213
214
ИНСТРУМЕНТВЫБИРАЕМ "ПОМОЩНИКОВ"В комплект новой резьбовой втулки входят два резиновых уплотнительных кольца.Чем лучше шаровая опора или палец рулевой тяги, тем дольше они служат. И тем крепче "прикипает" его конус к гнезду. А снимать-то рано или поздно придется...Владимир АРБУЗОВ. Технический центр ЗР "Можайский" Момент затяжки гаек пальцев шаровых опор - около 10 кгс-м. Несложно подсчитать, что палец при этом загнан в гнездо с усилием в несколько десятков тонн! А он еще и конический, поэтому вырвать его назад - задача не из легких. Простейшие способы ее решения - кувалда и газовая горелка. Но после такого ремонта очень может быть, что подвеску придется менять в сборе. Чтобы избежать неоправданных затрат, лучше использовать деликатный инструмент - съемники. Только какой же из десятков вариантов выбрать? Простейший и, наверное, самый безотказный - "клин" (фото 1). Его снять для ремонта, но рулевые пальцы еще годны? Тогда помогут винтовые съемники. Тот, что на фото 2, удобен для "Жигулей". Просто ставить, легко зафиксировать на центре пальца коническим выступом винта. Остается ключом "на 17" затянуть винт - и палец выпадает, оставляя целым резиновый пыльник. Для рулевых наконечников "москвичей" и "волг" подойдет съемник, показанный на фото 3. Он чуть крупСовместив отверстия для смазки во втулке и головке стойки, запрессовываем новые втулки длинной стороной вперед, прикладывая усилие к шестигранному буртику.Смазываем распорную втулку трансмиссионным маслом ТАД-17 и заворачиваем ее в резьбовую. Торцы распорной втулки должны выступать из резьбовой на одинаковую величину (разница не более 0,8 мм).АНа выступающие концы втулок надеваем уплотнительные кольца.Устанавливаем стойку на место. Затягиваем гайки пальцев. При этом уплотнительные кольца должны закрыть зазоры между торцами резьбовой втулки и головками рычагов. у\ Дальнейшую сборку выпол/ !\ няем в обратной последовательности. Не забудьте по окончании работ вынуть из-под крышки бачка главного цилиндра полиэтиленовую пленку и прокачать тормоза.забивают между гнездом и головкой шарового шарнира до тех пор, пока другой клин - шарового пальца не отделится от гнезда. Давно известно, что клин клином выбивают, но резиновый пыльник при этом обязательно рвется, поэтому приспособление можно использовать только для снятия негодных шарниров. А если, к примеру, ступицу надонее предыдущего, "мощнее" силовой винт, один только недостаток: коническая выемка на торце винта (показана стрелкой), призванная фиксировать его в центре пальца, бывает, сминает первую нитку резьбы - винтто вращается. То же иу съемников № 4 и5 (см. фото). Они предназначены для демонтажа пальцев рулевых нако-•ей*ЗР 10/8000213 своими. иламиИНСТРУМЕНТответствующему ключу "на 30" он способен развить поистине чудовищное усилие, но если и его окажетсянечников переднеприводных автомобилей, где проушина отштампована из листа и сбоку ее оставлен буртик. Под него на съемнике выбраны соответствующие пазы. На наш взгляд, № 5 удобнее: его нижняя полка сделана аккуратнее, и в зазор он заходит лучше. Съемник на фото 6 - еще более универсальный - его зев регулируется закладными скобами. Подходит даже к "Соболю" и "Газели" Увы, недостаток тот же, что иу № 3, - смизажимов можно отрегулировать винтом, есть кое-какая фиксация. Основание его цельнокованое и достаточно прочное, однако резьба М16х2 не позволяет развить должное усилие - шаг великоват, поэтому так же стучим молотком по корпусу и проушинам. Специальные съемники для шаровых опор в продаже появились сравнительно недавно (умельцы уже лет 30 делали их сами из двух токарных резцов). Представители этого семейства № 10 и 11. Первый, пусть имало - по крючку можно смело шарахнуть молотком. Кажущаяся громоздкость, как оказалось, нисколько не мешает - ставить его вполне удобно. Еще одно достоинство - с и ­ ловая гайка всегда снизу и потому доступна. Не случайно, наверное, подобные съемники чаще других встречаются в инструменте мастеров автосервиса. Съемники № 8 и9 предназначены только для демонтажа шаровыхгрубее на вид, но два скоса на носке делают его в некоторых случаях удобнее. Второй же - благородного исполнения, с деревянной рукояткой,нает силовым винтом резьбу пальца. Кроме того, деформируется закладная скоба. И, как обычно, универсальность бывает в чем-то неудобна: для легковых автомобилей съемник все-таки великоват. Съемник № 7 - на первый взгляд, массивный, неуклюжий, примитивный, - оказался лучшим в нашей коллекции. Во-первых, универсален - подходит и для любых рулевых тяг, и для шаровых опор. Резьбу не портит и хорошо держится на пальце крючок-то неподвижен. Благодаря своей могучей резьбе (М20х1,5) и сооцинкован, но носок, увы, однобокий. Впрочем, обоими съемниками удобно работать только при снятой пружине, а это дополнительные операции и время. Быстро поменять опоры не получится. Модель № 12 - декоративная. Другой пользы от нее не дождешься. Только годы тренировок и сноровкаопор. Первый - зря выброшенные деньги. Приваренная вилка его отломилась на первой же опоре. Фиксации прижимной планки нет, поэтому съемник все время норовил со ­ скользнуть. Усилия винта явно мало, приходится "помогать" молотком по головке тяги. Соединительная планка не позволяет приспособить съемник к рулевым пальцам. Номер 9 чуть лучше - положение21410. 2000