102
104
МЫ И АВТОМОБИЛЬ На рубеже вековНАЗАД В БУДУЩЕЕФантазиям об автомобиле XXI века без малого сто лет.Сергей КАНУННИКОВ"Мерседеса", 'Фольксвагена"... Но двигателем нового тысячелетия видели не только турбину. В предполагаемых городах XXI века ездят, в основном, электромобили и ВЧ-мобили. О последних сейчас мало кто помнит, но лет 30 назад казалось: проложил под дорожным полотном кабель, подал на него ток высокой частоты - и можно ездить. Все просто - в автомобиле смонтируют приемник - преобразователь энергии электромагнитного поля в электрическую, а сигнал, достаточно сильный, чтобы можно было отъехать от шоссе поближе к природе, примут металлические накладки-антенны, окаймляющие чудо-машины. К сожалению, никто из изобретателей не задумался, насколько вредным для путников окажется такое поле. Самые смелые не исключали, что всего через несколько десятилетий по автострадам поплывут колесные атомоходы с ядерными двигателями. Правда, в случае аварии... Если строить машины без двигателя никому все-таки в голову не пришло, то коробку передач уж точно решили отправить в отставку. Электромобиль без нее обойдется, да и газотурбинному она ни к чему насос, работающий от двигателя, качает жидкость к компактным турбинам привода колес. Подвеска - гидропневматическая, с автоматической регулировкой дорожного просвета, тормоза на электромобилях дисковые плюс, конечно. система рекуперации, аТаким видели автомобиль рубежа столетий в 50-х."Небольшие каплеобразные машины выстроились на стоянках, окаймленных зеленью. Верха их кузовов выполнены из прозрачной дымчатой пластмассы, нижняя половина искрится, как рыбья чешуя. Маленьких колес почти не видно, они спрятаны под обтекаемой скорлупой кузова. Сзади кабина увенчана плоскостью прозрачного киля - стабилизатора. обеспечивающего устойчивость автомобиля на высокой скорости. Скорость движения поддерживается автоматически, в расчете на то, чтобы автомобиль в данных условиях работал на наиболее экономичном режиме и развивал наиболее высокую скорость... Наш водитель отвернулся от руля к раскладному столику, и мы начали партию в шахматы. Наши спутники настраивают телевизор..." Эта цитата не из фантастического романа, а из вполне серьезной книги, изданной полвека назад. Бурный технический прогресс, громкие научные открытия, в первую очередь в ядерной физике, активизировали фантазию инженеров, дизайнеров и, конечно, пишущей братии. Немного воображения - и вот перед нами автомобиль рубежа тысячелетий. Машина, как говорят в наше время автомобильные журналисты, получиласьНа создание поразившего современников обтекаемого кузова Андре Дюбонне вдохновило аэродинамическое совершенство рыбы. Среднемоторный прототип, построенный в 1935 году, более четверти века казался пришельцем из будущего.интересной. Комфортабельный просторный салон занял почти весь внутренний объем кузова - двигатель спрятан сзади, внизу. Он занимает совсем немного места, ведь это газовая турбина величиной с "телефонный аппарат". Такой мотор работает на низких сортах топлива, выдавая прекрасную характеристику крутящего момента, а его выхлоп практически чист. Появление серийных машин с газотурбинным силовым агрегатом казалось делом недалекого буду- у£~ щего. Уже в 1950-м испытали экспери- « . к ментальный "Ро- v*** вер-Джет Гс газовой турбиной в 100 л. с, вскоре последовали разработкиВход воздуха Нагнетатель Двигатель ПодогревРуль с жидкостным приводом>»Педаль газа и тормозаВыход отработавших газов1 022/2000 ЗР МЫ И АВТОМОБИЛЬНа рубеже веков на машинах с жидкостным двигателем они не нужны вовсе. Автомобиль замедляется, когда турбина вращается в обратную сторону. Рулевое управление - без тяг и наконечников. Баранка командует насосами, которые гонят жидкость по трубкам к цилиндрам, установленным прямо на "поворотных