70
71
72
ГОДНЫ К СТРОЕВОЙОт 2,5 до 120 тонн, от 90 до 800 лошадиных сил, от 4 до 16 колес - в такую шеренгу выстроились автомобили-призывники, которым служить в российской армии в начале XXI века.Сергей КАНУННИКОВ . Антон ЧУЙКИН . По аналогии с вольнонаемными и военными-профессионалами армейские автомобили можно разделить на две большие группы. В первой - обычные машины, от "Волги" до ПАЗа, как и на гражданке, возят людей, грузы, оборудование. В другой - "солдатыкадровики", соответствующим образом подготовленные, вооруженные и порой вовсе не имеющие штатских корней. Эти машины после полномасштабных испытаний официально принимают на службу, то есть на вооружение. Тут - только полноприводники, удовлетворяющие запросам военных по грузоподъемности (предусмотрено несколько классов), проходимости, унификации, габаритам и многому-многому другому. АВТОРОТА На левом фланге шеренги - УАЗы. Готовятся к армейской службе "барсы" в военУАЗ-2966 на клиновых холмах полигона ~ в Бронницах. В ходе испытаний ему на-1 до преодолеть 350 волнистых километров со скоростью 25-30 км/ч.ной форме (2966 и другие). Обычный "маленький" УАЗ пока не отправляют в отставку, однако удлиненная версия с расширенной колеей предпочтительнее: грузоподъемность - до 1 тонны, в кузове умещаются 10 человек. Новации - пружинная передняя подвеска и 16-дюймовые колеса - с честью выдержали строгий военный экзамен. Основной недостаток автомобиля - бензиновый двигатель, который не укладывается в армейскую программу всеобщей дизелизации. Поэтому старый мотор допущен к службе условно, до скорого, как надеются военные, появления дизельного вседорожника. Первое требование к силовому агрегату все комплектующие должны быть изготовлены в России. Возможные претенденты нижегородский ГАЗ-560 ("Штайр") и ЗМЗ514. Правда, автомобилю с новым "сердцем" придется снова пройти полномасштабные испытания: старые заслуги не в счет. С силовыми агрегатами нижегородских машин ГАЗ-3308 "Садко" (ЗР, 2000, №5) и ГАЗ-3937 "Водник" (ЗР, 1999, №11) те же проблемы. Проектировали их под горьковские четырех- и шестицилиндровый дизели воздушного охлаждения... вечная им память. "Садко", призванный сменить в автопарках ГАЗ-66, пока взяли на вооруже-7010/2000 ние со старым знакомым - бензиновой V-образной 'восьмеркой". Дизельный автомобиль класса 2.5 тонны армии необходим. Не забывая о "Штайре", военные думают ио более простых и дешевых агрегатах ярославском семействе ЯМЗ-530 (бывший ЯМЗ-460) или, в крайнем случае, минском Д-245. Увы, первые сегодня - пока только опытные, вторые - морально устаревшие. "Водник", существующий лишь в нескольких образцах, представляет новый класс армейских машин - грузоподъемностью 1,5 тонны. Однако говорить о нем как о солдате пока рано. Машину надо испытывать, доводить и, опять же, адаптировать к ней отечественный дизель. В команде четырехтонников в скором будущем возможна замена. Преемников ЗИЛ-131Н готовят сразу три завода. Москвичи модернизировали ветерана, установили новую комфортабельную кабину, но до крупных заказов дело пока не дошло. Двигатель ЗИЛ-645 по-прежнему не устраивает военных: недостаточно надежен, сыроват. Открыв для себя на гражданке новую нишу - трехтонных "бычков", завод подготовил двухосную полноприводную машину классом ниже ЗИЛ-131. Пока ее можно считать лишь опытной конструкцией, и все же не исключено, что модель 4327 когда-нибудь составит конкуренцию "Садко". Тем временем в сектор машин грузоподъемностью 4 тонны спустились и другие производители. "Урал-43206" - двухосная вариация на тему известных феноменальной проходимостью миасских машин 6x6. Кстати, все "уралы" ныне готовы принимать под капот ярославские дизели ЯМЗ-236 и 238, то есть обрели независимость от камских моторов. Тем более, что в Челнах хватает собственных новых машин о двух, трех, четырех осях. Пока, правда, к производству готовы не все моторы, представленные в таблице, поэтому завод изготавливает так называемые переходные модели. В следующих двух классах - 6 и 10 тонн - те же производители. Трехосные "уралы" (например. 4320) и КамАЗы - развитие хорошо известных конструкций, а вот восьмиколесные машины - новинки последних лет. Весьма похожие внешне автомобили вызваны к жизни общей причиной - утратой КрАЗа. Став иномаркой, он потерял привлекательность для российской армии, однако десятитонные грузы-то остались! В первую очередь для инженерных частей предназначены российские машины колесной формулы 8x8 - "уралы" уже возят в войсках понтоны, КамАЗам это, по всей видимости, скоро предстоит. Кстати, уральцы, позаимствовав у КамАЗа кабину (а попробуйте пристроить капотную на такое шасси!), остались вернывШящ±- 4 f ^''ГАЗ-3937 демонстрирует весьма неплохую проходимость. На неофициальных испытаниях в 21-м НИИИ "Водник" победил самого "Хаммера"! Бронированный "Урал-4320" - веление последнего времени. Возможно, комплекты легкосъемных стальных листов будут разработаны для всей гаммы армейских автомобилей.