176
177
178
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙРейдКУДА КРИВЫЕБиение колес - национальная особенность российского автомобиля. Сотрудники "За рулем" отправились в шиномонтажные мастерские, чтобы посмотреть, как там справляются с этой бедой.Михаил КОВРИГИН. Роман СОЛДАТОВ Успокоить дергающийся в руках руль можно двумя способами: сбросить скорость километров до сорока, когда вибрация практически не ощущается, или обратиться за помощью к специалистам. Это явление и его причины им хорошо знакомы: силовая и массовая неоднородность шины вкупе с радиальным и боковым биением. А как прикажете понимать эту заумь рядовому автомобилисту? Единственное, что ясно - это дисбаланс колеса (диска с покрышкой в сборе), вызываемый чаще всего неравномерным распределением материалов в шине. моментом Рцб/. Значит, уравновешивающий грузик должен располагаться так, чтобы создать равный по величине момент обратного направления. Насколько важна балансировка? Судите по простому примеру. Положим, для того чтобы статически уравновесить колесо, на обод нужно повесить грузики массой 60 г. Легко посчитать: на скорости 100 км/ч неотбалансированное колесо "на 13" будет с частотой 16 Гц бить по подвеске с силой 11,1 кгс! Еще один фактор, способный вызвать вибрацию. - радиальное и боковое биение колеса вследствие отклонений его формы ный эффект от искажения геометрии колеса может быть даже больше, чем от привычного дисбаланса. Кстати, говоря о геометрии колеса, не стоит забывать о подшипниковом узле, на который оно установлено. Колесо может бить из-за дефектов ступицы, изгиба полуоси и т. д., а не только собственных! И наконец, третий, наименее известный автолюбителям фактор - силовая неоднородность протектора и боковин шины по ее окружности (рис. 5) - отдельные участки покрышки с разной жесткостью. Если случалось использовать отремонтированную после пореза шину, то эффект от местного ее усилия жесткой заплатой хорошо ощутим. Автомобилисту, далекому от всей этой "науки", тем не менее полезно знать: реальное колесо, в отличие от идеального, непременно обладает на-1. Статический дисбаланс колеса. 2. Динамический дисбаланс колеса.Центр тяжести смещен в сторону от середины протектораРцбПринято различать статический (рис. 1) и динамический (рис. 2) дисбаланс. В первом случае можно произвести балансировку колеса, свободно установленного на оси: тяжелое место уравновесить грузиками на диаметрально противоположной стороне колеса. Но для современного скоростного автомобиля этого мало - статически уравновешенное колесо может быть не уравновешено динамически. Что это значит, показывает рис. 2: если тяжелое место смещено в сторону от плоскости симметрии шины на расстояние /, то его центробежная сила Рце стремится "опрокинуть" вращающееся колесо176 10/2000 ЗРот чертежного. Об этом многие автомобилисты забывают, а может и не знают. Обратимся к рис. 3 и 4. Катясь по дороге, "некруглое" колесо за каждый оборот то приподнимает, то опускает кузов. Сделаем расчет для частного случая. Например, ось вращения 15-килограммового колеса по какой-то причине на один миллиметр не совпадает с его собственной осью. Это равносильно тому, что на обод идеально уравновешенного колеса мы "навесили" грузик в 83 г!.. Если вспомнить предыдущий пример, то центробежная сила такого грузика при скорости 100 км/ч составит 15,4 кгс! Выходит, отрицатель званными выше дефектами, но, пока они в пределах норм, определяемых ГОСТом, колеса вибрируют слабо и водитель не ощущает дискомфорта. Упомянутая силовая неоднородность - на совести производителя (с этим владелец покрышки и мастераметод не подходит для легкосплавных колес (дисков) - их форма близка к идеальной. Отсюда и вывод: покупать роскошные легкосплавные диски под шины низкого качества вряд ли стоит. Наоборот, чем хуже геометрия шины, тем "кривее" должен быть диск. Только при таком3. Радиальное биение колеса. 