шкворнях" (!) - отказаться от них почему-то не решились. Большинство водителей ездят по скоростным автострадам на автопилоте - "фотоэлементы и локаторы" поддерживают безопасное расстояние от соседних машин и прочих препятствий. При необходимости автомобиль притормаживает или даже по собственной инициативе идет на обгон. На машинах чудаков, желающих управлять самостоятельно, включаются "желтые предупредительные огни", по-нынешнему-аварийная сигнализация. Как раз для таких водителей предназначены специальные стекла фар и ветровое - из поляризованного стекла. В темноте и тумане те, кто любит смотреть вперед, практически не слепят друг друга. Но время шло, конец века уже не казался очень далеким, поэтому и прогнозы становились реалистичней. Проекты ВЧ- и атомомобилей отложили в дальний ящик. А вот газотурбинный двигатель не был забыт. Теперь в нем предполагали широко использовать керамику. По проектам последних десятилетий мегаполисы станут царством электромобилей - небольших, но достаточно вместительных, а главное - не загрязняющих атмосферу. Ведь пробеги в городах небольшие, да и розеток для подзарядки аккумуляторов сколько угодно. Новые компактные и долговечные батареи позволят перевести на электротягу не только легковые машины, но и легкие развозные фургоны. Понимание того, что запасы нефти и газа небезграничны, вызвало интерес к водородному двигателю. Подкупала и экологическая чистота аг регата, поскольку при сгорании водорода не образуется углекислый газ. А вопросы производства и хранения нового тошасси-платформы можно отливать из пластика заодно с крупными деталями, например бензобаком. Пока журналисты и писатели-фантасты сооружали на бумаге свои пластмассово-керамические машины, ведущие производители один за другим представляли на суд публики концепт-кары с громким именем "Автомобиль-2000". Кому-то прототипы показались слишком приземленными, чересчур похожими на знакомые серийные образцы. Между тем, часть самых смелых фантазий была в них воплощена в металле, пластмассе и стекле! Просторные однообъемные кузова, трансформируемые салоны, электроприводы всего и вся. Вот - алюминий, магний и композитные материалы, двигатели, "принимающие" спирт, газ и даже растительное масло. Вот-регулируемые подвески и водоотталкивающие стекла, радары, командующие тормозами, и навигационные системы... Список нетрудно продолжить. И все это работает! Масса - 500-600 кг, удельная мощность - 40-45 кВт/т, максимальная скорость - 200 км/ч. Таким несколько десятилетий назад представляли массовый автомобиль середи-Фантазии на тему грузовика XXI века. Самая незаметная деталь - двигатель.плива, другие технические проблемы решить, как казалось многим, можно за несколько лет. Так или иначе, новые силовые установки встанут в автомобили с кузовами и ходовой из пластмасс, алюминия, других легких материалов. Стойкие к коррозии кузова будут гораздо легче нынешних, а"Автомобиль-2000" работы конструкторов "Мерседес-Бен ца". Двигатели - газовая турбина или V-обраэный шестицилиндровый дизель, тормоза с АБС, Сх=0,26 (1982 г.)."Ситроен-Ксения" (1981 г.). Авангардный дизайн, выдающаяся аэродинамика (Сх=0,25), кондиционер, питающийся от солнечных батарей, а двигатель серийный - от модели GS.Оптимальная форма автомобиля будущего - Сх=0,201. Скульптура ателье "Пининфарина", третья четверть XX века.ны XXI века. Сегодня подобные машины (правда, пока слегка потяжелее) уже ездят по дорогам. А как же экипажи на воздушной подушке, машины с солнечными батареями, атомные двигатели, автомобили, несущиеся по автострадам на автопилоте? Утопия? Но ведь новое столетие еще впереди. Можно быть уверенным в одном: едва оно наступит, появятся новые идеи, проекты (и прожекты) - каким быть автомобилю через двадцать, тридцать, шестьдесят лет. Наконец, в XXII веке.1042/2000