*?ти -&\9 £-)]-<-5Sre."'-W :СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ ЗАПЧАСТЕЙ, долл. США ТИ ""v. Двигатель 1,820V ТИ новый новый восстанов- восстанов•вшам "* ЛСттНЫИ мппнн Агрегат \ s (обмен) 1841 Бензонасос ТНВД 3546 2500 260 Форсунка 153 236 310 166 Топливный (рильтр 12 40 авах рекламысе>й 1И1Й• аШтНАКОНЕЦ-ТОгарантийном сертификате должна отмечать продавшая опору торговая организация, а показания счетчика суммарного пробега при установке и демонтаже - выполнившее замену опоры предприятие автосервиса. Вот и посчитайные и, в конечном итоге, более экономичные? те, что будет выгоднее: регулярно менять "деОлег ЖЕЛЕЗКОВ Но как же выбрать "нормальные" шаровые, ведь шевые" опоры, рискуя своей безопасностью, Перед любым владельцем автомобиля ВАЗ по требованиям вазовских техусловий они или, поставив "белмаговские" (которые, кстати, не раз и не два в сезон возникает суровая необдолжны иметь пробег не меньше 30000 км и ганенамного дороже), забыть о проблеме надолходимость отправляться на поиски запчастей. И рантийный срок не менее двух лет! К сожалего, сэкономив на заменах и регулировках... Определить подлинность продукции если при выборе крупного и дорогостоящего нию, сделать это действительно не просто: "БелМага" уже два года помогает наузла любой автолюбитель обязательно спросит про гарантии производи*Щ носимая на каждую опору специальТАР|ОГГШ1нШ1ТАЛ0ЯН*СКЖЭКСГиГ>ДТАД1Ш ГАРАКП^тЬП! ТАЛОН НА ПРОБЕГ ная голограмма от ведущего на отечетелей и заранее разузнает, кто из них ПоКвмни* еsitччч.1 о ниарного пробег» ственном рынке голографических лучше, то при покупке менее дорогих ира-аая ^ - С/ i V » / , . 2 00i £ d j г. из лень 1\м Д1Ю1Ж1' опоры знаков концерна "Российские защити чаще заменяемых деталей многие 2.О..0.?.зьг>.О., ные технологии". Только теперь на кане делают этого. ждую голограмму наносится лазерИ совершают серьезную ошибку! П Я тторговой(чу-явитии ным способом номер, указанный в гаИо-пх прел граям» ипогерьно Взять хотя бы шаровые опоры. Стоирантийном сертификате опоры. А самость комплекта опор для "жигулей" Ло-иц»м . 200и сунмаряого пробега ма голограмма теперь наклеивается шекмь мионтзхаонар*! на рынке колеблется от 100 до 280 не на наружную поверхность фланца рублей, но это лишь видимая часть J. 200 опоры, а на внутреннюю - под чехол, айсберга. На смену шаровых своими чтобы лучше сохранилась в течение силами придется потратить немало Hew» торгорой opnwuruum гарантийного срока, Она имеет недрагоценного времени. В автосервиРокнизнты «редпрпитяя ачтосерт-шел Рскиняигы торговок Орган ИЭВДНм сколько степеней защиты. Во-первых, се установка обойдется от 150 до 300 при попытке переклеить на другую рублей. А после этого нужно отрегуАдресу, .,-//-tft<Аык-нтцш^, (/// опору голограмма разрушится. Волировать развал-схождение: еще ,Ф, к, о ррХ»оя>тля вторых, голограмма имеет, кроме нооколо 200 рублей. То есть затраты на мера, два переливающихся цветами замену и регулировку превышают радуги и переходящих друг в друга стоимость самих опор в несколько Образец заполнения гарантийного сертификата раз И вот, честно потратив свои кровные, вы внешне все опоры похожи друг на друга, а кажпри изменении угла зрения изображения: эмбможете получить "вылет" одной из опор уже чедый производитель завлекает обещаниями лемы "БелМаг" и знака соответствия Госстанрез месяц или буквально после пробега 3-5 тымногих тысяч километров пробега и долгими дарта. Подделать такую голограмму господам сяч км. Если при этом вы остались живы годами службы. Выход один - выбирать того, пиратам не удастся! Да и затраты покажутся кто не просто обещает, а готов нести материслишком большими.Ги ЧВаяШг" шптршые вводит ре- невредимы, то считайте, что вам крупно повезло. •:•» гарантии для шаровых опор. Ведь сколько уже было трагических случаев из-за низкокачественных опор?! Дальше Проиааодители начинают отвечать сами решайте: снова тратить время и деньги на за стою продукцию! "дешевые" опоры или поискать более надежmШШШ}ЙВ*Ш к^чиопиппвадтюояжокмлювт! -БЕЛМАГ-ГАРАНТИЙНЫЙ СЕРТИФИКАТШАРОВАЯ ОПОРА АВТОМОБИЛЯ «ЕАЗ^lliU-mitiViWibWliOWpiUJvAob \!.альную, именно материальную, ответственность за свои обещания и предлагает реальный механизм осуществления своих гарантий. При этом старается ещё и защищать свою продукцию от подделок. А таких очень мало, и одним из ведущих среди них можно назвать научно-производственное объединение "БелМаг" из Магнитогорска. Оно первым и пока единственным предложило своим покупателям гарантийный сертификат с индивидуальным номером и штампом ОТК на каждую выпущенную, начиная с января 2000 года, шаровую опору. Этот сертификат дает реальную гарантию на два года эксплуатации со дня продажи или 40000 км пробега. Дату продажи вошмшПрОШФрЯЙТ*Из других приятных для покупателя нововведений: к каждой опоре теперь прилагается наглядная и красочная инструкция по контролю ее состояния и замене, а также печатается на упаковочной коробке штрих-код товара и напоминание о проверке наличия голограммы и гарантийного сертификата Залогом же качества продукции ЗАО НПО "БелМаг" продолжает оставаться использование только самых лучших, идущих на "вазовский" конвейер комплектующих и сырья (белебеевских пальцев и магнитогорской стали) и самое строгое следование всем техническим требованиям АвтоВАЗа!7$*наличииBU AГт\ЗАО НПО "БелМаг": 455001, Россия, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Первомайская, 9. Т./факс: (3511) 33-51-75, т. 33-33-20. e-mail: [email protected]; web - сервер: www.belmag.ru; Дилеры: г. Москва, ЗАО "Миамас" (095)188-30-10, ООО "ТОПАЗ-Групп" 551-27-88; г. Нижний Новгород, ООО Компания "Пита" (8312) 63-03-49; г. Новосибирск, ООО "Автостандарт" (3832) 51-39-51; г. Ростов-на-Дону, ООО "Торговый дом "Техником": (8632) 25-46-85; г. Самара, ООО "Волгокомплекс" (8462) 92-69-78, ООО "Волга-Ойл-Комплект" (8462) 97-28-67; ЧП Бекетов (8462) 54-04-97; г. Санкт-Петербург, ООО "Авто-Лада" (812) 104-18-24; г. Челябинск, ООО "Интерком-Лада" (3512) 69-59-49.