4. Боковое биение колеса.балансировки ничего не поделают - будет трясти), а вот с остальными недостатками могут побороться в шиномонтаже. Если захотят! По правилам процесс происходит в четыре этапа: монтаж покрышки, проверка дисбаланса, оптимизация колеса в сборе и окончательная балансировка. Оптимизация - это подбор такого положения шины на диске, когда максимально компенсируются их взаимные отклонения от геометрического идеала. Но этот, не от хорошей жизни появившийся5. Силовая неоднородность шины по окружности.5сочетании их недостатки можно взаимно исключить. Но ведь не подгадаешь... Каждый уважающий себя шиномонтаж располагает балансировочным станком. Сегодня даже самые простенькие из них измеряют дисбаланс с высокой точностью (до 1 грамма) и имеют специальные программы для легкосплавных колес. Более сложные устройства способны выполнить и оптимизацию. Техника XXI века - американский "Хантер GSP 9700". Он имитирует работу колеса под нагрузкой и измеряет радиальное и боковое биение с точностью до сотых долей миллиметра, выявляя к тому же силовую неоднородность шины. Запоминая параметры диска и шины, такой станок наилучшим образом подгонит их друг к другу. Правда, из-за высокой стоимости такое оборудование у нас пока не прижилось. Один "Хантер" нам удалось отыскать в столичной фирме "Евросив". В стандартной комплектации обычные станки оснащены конусным зажимом. Он держит колесо за центральное отверстие, а оно может и не совпадать с осью вращения, давая погрешность измерения до 10 граммов на сторону. Лучше специальный адаптер - на нем колесо крепят за отверстия под болты. Но большинство шиномонтажников траты на него считают неоправданными... ...Итак, за свои деньги клиент должен получить "правильное" колесо с миЗР ю/2000 177 КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙРейдТаблица 1 РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ КОНДИЦИОННЫХ ШИН 175/70R13 Бескамерная на литом диске Камерная на стальном диске Параметры 12341234 Дисбаланс вн./ 23,5 1 29,5 _7,5 25 75 30 49,5 175 25 31 23 27 60 58.5 40.5 наруж стар, обода, г Радиальное биение, мм 1,18 0,89 0.66 0.71 128 1.16 1.18 1,09 Силовая неоднородность, кг 26 12 . ШВШШ превышение норм ГОСТа 4754-97 Таблица 3 СТОИМОСТЬ УСЛУГ ШИНОМОНТАЖНЫХ МАСТЕРСКИХ Стоимость, руб. Посадочный диаметр Перечень услуг колеса, дюймы 13 14 15 15-20 20-25 30-35 Балансировка стальных колес Балансировка легкосплавных колес 20-25 25-30 35-40 Монтаж/демонтаж шины 20-30 20-30 20-30 Установка грузиков на скобах 5-11 Установка клеящихся грузиков 7-15±.Таблица гmmmummmmmmmmumКолесо, номер Параметр Боковое биение вн./ наруж. стор. обода, мм Радиальное биение вн./ наруж. crop, обода, мм Дисбаланс, вн./ наруж. стор. обода, ммРЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ КОЛЕС (ДИСКОВ) НА 13" 2 4131 Легкосплавные 0,24 0,21 0.31 0,43 0.18 0.24 0,28 0,28 0,15 0,12 0,23 0,79 0,27 0.26 0,30 0,32 0,24 0.30 0.16 0,25 9 _Щ_ 10.0 83 10 7,5 5,5 652340,47 0,50 0,6 0.21 3 3.5Стальные 0,36 0,29 0,21 0,13 0,54 0,61 0,44 0,31 5 6.5 12 7.5нимумом балансировочных грузиков. А как происходит на деле? Мы купили несколько 13дюймовых отечественных покрышек нижнекамского, ярославского, московского и белоцерковского шинных завоЩель между дов и диски к ним. Арбитр Научно-исследовательский институт шинной промышленности (НИИШП). Колеса собрали, оптимизировали, так что, обращаясь в мастерские, могли оценить качество балансировки в каждой из них, независимо от оснащенности. Результаты всякий раз проверяли дважды: сначала в лаборатории института, а затем живьем - на скоростном участке автострады Москва-Кашира. Подопытным автомобилем стала "восьмерка", чувствительность "острого" руля которой к фокусам колес общеизвестна.