139
140
"Чайнику" на заметкуТАЙНЫЕ ПРУЖИНЫВ карбюраторе "Озон" более десятка пружин. От параметров некоторых из них (длины, жесткости) существенно зависит работа мотора.Анатолий СУХОВ ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО Многим хорошо знаком "синдром пуска с третьей попытки": мотор схватывает с полуоборота, но тут же глохнет. При следующем включении стартера картина повторяется. В сильный мороз двигатель порой начинает работать устойчиво только с третьей-четвертой попытки. В теплую погоду пустить мотор можно со второй или даже с первой попытки, но с сильным "провалом" сразу же после пуска. Большинство владельцев карбюраторных машин считает это чуть ли не нормой. Промывка карбюратора и тщательная регулировка пусковых зазоров "по книжке" от такой напасти, как правило, не избавляют. Обычно пользуются известным приемом: перед пуском холодного двигателя несколько раз нажимают педаль газа. при этом ускорительный насос впрыскивает дополнительную порцию бензина во впускной коллектор. Помогает. меры и каналах системы холостого хода резко возрастает разрежение (по отношению к поплавковой камере) - и сюда подсасывается дополнительный бензин. Нескольких оборотов коленвала достаточно, чтобы получить приемлемый состав смеси (мотор делает первые вспышки). Но если оставить заслонку закрытой, смесь, как принято говорить, переобогатится - и опять перестанет воспламеняться. Удержать ее состав в приемлемых пределах задача простейшего автомата (рис. 1), в котором заслонку приоткрывает диафрагдушной заслонки на весь зазор смесь сильно обеднится - мотор заглохнет. Необходима обратная связь: как только двигатель начинает останавливаться (обороты - падать), воздушная заслонка должна прикрываться, обогащая смесь; поднялись обороты - заслонка вновь приоткрылась. Пусковому устройству вполне по силам эта задача - ведь разрежение во впускном коллекторе зависит от оборотов двигателя. Так что же мешает ему работать правильно? обеспечивает правильный состав смеси при прогреве двигателя. Однако холодный мотор и мотор, поработавший хотя бы несколько секунд, - "две большие разницы". В первом случае бензина должно подаваться больше. Если при открытии воз-Почему же вдруг глохнет мотор, схватывающий с полуоборота? Чем ниже температура, тем слабее испаряется бензин и тем меньше его паров в цилиндрах, возле свечей. Если смесь слишПриоткрывая воздушную ком бедна (то есть в ней почти заслонку, пусковое устройство чистый воздух), то поджечь ее и преодолевает сопротивление факелом трудно - не то что испружины 3 телескопической крой. Поэтому карбюратор оснатяги 1и пружины 13 диафрагстили специальным устройстмы. Именно от жесткости этих вом. позволяющим при пуске Рис. 1. Пусковое устройство: 1 - телескопическая тяга; 2 - трехплечий пружин зависит момент отизменить соотношение воздуха рычаг; 3 - пружина телескопической тяги; 4 - рычаг воздушной заслонкрытия заслонки. Для уверенки; 5 - ось воздушной заслонки; 6 - тяга пускового устройства; 7 - шток и бензина в пользу последнего - пускового устройства; 8 - корпус пускового устройства; 9 - диафрагма ного пуска в любую погоду несколько обогатить смесь. Пепускового устройства; 10 - крышка пускового устройства; 11 - винт-завоздушная заслонка должна глушка; 12 - регулировочный винт; 13 - пружина пускового устройства; реобогащенная, с острым дефиА - пусковой зазор воздушной заслонки. полностью открываться при цитом воздуха, она плохо или 1200-1500 об/мин и полностью вовсе не воспламеняется. При правильма пускового устройства, управляемая закрываться ниже 400-500 об/мин, а в инной же работе пускового устройства разрежением во впускном коллекторе. тервале 500-1200 об/мин - быть частичсмесь возле электродов свечей оптиМаксимальная величина открытия но приоткрытой. Но представьте, что прумального состава. воздушной заслонки пусковым устройстжина телескопической тяги "обмялась" за На "Жигулях" применено пусковое вом указывается в справочной литературе годы эксплуатации, ее жесткость уменьустройство с воздушной заслонкой. Когда и составляет около 5 мм, в зависимости от шилась. Теперь пусковому устройству она закрыта, в диффузорах первичной камодели карбюратора. Именно такой зазор легче открыть воздушную заслонку - она ЗР 2/2000 139 КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ"Чайнику" на заметку откроется уже при меньшем разрежении ив то же время останется чрезмерно приоткрытой при падении оборотов. В "предельном" случае заслонка будет открываться даже на стартерных оборотах от разрежения в диффузорах карбюратора. Этому способствует положение ее оси - со смещением относительно центра (см. рис. 1). Результат - бедная, вплоть до негорючей, пусковая смесь. Убедиться в том, что жесткость пружины телескопической тяги достаточна, Правильным подбором жесткости пружины телескопической тяги удается полностью устранить "синдром