211
/СТРАНИЧКАля центрирования диска при сборке сцепления «жигулей» применяют старый первичный вал коробки передач или специальный валик. В некоторых ситуациях, когда их нет, можно найти другой выход. Устанавливаем диск сцепления (отцентрировав его на глаз) и «корзину», крепим ее к маховику, затягивая болты так, чтобы между ним и «корзиной» оставался зазор 4-5 мм. Смазываем конец первичного вала коробки смазкой «Литол-24» или аналогичной. Устанавливаем коробку, совмещая шлицы первичного вала поворотом фланца карданного вала. Поскольку на конце первичного вала есть фаска, он, входя в подшипник, отцентрирует диск сцепления. Чтобы его не сместить, надо аккуратно снять коробку и довернуть болты крепления «корзины».ИСТОРИИДВ ТИСКАХ КАПИТАНА БАДУСЦЕПЛЕНИЕ НАЧАЛА XX ВЕКА НАПОМИНАЕТ СОВРЕМЕННЫЙ ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗшШмШвшШX^ [S ДР'12VB14 /\ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВП. КУВАНОВ, САРАТОВтобы очистить детали и узлы с помощью моющей жидкости, использую обычную пластиковую бутылку для прохладительных напитков. Заполнив ее на три четверти, накачиваю воздух через заранее сделанное в крышке отверстие, а затем, перевернув бутылку вверх дном, направляю струю в нужное место. Если для накачки применяется шинный насос, можно использовать конусный наконечник, предназначенный для продувки карбюратора. Кстати, мы проверяли: пластиковая бутылка выдерживала накачку компрессором до 10 атм.Чудрствования наших прадедушек над разнообразными конструкциями сцепления покажутся сегодня по меньшей мере странными. Отцы автомобиля без устали экспериментировали, двигаясь от простого к сложному и... вновь к простому. Примитивный по современным представлениям и тем не менее работоспособный механизм (см. рис.) создал французский изобретатель капитан Баду. Он ограничился минимальным количеством деталей: возложил роль ведущего диска на маховик с выточенным на нем специальным ободом, а вместо ведомого диска сделал зажимы, напоминавшие предкам кузмнечные клещи или тиски, а нам еще и... дисковые тормоза. Концы рычагов клешей были расположены параллельно маховику. Чтобы включить сцепление, водитель воздействовал на специальную муфту, сжимавшую клеши или тиски, - как вам будет угодно. Губки с наклепанными на них фибровыми накладками, работая как современные тормозные колодки, сжимали обод маховика. Последний получал связь с коробкой передач через промежуточный вал, жестко соединенный с тисками. Несмотря на относительно малую плошадь губок, сцепление Баду неплохо работало, но только на очень легких повозках со слабосильными моторами. I»lС. НЕГОДОВ, МАХАЧКАЛА«Самаре», как ив ряде других машин, вентилятор отопителя всасывает мусор. В перемолотом виде он летит в салон, а не успевшая превратиться в пыль листва надоедливо шуршит. Решение здесь очевидно - закрыть доступ мусора в воздухоприемник. Тонкие женские колготки (сетчатый фильтр!) то, что надо. Один край прижимаем пластмассовой -накладкой, другой уплотнителем. Заодно также можно закрепить плотный полиэтиленовый пакет над блоком предохранителей. Зимой в него не будет набиваться снег. И еше. Прежде чем ставить фильтр-сетку, не поленитесь снять кожух вентилятора, удалить скопившуюся там труху и намотавшиеся на ось моторчика нитки.Р. СОЛДАТОВ, МОСКВАВСхема сцепления системы Баду: 1 - передаточный вал; 2 - муфта сцепления; 3 - зажимы; 4 - маховик двигателя.