ТЕХНИКАПО ВОДЕ АКИ ПОСУХУДОЖДЕВЫЕ ШИНЫ ОТ «УНИРОЯЛ»ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ СУХОВ/ПОДРОБНОСТИНад тренировочной площадкой с самого утра повисла радуга - дождевальные установки трудились вовсю. На «пит-стопе» нас ждали новенькие «ауди А-4». Похожие друг на друга, словно близнецы, они отличались лишь обувкой. Журналистам предоставили возможность сравнить новые шины компании «Унироял» с изделиями конкурентов. Похоже, организаторы ничем не рисковали: «РейнСпорт 1» на мокрой трассе действительно вели себя лучше других. В чем же секрет? Найти оптимальный рисунок протектора для «дождевой» шины не так-то просто. С увеличением ширины покрышки затрудняется отвод воды из пятна контакта. Так, чтобы избежать аквапланирования при движении со скоростью 80 км/ч по 8-миллиметровому слою воды, протектор мотоциклетного колеса должен отводить 6л воды в секунду, для «жигулевских» колес эта величина составит уже 26 л, а для спортивных - целых 43! Итак, рисунок протектора, прекрасно работающий на узких шинах, может оказаться абсолютно непригодным для широких. И наоборот, липшие канавки на узком протекторе могут резко повлиять на управляемость не только на мокрой, но и на сухой дороге. К тому же владельцы мощных и дорогих машин весьма взыскательны к внешнему виду покрышки, поэтому конструкторам приходится решать задачу с огромным количеством вводных. Сверхнизкопрофильную «РейнСпорт 1» (пришедшую на смену «Унироял RTT-2») проектировали с чистого листа. Вначале протектор просчитали на компьютере методом конечных элементов, затем опытные образцы шин отправили на полигон, где под толстым стеклом, вмонтированным в бетон трассы, установлена высокоскоростная видеокамера. Изображения пятна контакта на мокрой и сухой трассах, в поворотах, при торможении и разгоне анализировали на компьютере, вводили коррективы. Так родился запоминающийся W-образный рисунок протектора, эффективно удаляющий воду (рис. 1). Боковые шашки под некоторым углом - при повороте автомобиля из-за увода шины они окажутся параллельны приложенным силам (рис. 2), что благоприятно скажется на управляемости автомобиля. Резиновая смесь - с добавлением кремнезема (силикона), с ним шина лучше цепляется за микронеровности шоссе, что сокращает тормозной путь. Более равномерно теперь распределяется нагрузка в пятне контакта - покрышка стала долговечнее. Наиболее впечатляющий прогресс по сравнению с RTT-2 - в противодействии боковому аквапланированию ив тормозной динамике. При торможении со скорости 100 км/ч новая шина отыгрывает у предшественницы целых 8 метров! Но переобуться в «РейнСпорт 1» смогут немногие - цена ее вполне соответствует высоким характеристикам, да и типоразмеры соответствующие: от 195/ 50R15V до 265/35ZR18W. Для тех, кому такая шина не по карману (или не по колесу), «Унироял» предлагает «Рал-ли 680». Эта покрышка, несмотря на относительно невысокую цену и «отечественные» размеры (от 145/80R13T до 195/65R15T), тоже хороша. Новорожденная обошла свою предшественницу «Ралли 580» почти по всем параметрам. Тормозной путь на мокром покрытии помогли уменьшить кремниевые добавки к резиновой смеси. Сопротивляемость аквапланированию возросла благодаря новому «турбинообразному» рисунку протектора с двумя продольными канавками. Оптимальный наклон шашек и их размер помогли улучшить управляемость и на сухом покрытии. А разрезы на шашках позволили снизить шум и повысить плавность хода. У большинства шин давление на грунт выше в плечевой зоне протектора, а в центральной его части оно значительно меньше. У «Ралли 680» давление почти идеально выровнено по всему пятну контакта. Помимо улучшения управляемости это уменьшает износ и риск усталостного разрушения шины. Новички неплохи и на сухих трассах: при тестовых заездах в повороте снос передних колес на критической скорости был мягким и прогнозируемым. Продажа новых шин в России уже идет полным ходом. I»lWРеакции дорогиТраектория ~<М>уф поворотаРис. 1. Схема отвода воды протектором «РейнСпорт 1».Рис 2. Распределение нагрузки в пятне контакта «РэйнСпорт 1» при повороте.