203
204
сСОДЕРЖАНИЕДИАГНОСТИКА Дунул - потекло (система охлаждения двигателя) КИА: кто предупрежден тот вооружен (корейские автомобили) РЕМОНТ Такие похожие тросики ("Москвич", "Самара". "Жигули") 206 203воими. иламиДИАГНОСТИКАДУНУЛ - ПОТЕКЛОСкрытая течь в системе охлаждения порой месяцами изводит хозяина машины - все сухо, а "Тосол" куда-то уходит...Анатолий ВАИСМАН209Замена резьбовых втулок 212 ("Волга") Не меняем, а чиним 215 (электростеклоподъемники ВАЗ-2110) САМИ С УСАМИ Кастер взят! (геометрия передней подвески) ИНСТРУМЕНТ Выбираем "помощников" (съемники шаровых опор и пальцев рулевых тяг) ДОВОДИМ ДО УМА Будет вам дворник и швейцар (стеклоочиститель и электрозамок пятой двери, "Москвич". "Святогор") ГОЛЬ НА ВЫДУМКИ "Тойоте" - стойки от "десятки" А МЫ ДЕЛАЕМ ТАК! Если клинит ремень 220 218 213 208Хроническое подтекание охлаждающей жидкости, наряду с повышенным расходом топлива, относится к тем неисправностям, с которыми к нам, авторемонтникам, будут приезжать еще очень долго. По этому поводу обращаются не только "чайники" но и те, что "сами с усами" - из не боящихся испачкать руки. Их машинки всегда ухожены - хозяин ико ­ лодки сам заменит, а иногда даже сцепление, да и все болтики под днищем у него промовилены - любо-дорого посмотреть... Но куда же ему податься, когда замучило что-то непонятное? Ведь даже тридцатилетнего опыта лечения собственных трех-пяти автомобилей частенько не хватает, и наш умелец принимает правильное решение - пусть его красавицу пощупают руки, через которые прошли тысячи машин: молоденьких и потрепанных,взлелеянных и запущенных... Та-а-ак... На что жалуемся? Не течет, но куда-то исчезает? Посмотрим. И впрямь, снаружи все сухо. Но это ни о чем не говорит - потери "Тосола" невелики, и нагретый до температуры кипения, он, выходя через микротрещину, быстро испаряется. Но предположим худшее: жидкость уходит внутрь - в картер и смешивается с маслом. Если так, то тревоги понятны - даже небольшое количество воды в масле резко сокращает срок службы подшипников скольжения коленвала и распредвала. В мо ­ ей практике немало было случаев, когда еще совсем молодой двигатель с пробегом 50-70 тыс. км требовал капремонта. Расспрашивая клиента (интересно все-таки, как он умудрился так быстро прикончить движок?), обычно выясняю, что на масле и фильтрах парень не экономил-покупал лучшие, но... и на ' Т о соле" тоже. Дескать, а чего его жа ­ леть - ну, выльет в бачок рублей на пятьдесят в течение месяца. Да на221бензин в двадцать раз больше уходит! А потом удивляется, что за последние 5 тыс. км прежде такой боевой мотор как-то быстро угас, задымил и зашумел... Первый признак попадания охлаждающей жидкости в картер - помутнение свежего масла. О крупных прорывах мы сейчас не говорим - в этих случаях диагностика не вызовет трудностей даже у новичка - масляный щуп будет белым от эмульсии. Другое дело - мизерные дозы "Тосола" Но и их можно обнаружить даже в старом, черном масле - на щупе охлажденного двигателя будут заметны блестящие капельки воды, ведь эмульсия быстро расслаивается. На автомобилях ВАЗ жидкость чаще всего проходит в картер вдоль прокладки головки блока. Владелец, доверяя инструкции, не подтягивает после обкатки болты крепления го ­ ловки, а зря: из-за их пластической деформации плотная посадка головки на блоке ослабевает. Если в первые 10 тыс. км прокладку не пробило, она хорошенько присыхает и держит "Тосол" даже при ослабевшей затяжке болтов. Но со временем от температурных деформаций происходит смещение сопряженных деталей и уплотнение нарушается. Обычно та ­ кое случается зимой, когда велики перепады температур: от -30°С на зр ю/2000 203 СмДИАГНОСТИКА1нСпециальная крышка горловины радиатора для опрессовки системы охлаждения: 1 - штатная крышка без клапанов; 2 - вентиль камеры.промороженном за ночь моторе до +120°С на "закипевшем" при буксовании в снегу. "Тосол" проникает в расширившийся зазор между блоком и прокладкой и попадает в канал слива масла в картер. Своевременная замена прокладки устранит течь и сбережет мотор, а наученный опытом владелец обязательно протянет головку блока после усадки - через пару тысяч километров. Менее опасен уход охлаждающей жидкости в один из цилиндров двигателя, если не держит соответствующая перемычка прокладки го ­ ловки. Здесь диагностика проще белый пар из выхлопной трубы будет даже на прогретом моторе и при ми ­ нимальной нагрузке. Кроме того, не исключено бурление выхлопных га ­ зов в расширительном бачке. Все прочие места утечки жидкости профессионалы надежно определяют методом так называемой опрессовки