142
143
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙПокажет вскрытиеТОЧКА ОПОРЫНынче покупка шаровых опор сродни игре в русскую рулетку. Повезет - будешь ездить долго и счастливо. Как не оказаться в проигрыше?Евгений БОРОДИН Шаровые шарниры (таково их официальное название), как известно, необходимы для подвижного соединения поворотного кулака с рычагами подвески. Они бывают двух типов - верхние и нижние. Первые работают, в основном, на сжатие, вторые - исключительно на растяжение. Соответственно различается и конструкция. Характерное внешнее отличие нижней опоры - овальное отверстие под палец. Такое решение, если обеспечен необходимый угол качания, позволяет увеличить площадь контакта подшипника с корпусом. В двухрычажных передних подвесках "Жигулей" применяют оба вида, по паре на каждую сторону. У "Нивы" все четыре опоры - "верхние", но расположены поиному. Опоры переднеприводных автомобилей тоже "верхние". От предыдущих они отличаются лишь размерами деталей да местами крепления Правда, здесь их всего две (как, впрочем, и рычагов). Требования к шаровым шарнирам строго регламентированы - незамысловатое с виду изделие призвано обеспечивать безопасность движения. Ведь стоит ему разрушиться, и колесо, лишенное опоры, клинит под крылом. Дальше - как повезет. Поэтому основной, законодательно закрепленный показатель качества опоры - прочность (РД 37.001.613-97). А вот долговечность может повлиять лишь на благосостояние владельца автомобиля - частая замена деталей способна опустошить даже тугой кошелек. И появляются на упаковках сладкие обещания в 200 тысяч километров пробега. Кстати, ВАЗ считает приемлемыми уже 30 тысяч. Взяв за основу поставляемые на его конвейер опоры ООО "Автокомплект", мы попытались выяснить, как долго служат их рыночные конкуренты. Для этого "инкогнито" купили в магазине четыре комплекта верхних и нижних шаровых опор разных производителей ООО "АВТОКОМПЛЕКТ" (БЗАК), БЕЛЕБЕЙ, РОССИЯ Это дочернее предприятие АО "Автонормаль", которое вот уже 28 лет - официальный поставщик ВАЗа. По устоявшемуся мнению, именно тут выпускают лучшие пальцы для шаровых опор. Молва не врет. Их делают методом холодной объемной штамповки. Эта технология не создает в детали внутренних напряжений, тем самым повышая ее прочность. Материал - сталь 38ХГНМ. Переход от шара к стержню (галтель) нагартовывают для местного упрочнения, а шар шлифуют. Далее - в сборку. На палец верхней опоры надевают полиамидный колпачок с антифрикционными добавками и закладывают его между половинками корпуса. Через отверстие в нижней части зазоры заполняют разогретой до 180°С термореактивной смолой. После остывания - опрессовка для полного устранения зазоров.Палец нижней опоры и ее корпус в зоне контакта с металлокерамическим подшипником закаливают, а у подшипника упрочняют поверхностный слой. При сборке между полусферой пальца и нижней частью корпуса ставят резиновый вкладыш. Он компенсирует все нынешние и будущие (вследствие износа деталей) зазоры. Продаются опоры без упаковки "внавал". Защита от подделок призрачная - лишь знак производителя и Росстандарта. ЗАО НПО "БЕЛМАГ", МАГНИТОГОРСК, РОССИЯ Конструктивное исполнение аналогично шаровым шарнирам "Автокомплекта". Применяют практически те же комплектующие и материалы. Только в верхних опорах наполнителем является композиционный материал, упроченный высокомодульным волокном и спецдобавками Каждый шарнир упакован в коробочку. На корпусе опоры - защита в виде наклеиваемой голограммы. ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА "СПУТНИК", МОГИЛЕВ, БЕЛОРУССИЯ Конструктивное исполнение аналогично предыдущим образцам. Лишь шаровой палец изготавливают горячей поперечноклиновой прокаткой с последующей механической обработкой. Недостаток этого метода в том, что в зонах, примыкающих кНижний корпус Вкладыш Пробка Рис. 1. Конструкция шаровых опор БелМага, "Автокомплекта", "Спутника": а - верхних, 6 - нижних.142г/2ооо зр надетым на головку вкладышем-подшипником. состоящим из двух частей, закладывают смазку и завинчивают резьбовую фиксирующую крышку. Основное достоинство - ремонтопригодность. Сперва износ компенсируют, подтягивая крышку, а затем заменой деталей. Есть и недостатки. При растяжении уменьшенная площадь контакта (отверстие в корпусе круглое) и высокие нагрузки ускоряют износ вкладыша и появление зазоров. Продаются в индивидуальной упаковке в комплекте с крепежными деталями. По нашим данным, эти опоры пока не подделывают. видимо, из-за сложности изготовления корпуса. А теперь немного о возможностях всех этих изделий. Сперва, взяв за основу методику Белебеевского завода (по ней там проверяют на долговечность образцы из партий для конвейера ВАЗа), все опоры подвергли циклическому синусоидальному нагружению. Проще говоря, испытательная машина, зажав в одной "руке" корпус опоры, прослужили бы дольше. И. наконец, испытали на прочность сами пальцы, оценив наличие (отсутствие) трещин и деформацию при ударе по сфере с энергией 20 кгс-м. Результаты, коэффициенты значимости и занятые места приведены в таблицах. Напомню - за основу мы брали показатели опор производства ООО "Автокомплект" (100%).ВЕРХНИЕ ОПОРЫ (после 100 000 циклов) СИЛА ВЫРЫВА ПАЛЬЦЕВ ИЗ КОРПУСА, кгс (коэффициент значимости - 3) Опора Сила Очки X 10 130.1 'Автон" 3670 8 107,1 БелМаг 3020 7 100 "Автокшплект" (БЗАК) 2820 872 3 •Спутник" 2460Рис. 2. Шаровая опора "Двтона".оси заготовки, могут образовываться микротрещины. ослабляющие деталь. Отмечается низкое качество механической обработки сферических поверхностей пальцев - предпосылка быстрого износа. Отверстие в корпусе нижней опоры и. следовательно, угол качания пальца меньше требуемого. Из-за этого его стержень при работе может упираться в корпус шарнира. Но еще прискорбнее - отсутствие в верхней опоре полиамидного вкладыша, что резко снижает ее срок службы. Продаются без упаковки. В защите от подделки, по-видимому, не нуждаются. ООО "ПРЕДПРИЯТИЕ АВТОН", ВОРОНЕЖ, РОССИЯ Производит опоры собственной конструкции. Корпус изделия - кованый. При сборке в его отверстие вставляют палец сВкладышиБаллы30 24 21 9другой сто тысяч раз дернула за палец. Причем у нижних опор она старалась его вырвать, чередуя усилия в две и четыре тонны, а у верхних - вдавить силой соответственно в одну и две тонны. Одновременно через 10, 30. 50. 70 и 100 тысяч циклов определяли момент сопротивления при качании пальца в корпусе - насколько он разболтался. У нижних опор с этой же целью проверяли положение сферы пальца относительно корпуса (расстояние Н, рис.1), а у верхних - осевой зазор После этого оставалось определить, какая же из опор сохранила больший запас прочности. Для этого устоявшие прежде пальцы все же вырвали, предположив, что наиболее стойкие, мм ДЕФОРМАЦИЯ ПАЛЬЦА ПРИ УДАРЕ, ММ (коэффициент значимости - 4) Опора Деформация 109,4 "Спутник'" 32 100 БЗАК 3,5 89.7 БелМаг 3,9 88.6 "Автон 3.95%ОчкиБаллы10 85440 32 20 16НИЖНИЕ ОПОРЫ (после 100 000 циклов) СИЛА ВЫРЫВА ПАЛЬЦЕВ ИЗ КОРПУСА кгс (коэффициент значимости - 6} Опора Сила Очки 10 БелМаг 8700 138,5 109.2 8 "Автон" 6860 104.5 7 "Спутник" 6560 6 100 •Автокомплект" (БЗАК) 6280%Баллы50 40 35 30ДЕФОРМАЦИЯ ПАЛЬЦА ПРИ УДАРЕ, мм (коэффициент значимости - 4) Опора Деформация % БЗАК 3,4 100 98.6 БелМаг 3,45 "Автон" 3,45 98.6 89,5 "Спутник" 3.8Очки 10Баллы 409 9536 36 20ЭР 2/2000143