ТЕХНИКА НовинкиОТВЯЗАННЫЙ ТРОЛЛЕЙБУСбегает по улицам швейцарской Лозанны. "Отвязали" его специалисты фирмы "Неоплан".Мы уже сообщали об этой необычной разработке (ЗР, 1998. № 12). Теперь появилась возможность рассказать о ней подробнее. Напомним, что Россия - одна из немногих стран, где делают и эксплуатируют троллейбусы. В техническом задании, полученном "Неопланом" от лозаннских транспортников, было сказано: машина должна преодолевать 12-процентный подъем со скоростью не менее 30 км/ч, иметь полную массу 30 тонн и работать в местности с перепадами высот 500 метров. Причем эти параметры допжны выдерживаться, даже если... оборвутся провода! Ни одна из прежних моделей таким требованиям не удовлетворяла, и группа конструкторов под руководством КарлаХайнца Давида начала работы с нуля. В качестве привода поставили четыре тяговых двигателя по 80 кВт, интегрированных в ступицы второй и третьей осей. Ток они получают либо из контактной сети, либо от дизель-генераторной установки на базе V-образного восьмицилиндрового турбодизеля ОМ 442 LA фирмы "Мерседес-Бенц" (мощность - 390 кВт/530 л.с). Последний приводит во вращение два генератора с водяным охлаждением по 150 кВт каждый. Остающиеся 90 кВт идут на питание других потребителей (освещения, гидронасоса и т.д.), а также могут быть использованы в случае пиковых нагрузок, когда от каждого генератора потребуется до 200 кВт. Конструкция мотор-колес весьма оригинальна (кстати, задние выполнены подруливающими, чтобы сочлененная махина могла вписаться в горные серпантины). При необходимости их легко снять для обслуживания и ремонта без демонтажа осей - просто разъединяется шлицевое соединение. Специальная электроника следит за тем, чтобы передаваемый на каждое из колес крутящий момент был одинаков (допускается разброс не более 3%) - этакий аналог привычного дифференциала. Таким образом обеспечиваются хорошие ездовые качества в сложных погодных условиях. Мотор-колеса, однако, служат не только как источник тяги на подъемах, но ив качестве неизнашивающихся тормозов на затяжных спусках. Принцип рекуперации энергии известен давно, но в этой удивительной машине все не так просто. Ведь контактной сети, забирающей выделяе52 2/2000 ЗР Апексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВТам, где кончается... контактная сеть: троллейбус и его задняя ступица."ЭНЕРГИЧНЫЙ"Воронежский концерн "Энергия" совместно с Волжским автомобильным заводом разработал электроусилитель руля, опытные образцы которого уже проходят испытания на ВАЗе.Денис БОРОВИЦКИЙО том, что АвтоВАЗ планирует оснащать свои машины электроусилителями руля, мы узнали давно, но впервые увидели эту новинку на проходившей в Москве выставке "Регионы России". Именно там, на стенде концерна "Энергия", известного своими космическими технологиями, красовался один из образцов усилителя. По предварительным данным, устанавливать его будут на новую "Ниву" ВАЗ-2123 и машины "десятого" семейства. Итак, что получат счастливчики? Два соединенных через торсион вала, связывающих баранку с редуктором рулевого управления; систему следящих датчиков; электродвигатель, воздействующий через червячный редуктор на выходной вал усилителя; микропроцессорный блок управления. Как только водитель, вращая рулевое колесо, скрутит торсион на 3-3,5°, установленный на нем датчик известит микропроцессор о начале маневра. Последний, оценив скорость автомобиля, обороты мотора и интенсивность вращения рулевого колеса, рассчитает требуемое усилие и даст команду силовому электродвигателю, который, собственно, и поможет водителю совершить поворот. Гибкая система управления раскрутит электромотор усилителя "на полную катушку" при минимальной ско-