180
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙРасследованиеПОДМОЧЕННЫЙМодуль зажигания! Вы обвиняетесь в нарушении нормальной работы двигателя и приговариваетесь к демонтажу и последующей утилизации.Максим САЧКОВПо этому знаку на корпусе определяют дату выпуска модуля. Цифра в середине обозначает год (1999), точки в секторах - месяц (сентябрь).°7 § IS"та ЕsWОS111П Xся (О 9шс о§ В4 sО. та HОs оxял * г s5 ОЛс CI ffl sКОО О.Хбы, импортная, "одежка" тоже из-за границы, технология сборки не нарушена... А причина лежала на поверхности, в прямом и переносном смысле. Виной был силиконовый компаунд, которым заливали собранные катушки зажигания и электронные блоки. Дело в том. что условия работы модуля зажигания довольно жесткие - узел должен исправно функционировать в диапазоне температур от -40 до +180° С. Компаунд же имел плохую адгезию (прилипание) с корпусом модуля и оказался недостаточно пластичным. Нагреваясь, силикон отслаивался от пластмассы - в образовавшиеся трещины попадала влага и узел выходил из строя. "Формулу здоровья" вывели примерно в начале прошлого года - вместо силиконового компаунда применили полиуретановый. Первые благополучные узлы появились на свет в марте-апреле 1999 года. Старших же братьев, рожденных до указанного срока, следует опасаться. Иногда причиной отказов служит другой компаунд- эпоксидный, который обволакивает обмотки катушек зажигания. Пропитка составом идет в глубоком вакууме, и порой изза несоблюдения технологии жизнь этого компонента, а соответственно и модуля, сокращается в несколько раз. Справедливости ради отметим, что узлы с подобными врожденными пороками встречаются нечасто. Пролистав "дело модуля", мы наткнулись на интересный факт. Узел АТЭ-2 разрабатывался под контроллеры "Бош" и "Январь-5", а системам управления "ДжиЭм" и "Январь-4" отечественный модуль не годится - владельцам таких автомобилей следует искать его американского братаблизнеца (обратная замена возможна). Количество отказов нынешних российских модулей зажигания, по сравнению с первыми образцами, заметно сократилось. Это подтверждает заводская статистика: среди узлов, выпущенных в 1999-м, бракованных наполовину меньше по сравнению с предыдущим годом; данные 2000 года еще более оптимистичны - число отказов сократилось на 80%... Хочется верить, что в скором будущем отечественный узел станет похож на американский аналог не только внешне.Постукивая вместо судейского молотка гаечным ключом, такой приговор выносят многие владельцы впрысковых "самар" и "десяток" и отправляются за дорогим импортным аналогом. Признаки неисправности модуля зажигания разнообразны: от перебоев на отдельных режимах до остановки двигателя. Лампочка Check engine при этом не загорается. Сами неоднократно побывав в подобной ситуации, мы решили пойти чуть дальше банального устранения неисправности. Поставили целью выяснить: почему отказы модулей зажигания приобрели массовый характер? Из пяти впрысковых машин, за которыми следит ЗР, четыре уже сменили этот узел! За помощью обратились к производителю - Московскому заводу автотракторной электроаппаратуры (МЗАТЭ-2, ранее АТЭ-2). Биография модулей такова. В1996 году на вазовском конвейере появились переднеприводные модели, оснащенные электронной системой управления двигателем (впрыском) с отечественными комплектующими. Многие компоненты, в том числе и модули зажигания, собирались делать тогда на одном из конверсионныхОтслоение компаунда характерный дефект модулей зажигания, выпущенных до начала 1999 года.предприятий в Саратове. Количество впрысковых машин росло, и ВАЗу понадобился поставщик с большими производственными мощностями. Выбор пал на московский завод АТЭ-2. Сертификационные испытания остались позади, и партии московских модулей пошли в Тольятти. Однако первый блин, как это часто бывает, вышел комом. В эксплуатации узлы показали себя совсем не с лучшей стороны: многие пионеры не служили и 10 тысяч километров. Производители стали искать причину: начинка, вродеПосле полимеризации собранные катушки зажигания (а, стрелкой указан эпоксидный компаунд) устанавливают в корпус, который наполовину заполняют полиуретановым компаундом (6). Затем монтируют электронный блок (в) и заливают полиуретаном доверху.18010/2000 ЗР