Щп i•'%патриотическим принципам: шасси по многим деталям унифицировано с другими моделями "уралов". У четырехосника - полный набор дифференциалов, и межколесных, и межосевых, хорошая развесовка, довольно мощный мотор, так что. возможно, он станет эталоном проходимости, сменив на этом посту трехосный "Урал". Но какими бы оригинальными ни были технические решения автомобилей из Миасса и Набережных Челнов. они попарно попадают в одни и те же классы. Зачем бы армии принимать на вооружение и тех, и других? Не конкуренции же ради (хотя это дело тоже полезное)...Требуются, считают военные, и уралы", и КамАЗы: первые призваны работать ближе к переднему краю, вторые - в оперативном звене, на относительно дальних рейсах. Например. капотный "Урал" дает экипажу куда больше шансов при подрыве на мине; более экономичный КамАЗ эффективнее в тылу. ВОЕНСПЕЦЫ В класс специальных колесных шасси выделены тяжелые транспортные средства, уже не совсем автомобили в привычном понимании. Открывают его модели брянского автозавода грузоподъемностью 13-18 тонн. Семейство армейских "вощин" включает в себя трех- и четырехосные шасси и тягачи, оснащенные новыми ярославскими моторами (подробнее см. ЗР, 1999, № 2). Пока автомобили проходят придирчивые армейские испытания. Четырехосное шасси МЗКТ-7930 заменит в войсках МАЗ-543. А последняя"Урал-5323-20" уже поступает в войска. Существует модификация с кабиной ИВЕКО - немного легче и дороже, поэтому военные (не только российские) отдают предпочтение камазовской. КамАЗ-6350 вовсе не близнец "Урала". Автомобиль прошел испытания в 21-м НИИИ и принят на вооружение. Степень подетальной унификации с полноприводными камскими машинами - 90%. ТЕХНИКАОсенний призыв разработка минских конструкторов - модель 79221 не имеет аналогов не только в российской армии, но ив мире. Конечно, ее предшественник с колесной формулой 14x12 тоже производил неслабое впечатление. Но, согласитесь, шестнадцать ведущих колес, шесть управляемых осей и 800 "лошадей", притаившихся в тени кабин, вызывают куда большее уважение. Гамма специальных шасси была бы неполной без курганских машин. КЗКТ специализируется на тягачах, хотя не исключено, что в будущем появятся и шасси, как необходимая альтернатива белорусским. Особо отметим продукцию ярославского моторного завода. Новое семейство ЯМЗ-840 активно вселяется на тяжелые машины, приходя на смену прежним танковым дизелям. Современный автомопредыдущего поколения, на их замену. бильный мотор служит намного дольше, очевидно, уйдет не один год. Нет никакой потребляет меньше топлива и масла (посвоенной тайны в том, что армии не хваталеднего - в несколько раз!) ет денег. Машины разрабатывают, испыУвы, мы свыклись с тем, что наша автывают, принимают на вооружение и... томобильная техника уступает западной и покупают совсем понемногу. Из упомянуяпонской. Тем приятнее находить исклютых выше автомобилей далеко не все почения: большинство названных здесь маступают в войска. Армия финансирует шин удовлетворяет очень высоким специопытно-конструкторские работы, и некофичным требованиям армии. Кстати, не торыми их плодами пользуются граждантолько российской - живой интерес к наские потребители. И то хорошо - заводам шим грузовикам проявляют иностранные хлеб, к тому же не отстанем от заграницы. военные ведомства. Оно и понятно. Когда Итак, призывники построены - ладпростота важнее ресурса, а проходимость ные, сильные, как на подбор. Надеемся, паче экологичности, отечественные разбольшинство не останется в резерве и доработки способны составить серьезную ждется-таки армейских "купцов" - до того, конкуренцию мировым производителям. как выйдет из призывного возраста. Конечно, в войсках еще много машин•••«•••••••••ВШШЕM3KT-79221 разворачивается на площадке диаметром 34 метра. Для него это - "пятачок" (предшественнику требовалось 52 м). Бортовая система контролирует 20 параметров - состояние двигателя, ходовой и т.д. Завершаются приемочные испытания.Sfe&k,Автомобиль УАЗ-2966 "АЗ-3308 'АЗ-33082 КамАЗ-4350 КамАЗ-5350 КамАЗ-6350 Урал-43206 - Урал-432ИГ ' "Урал 5323-2С1,83.954,1 7.9 9,211.9778,814.0 17,0 20.5K3KT-7428140 25СОВРЕМЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ ДЛЯ АРМИИ Мощность Колесная Максимальная ГрузоМасса скорость, подъемность, буксируемого двигателя, формула км/ч т прицепа, т кВт/а с 6842 4x4 120 1.0 1,2 2,0-2.3 92'125 2.0 4x4 90 110/150 2.0-2.3 2.0 4x4 100 175240 100 5.0 4.0 4x4 191,260 6,0 6.0 6x6 100 10.0 265360 12,0 8x8 95 4.2 5,0 132180 80 4x4 6.0 7.0 82 176/240 12.0 10,0 220 300 13.0 331/450 6x6 18,0 368/500 22.0-24.0 70 368/500 8x8 16x16 80 70 593800 27 70 478S50 8x8 65Б.Р4 Б.У8 Д.Р6 Д.У8 Д,У8 Д.У8 Д.У6 Д.У8 Д.У8 Д.У12 Д.У12 Д.У12Щиhi благодарит за помощь в Цлатериала Главное автобр k управление МО РФ и 21-й НаЛЛедовательский испытатель"Стгут автомобильной техники ^ " . МО РФДУ12ИмвП.шжш щ