118
119
МЫ И АВТОМОБИЛЬПровинцияМЕДВЕЖЬЕМНа 1 января 1999 года в Брянской области зарегистрировано 80 087 легковых автомобилей, из них в сельской местности -19 290. Иномарок -16 584 (21% от общего числа; в Москве, к примеру, только 19%). А еще по дорогам области бегают 69105 мотоциклов и мотороллеров. Только в 1999 году по "чернобыльской льготе" жители области приобрели 2846 иномарок, в основном дорогих новых моделей. С апреля эта льгота была отменена.Игорь МОРЖАРЕТТО"Отсюда хоть три года скачи - все равно ни до какого государства не доедешь", сокрушался гоголевский Городничий. С тех пор много воды утекло, а границы России подвинулись ближе к столице. Вот и Брянская область ныне стала приграничной, и даже неизвестно, в России или Белоруссии находится деревня с экзотическим названием Ямище. Если судить по карте - точьв-точь на границе, а если в жизни - то никакой такой деревни ив помине не было. Во всяком случае, мы проехали по дороге уже несколько раз туда-сюда, но ее - не было. ЯМИЩЕ - Бабушка, не знаете, куда это делась деревня Ямище? На карте есть, между Николаевкой и Колюдами, но мы второй раз по этой дороге едем, а ее нигде нет! - И правда, сыночки, уже давно нет! Года два назад последняя бабка в Ямище померла, после этого и дом ее кто-то разобрал и вывез. Ничего от деревни той не осталось. А стояла она по Нико-лаевскому шляху по левую руку, на холме. Когда-то большая деревня была... Так что оставалось только гадать, почему деревню, расположенную на холме, когда-то назвали "Ямище". Спросить-то не у кого. А дорога, которая к ней вела, была очень хорошего качества - редакционный КИА легко наматывал километры по асфальту, кое-где даже посыпанному от заносов песочком. Погоревав немного об исчезнувшей деревне, мы направились дальше - в сторону села с не менее многообещающим названием Ямное. ЯМНОЕ Дорогу, которая вела от райцентра - Красной Горы - к селу Ямному, тоже нельзя назвать плохой! Да что там - во многих областных центрах России дороги куда хуже. А тут - ровненький, почти новый асфальт, причем улицы в самом селе тоже заасфальтированы. И - никаких там ям. - Почему наше село так называется? Не знаю... Никогда даже не задумывалась! - примерно так ответили нам подряд три встреченные ямничанки. И только четвертая знала историю своего села. - Лет двести назад сюда ссылали разных непутевых людишек, которые в своих селах что-нибудь натворили. А были тут сплошные ямы, овраги да болота. Вот и назвали село - Ямное. Да и сейчас ям предостаточно - в любую другую деревню несколько дорог ведут, а в нашу - всего одна. А вокруг-ямы да кочки, никак не проехать. Несмотря на "ямность", в селе проживают 297 человек. "Скоро больше будет у нас две женщины на сносях", - гордо заявили нам в сельской администрации. А еще за последние годы в Ямном появилось несколько семей переселенцев. - В Алма-Ате, где мы жили раньше, я работала заведующей отделом в республиканском Гидрометцентре, муж - в НИИ, - рассказывала Нелли Михайловна. - А по-t118"-J-*** До апреля 1986 года здесь 5-i-4 была самая богатая дереве ня в районе - Заборье.г/аооо зр УГЛУтом пришлось покидать насиженные места. Приехали сюда, на Брянщину. Конечно, тут совсем другая жизнь. Но мы не жалуемся. И главное - люди тут очень хорошие. Нас по-доброму приняли, колхоз полдома выделил... А ваш журнал мой муж двадцать лет подряд выписывал. Сейчас, правда, денег не хватает. Но как только на ноги станем - обязательно ему снова выпишу! Подарили мы Нелли Михайловне для ее мужа свежий номер ЗР и отправились на границу России и Белоруссии, в деревню с грозным названием Медведи. МЕДВЕДИ И опять из Красной Горы вела хорошая асфальтовая дорога! Только в одном месте она вдруг взяла да и... кончилась, хотя в свеженьком Атласе автомобильных дорог значилась как "дорога автомобильная с твердым покрытием". Местный дедок предложил нам ехать по "полевке" напрямую, по его словам, до Медведей через поля "километров шесть будет, не больше". Но мы решили не рисковать и поехали по другой дороге, асфальтовой, через Заборье. Так что, если кто надумает добраться до Медведей через Лотаки. знайте - там никакой дороги нет! В общем, приехали мы в деревню. На въезде дорогу перегораживала свежевырытая траншея - оказывается, в Медве-С ИЮЛЯ 1999 6 РБ ВВЕДЕНО ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ; ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛИ ЦЕВТРАНСПОРТНЫХСРЕДСТВ Т1Р0ЕЗД ВН СТРАХОВОГО ПОЛИСА ПО ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ЗАПРЕЩЕН----- ~ i = r - _ - -ди пришла газификация. Нас встретил глава сельской администрации Валерий Снытко. - Если и получаем какие деньги болееменее регулярно, так это 199 рублей "гробовых". Наш район ведь относится к "чернобыльской зоне". Поэтому, кстати, и дороги у нас такие хорошие - до 1986 года никаких вовсе не было. А как рванул реактор - так сразу и построили, буквально за год. И теперь за ними следят, ремонтируют. Сейчас в Медведях постоянно проживают 830 человек, работают сельская больница, Дом культуры, школа, магазин. Если кто и уехал, то сразу после чернобыльской аварии, а нынче некоторые даже назад возвращаются. - На восемьсот жителей у нас больше пятидесяти легковых автомобилей. Разве плохо живем? - считает Снытко. Правда, автомобили эти в основном пожилые "жигули" и "москвичи"; есть и несколько "опелей"' и "фольксвагенов" (заграница ведь начинается в двух километрах от деревни), но тоже не слишком молодых. Есть среди жителей села Медведи и пара владельцев крутых "джипов"... - Приезжали к нам тут какие-то мужики, уговаривали оформить на себя дорогие иномарки. На вас, говорят, как на "чернобыльцев", льготы положены. Обещали большие деньги заплатить. Денег больших никто так и не увицел, а нервотрепки много - по судам таскаться, да и страшно с такими дорогими машинами связываться... Словом, где те иномарки теперь бегают - не знаем. У вас в столи•е, наверное. Главный "медведь" Валера вызвался проводить нас до границы. Там нет ни пограничных столбов, ни проволоки, но линия, где кончается российская земля и начинается белорусская, обозначена очень точно. Здесь резко обрывается хорошая асфальтовая дорога и начинается нечто. скажем так - направление среди ям, луж и ухабов.На границе России и Белоруссии.Еще через пару километров стоит заграничная деревня Видуйцы. Когда-то дети отсюда ходили в медведскую школу, а теперь на въезде - шлагбаум и вагончик белорусской таможни. С лета 1999 года каждый, кто въезжает на территорию Республики Беларусь на машине, должен оплатить страховой полис. Стоит он 5 долларов и действует две недели. За день мы были единственными, кто подъехал к белорусскому таможенному посту. Так что не очень в тот день обогатился белорусский бюджет. - А что в Белоруссии делать? - удивляется Снытко. - Раньше у них продукты были дешевле, так еще ездили. А теперь дороже, чем у нас. Единственное, что наши покупают в Белоруссии, так это водку. Она там стоит на российские деньги 18 руб., а у нас в магазине - 32! А чтобы денег белорусам не платить, мужики в их магазин на лошадях ездят. На лошадь-то страховка не положена! Да и выпить с родственниками спокойно можно - у каждого ведь теперь за границей родня есть. А потом загрузился водкой - и через поле, мимо поста, домой. По закону-то белорусскому больше четырех бутылок вывозить нельзя. А лошади-то и дороги никакие не нужны! - А как выпьют - не шалят потом мужики? Село ведь Медведи называется... - Нет, народ у нас спокойный. А что до названия деревни нашей - основал ее по преданию двести с лишним лет назад один здоровый мужик по прозвищу Медведь. И сыновья у него крепкие были. Вот и пошло такое название села. А что - красиво звучит...'Единственная АЗС в районе в Красной Горе.ЗР2/20СО119