ТЕХНИКАШинык•"Нокиан Тайрс" (Nokian Tyres) - самый северный производитель шин в мире. Здесь же, в Лапландии, неподалеку от городка Ивало, что в 300 километрах к северу от Полярного круга, расположился полигон компании для испытаний зимних шин.ЗАПОЛЯРНЫЕ КОЛЬЦА НОКИАРабочий сезон зимнего полигона - с ноября по май. Под ногами лишь снег да лед, поэтому обустраивать дорогостоящие специальные испытательные дороги не нужно. Обо всем позаботилась природа. Трассы проложены по замерзшей глади трех озер и проселочной дороге, окаймляющей территорию полигона. Из рукотворного - лишь офис с жилым помещением, небольшой гараж да заправка. Самое длинное озеро приспособили для оценки шин в разгоне и торможении на льду (три параллельные километровые полосы по 20 метров шириной каждая). Здесь же приютилась небольшая замкнутая восьмисотметровая трасса. На другом озере размечено ледяное кольцо диаметром 300 метров, где определяют боковые сцепные свойства шин на льду, и скоростная дорога протяженностью 2300 м. Еще одна ледовая трасса - для специальных показов и "шкопы северного вождения" проложена на третьем озере. По периметру полигона в приполярном лесу проходит просека с заснеженной 15-километровой дорогой, где много поворотов, небольших спусков и подъемов. Здесь оценивают поведение автомобиля, обутого в испытуемые шины, на снегу. Кроме того, есть и специальная широкая полоса длиной 500 метров, горная дорога с серпантинами, проложенная по склону прибрежной сопки с использованием рельефа местности - уклоны до 20%. Жить по полгода среди зимы, вдали от цивилизации, пусть и со всеми удобствами - не каждому по душе, поэтому персонал полигона разбит на смены и работает вахтовым методом. Вахту стоят четыре-пять водителей-испытателей высшей квалификации и "дворник". Первые, мастера на все руки, выполняют то, что связано с испытаниями (замеры на сложной электронной аппаратуре, анализ информации, экспертные оценки). Не гнушаются и черновой работой переобуть машину, смонтировать шины, отбалансировать колеса - все держится на них. "Дворник" же чистит все испытательные и подъездные дороги (разумеется, не ручной метлой). Работа начинается с замеров основных параметров шин. Их проводят на специальном автомобиле-стенде с третьей подвесной осью, на нее и ставят колеса с испытуемыми шинами (фото вверху справа). Специальными прижимными устройствами их можно придавить к дороге с той или иной силой, задать нужную скорость вращения оси, повернуть колеса на любой угол. Измеряют и записывают в электронную память объективные показатели продольного и поперечного сцепления на снегу и льду. После этого шины ставят уже на обычный автомобиль для испытаний: замеров на дороге и оценки поведения в различных режимах во всевозможных зимних условиях. Для определения сцепных свойств шин автомобили разгоняют с интенсивной пробуксовкой и замеряют время набора скорости от 5 до 25 км/ч. Тормозной путь, напротив, замеряют с 25 до 5 км/ч при заблокированных передних колесах. При этом задние тормоза отключены, чтобы убрать возможные боковые уводы при интенсивном торможении. Боковое сцепление шин оценивают по максимальной скорости, достигнутой на ледяном круге. Но цифры - штука хоть и объективная, но сухая, а как оценить достоинства шин на языке ощущений? Огромное значение придают здесь экспертной оценке поведения автомобиля на дороге в различных режимах движения (разгон, торможение, прохождение поворотов) и комфортабельности шин (шум, плавность хода и демпфирование колебаний на неровностях). Если требуется - в сравнении с конкурентами. При этом проставляют оценки по привычной для экспертов финской школьной системе: низшая - 4 , высшая-10. Но в модельном ряду фирмы, конечно, не только зимние шины, поэтому есть у "Нокиан Тайрс" и специальный летний полигон. Под боком у завода, в городе Нокиа.а602/2000