системы охлаждения. Его суть в том, чтобы искусственно создать избыточное давление "Тосола", причем только на холодном двигателе. Зимой перед опрессовкой машину даже вымораживаем на улице, чтобы резиновые уплотнения и шланги задубели, теряя эластичность. Воздух в систему нагнетаем через шинный вентиль, вмонтированный в специально сделанную технологическую пробку горловины радиатора или расширительного бачка. Из обычной пробки удаляем блок клапанов и рассверливаем об ­ разовавшееся отверстие до диа ­ метра резиновой рубашки вентиля. Последний вырезаем из старой ка ­ меры вместе с кружком резины точ ­ но по диаметру штатной прокладкипробки радиатора (см. фото и рис.). Навернув спецпробку на горловину радиатора и подсоединив к вентилю ножной шинный насос, делаем один-два качка, одновременно за ­ ткнув ладонью открытую горловину расширительного бачка. Давление по манометру насоса не должно превышать 1 атм - иначе возможно повреждение радиаторов. Опрессовка длится пару минут, после чего можно лезть под машину и смотреть, где промокло. Чаще всего виноват основной радиатор: алюминиевые текут по стыку оснований с бачками, а латунные - в местах припайки трубок к основанию. Ремонт радиатора (кроме элементарной запайки трещин патрубка) оправдан лишь в большом ав ­ тохозяйстве, где пара сварщиков ма ­ ется без дела, ну и, пожалуй, для редко выезжающего пенсионера (у него обычно хватает времени и на повторный ремонт). А нашим клиентам, у которых, как правило, время деньги, мы рекомендуем замену радиатора новым - как показал опыт, даже самого тщательного ремонта "для себя" иногда хватает от силы на 10 тыс. км и течь неминуемо появится снова. (Пайка требует умения!) Считая латунный радиатор, как и алюминиевый, "одноразовым" мы все-таки предпочитаем ставить последний - по статистике он несколько надежнее паяного. На свежих, едва прошедших об ­ катку машинах жидкость частенько уходит из-под шлангов. Еще и еще раз хочу поблагодарить от имени всех частных авторемонтников того "ответственного товарища" который не допускает на сборочный конвейер "классики" червячные хомуты - пока там наматывают на шплинты жестяные ленточки, приток клиентов, з а ­ мученных недержанием Тосола" нам обеспечен. Опрессовка особенно эффективна, чтобы выявить течь по прокладке коллектора: обнаружить ее простым осмотром невозможно - жидкость мгновенно испаряется. Начальная стадия износа сальника водяного насоса также даст о себе знать каплями "Тосола" - стоит только подать давление в систему. Течь по заглушкам блока цилиндров бывает очень редко - обычно, когда мотор разморозили с водой в рубашке. А вот алюминиевые резьбовые заглушки головки блока двигателя "Жигулей" частенько дают трещины, обнаружить которые без опрессовки практически невозможно, равно как и трещины в самой головке. Нередко мы находим их на ма ­ шинах клиентов, приехавших к нам с последней надеждой. Типичный случай - где-то в другом сервисе пару раз меняли прокладку головки блока вместе с маслом и фильтром, но тщетно - "Тосол" снова уходил в картер. Услышав такую предысторию, я сразу снимаю с мотора клапанную крышку и опрессовываю си ­ стему охлаждения. На покрытой маслом внутренней поверхности го ­ ловки блока место течи обнаружишь сразу - от невидимой глазу трещинки один за другим сбегают серебристые водяные шарики. Если дело в заглушке, ремонт прост. Рассверливаем трещину, нарезаем резьбу и заворачиваем в заглушку подходящий винт на герметике. Иногда проще заменить заглушку целиком. Если трещина в самом теле головки, ремонт намного дороже. В зависимости от возможностей клиент вы ­ бирает либо сварку аргоном (это долго), либо замену головки на "бэу" или даже новую. Лишь в двух случаях опрессовка не поможет обнаружить место течи. Это, как уже было сказано, негерметичность прокладки головки блока и радиатора отопителя. В последнем случае определяем утечку "Тосола" по запаху - на прогретом двигателе с горячей, включенной на малую скорость "печкой" Чувствительный нос безошибочно определит даже не ­ большую концентрацию этиленгликоля. Тогда придется разобрать отопитель и опрессовать его радиатор уже отдельно, причем не жидкостью, а воздухом - в ванне. Пузырьки сразу покажут трещину. И в заключение о разного рода герметиках, добавляемых в "Тосол" для прекращения небольших утечек. Среди них несомненно есть вполне достойные, фирменные, которые и радиатор не засорят, и термостат не заблокируют, но мы их не применяем - это дело самого владельца. Ведь на сервис он едет, чтобы ему машину сделали наверняка и профессионально - что ж, извольте... D20410/2000 ЗР