пуска с третьей попытки": даже в мороз мотор пускается с полуоборота, продлевая жизнь аккумулятору. Несколько слов о телескопических тягах. Наряду с привычными по конструкции (фото 1а) уже много лет выпускают тяги без защитного кожуха (фото 16). Последние никогда не заедают, чего нельзя сказать об их предшественницах - малейший перекос или грязь в "телескопе" приводит к отказу. К тому же для замены пружины такую тягу приходится разбирать, а затем вновь расплющивать ее конец и после нескольких таких попыток - выбрасывать. С "открытой" тяги пружину легко снять, просто свинчивая ее через стержень и возвратить на место (фото 2). При покупке выбирайте тягу пожестче - пружины всегда можно немного укоротить, тем более что на практике они чаще оказываются слишком мягкими. Не стоит забывать ио пружине диафрагмы, работающей совместно с пружиной телескопической тяги. В свободном несложно. Отсоедините пусковое устройство от карбюратора (не потеряйте резиновое уплотнительное кольцо!), заткните отверстие в корпусе карбюратора и попробуйте пустить холодный двигатель. Воздушная заслонка должна остаться закрытой, а двигатель после мгновенного "подхвата" - заглохнуть. Следить за заслонкой лучше при снятой крышке воздушного фильтра (не приближайте лицо, возможна вспышка в карбюраторе!), но можно наблюдать и за поворотом ее оси, не трогая крышки. Если воздушная заслонка приоткрывается при снятом пусковом устройстве, то пружина телескопической тяги слишком мягкая, и ее (пружину или тягу) надо заменить. То, что мотор глохнет, едва запустившись, косвенно указывает на эту неисправность. Если пружина слишком жесткая, это Рис. 2. Ускорительный насос: 1 - рычаг ускоритакже затрудняет пуск. Подсоединив пустельного насоса; 2 - демпферная пружина; 3 - возвратная пружина; 4 - диафрагма. ковое устройство, убедитесь, что при оборотах двигателя свыше 1500 в минуту состоянии она не должна быть короче воздушная заслонка открывается на по17,8 мм. Жесткость строго не регламенложенную величину; при меньших оборотируется, однако "обмявшаяся" пружина тах она может частично прикрываться диафрагмы будет вызывать те же неис(подсос вытянут полностью!). Если исправности, что и слишком мягкая пружиправной диафрагме не хватает сил отна телескопической тяги. Таким образом, крыть заслонку, подберите пружину поесли восстановить работу пускового устмягче. Вообще же неисправным может ройства подбором одной пружины не удабыть сам диафрагменный механизм, коется, можно "поиграть" и со второй - споторый следует проверить: цела ли диасоб настройки остается прежним: при снятом пусковом устройстве воздушная фрагма, герметичен ли стык? 140 2/2000 ЗР заслонка должна оставаться закрытой при пуске двигателя. УСКОРИТЕЛЬНЫЙ НАСОС Вялый, с провалом разгон, машина плохо реагирует на "тонкую" работу газом... Вскоре к этим симптомам может присоединиться запах бензина из-под капота. Не спешите винить порванную диафрагму ускорительного насоса, зачастую она лишь жертва другой неисправности - несоответствия жесткостеи двух пружин, расположенных по разные стороны диафрагмы. Видно только одну - вторая спрятана внутри завальцованного стаканчика на внешней стороне диафрагмы (рис. 2). При нажатии на педаль газа кулачок, расположенный на оси дроссельных заслонок, давит на рычаг ускорительного насоса 1, а тот - через диафрагму 4 - на топливо, проталкивая его к носику распылителя. Но бензин -жидкость почти несжимаемая, а пропускная способность каналов ограничена диаметром жиклеров. Необходим какойто демпфер, иначе диафрагма просто разорвется. Им и служит пружина 2, завальцованная в обойме-стаканчике, приклепанном к тарелке диафрагмы. Одновременно она играет еще одну важную роль - растягивает по времени впрыск топлива, обеспечивая плавный и мощный разгон, без рывков и провалов. К сожалению, многие производители диафрагм не утруждают себя подбором жесткости демпферной пружины, видимо, считая, что любая пружина хоть как-то, но будет работать. Будет ли? Вспомним, что в этом узле две пружины работают навстречу друг другу. Вторая пружина 3 обеспечивает возврат диафрагмы в исходное положение после того, как отпущена педаль газа. При этом пространство за диафрагмой заполняется новой порцией топлива. Если жесткость возвратной пружины приблизится к жесткости демпферной, то последняя просто не сможет работать, будучи все время частично сжата. В этом случае скорый разрыв диафрагмы неизбежен. Проверить соответствие жесткостеи пружин очень просто. Если сжать пальцами диафрагму с возвратной пружиной, последняя должна сжаться до упора, и лишь после этого начнет работать демпферная, которую - если она исправна - сжать пальцами непросто - ее жесткость довольно велика. Подбирать по жесткости отдельно демпферную пружину нет смысла - надежно завальцевать ее обойму в домашних условиях сложно. Лучше потратить время на подбор готовой детали.