слабо прижатым грузиком и закраиной обода.молча собьют молотком слой прилипшей грязи. Приятное исключение - шиномонтаж высшей категории. Войдя, думаешь, что ошибся дверью. Чистота, как в операционной. Тут и помоют, и отбалансируют, но и возьмут немало - по 4-5 долларов за колесо. В уличных мастерских грузиков порой не хватает. Запас пополняют снятыми со старых колес. Бывает, навешивают не те, что нужны, а те, что есть, и по цене новых. Старые скобки плохо держат, а грязь, набиваюУсловно мастерские можно раздещаяся в щели, суммируется с "Первосортная" шина, штамп ОТК, а дефектов хоть отбавляй. лить на три группы. Самые многочисленмассой грузика (см. фото). БедТеперь предстояло продолжить проные - уличные. В вагончиках, контейненость порой толкает мастера и на другие рах, сараях и т. д. Спектр оборудования хитрости. Если в его станке нет программы верку на дороге. Большинство отбаланнеожиданно широк - от примитивного до балансировки легкосплавных колес, он, не сированных колес (и проверенных в вполне приемлемого. Достоинства - блиморгнув глазом, ведет процесс по обычной НИИШПе)... продолжало трясти руль! зость к автовладельцам и минимальные технологии. Результат может оказаться даСтучат некруглые! Грузики не помогут. леким от требуемого. При замере радиального биения в нормы расценки за услуги. Порой качество балансировки у "бедуложилось только три колеса из восьми! Вторая группа обосновалась в магазинах, торгующих шинами, и сервисах ных" и "богатых" удивительно совпадает - А ведь все они прошли ОТК! С такими посредней руки. Здесь можно надеяться на закон физики един. Главное, в шиномонта- казателями даже после "Хантера" машиболее серьезный подход к процессу, иножах не принято вспоминать слово "оптимина всю душу вытрясет. гда за те же деньги, что ив первой группе. зация": кому хочется, раз собрав колесо, Вот мы и раскрыли тайну той неведоШиномонтаж мирового уровня - при проверить, снова разобрать, вновь смонтимой силы, в борьбе с которой пасуют зафирменных сервисных центрах. Оснащеровать и так далее? Разумеется, такую усморские балансировочные станки: их ние соответствующее, но расценки выше в лугу нам нигде и не предлагали. Зато больэлектронным мозгам не по плечу наша решинство, словно сговорившись, брало в разина первого сорта! 5-6 раз! И, как говорится, торг неуместен. Ну а что делать автомобилисту-пракВо всех мастерских, где мы побывали, боту и те покрышки, путь которых - на поотношение к клиенту уважительное. Оно и мойку. На глаз видно - винтом. Ради интетику, если он ездит с весьма большими, за понятно - конкуренция! А в остальном - кто реса, прикинувшись "лохами", мы отдавали 90-100 км/ч, скоростями? Об этом - разговор в одном из следующих номеров. во что горазд. Где-то предложат самому покривое колесо в балансировку. И во всех мыть колеса и почистить протектор, а где-то шиномонтажах, кроме одного, специалисты 178 ю/2000 ЭРстарательно цепляли к нему грузики! Драку заказывали? Уплачено. Слышали, что среди мастеров встречаются и благородные - из тех, кто, увидев кривое колесо, сразу укажет владельцу на бессмысленность балансировки. Но нам такие не встретились... И всюду колеса устанавливали на конус, адаптера мы так и не увидели. Значит, погрешность балансировки до 10 г (см. выше) уже гарантирована. Переставляя колесо относительно конуса, неоднократно в этом убеждались. Теперь о гарантии. Лишь в одном месте нам выдали соответствующий документ сроком действия три дня. И то отрадно - можно проверить на дороге. Если бьет, потребуешь сделать все повторно, но бесплатно. По результатам нашего рейда мы составили итоговые таблицы (1-3). Для всех мастерских на колесах ("спасибо" конусу) остаточный дисбаланс едва уложился в 10 г. Это проверили в лаборатории НИИШПа.