226
СВОИМИ СИЛАМИ/РЕМОНТ:Жигули»-седан Жигули»-универсал Нива»ЧЕМ ЗАМЕНИТЬЙЗАДНИЕ ПРУЖИНЫВ ПРОДАЖЕ - УСИЛЕННЫЕ ПРУЖИНЫ, ПРОСТАВКИ... ЧТО ПРЕДПОЧЕСТЬ? ВАЗ-2101...2107ТЕКСТ / ВЯЧЕСЛАВ ЛУКЬЯНОВ, ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЗР «ТУШИНО»Не секрет, что у «Жигулей»-седанов, от ВАЗ-2101 до 2107, есть общая «слабость» пружины задней подвески. Вероятно, выбранные из «комфортных» соображений, они приемлемо работают, когда машина не очень нагружена. А при полной (хотя ив пределах нормы) нагрузке сжимаются настолько, что на неровной дороге возможны удары балки заднего моста об отбойники. Этому также способствуют неполадки в амортизаторах, особенно если автомобиль далеко не новый. Со временем из-за изменений в структуре металла падает и жесткость пружин - они проседают, ход сжатия становится очень маленьким, а при большой нагрузке почти исчезает. В общем, как сказал бы киногерой, с такими пружинами - не жизнь! Подкладывая под пружины проставки, по-настоящему проблему не снимешь. Вопервых, усталость металла делает свое дело - и однажды пружина просто ломается. Во-вторых, часто повторяющиеся удары разрушают отбойники, вдобавок появляются трещины в деталях кузова, особенно если пружина сжимается до соударения витков. Вот почему установка резиновых колец-проставок, хоть и увеличивает проходимость, все же, скорее, самообман. В продаже есть и резиновые вкладыши, предназначенные для установки между витками ослабевшей пружины. Главный их недостаток - тот же, что у проставок; добавим к этому недолговечность. Между тем, на «Жигули»-седан разрешено устанавливать пружины от универсала ВАЗ-2104. Эти пружины отличаются увеличенной на 21 мм длиной - отсюда и дополнительная грузоподъемность. Есть еще один вариант - правда, не попучивший «добро» от ВАЗа, - замена штатных задних пружин на задние от «Нивы». В таблице приведены основные данные различных пружин. Как видно из таблицы, при практически одинаковых геометрических размерах жесткость пружин для «Нивы» выше, чем у «классических» в среднем на 22%. Преимущества этих пружин иллюстрирует рисунок. Имейте в виду: на прилавках встречаются изделия, чьи данные, мягко говоря, не соответствуют приведенным в табпице. Нередко они оказываются длиннее даже предназначенных для ВАЗ-2104 ик тому же отличаются количеством витков. При установке на седаны пружин от универсала просвет в районе задней подвески увеличивается примерно на 20 мм во всем диапазоне загрузки автомобиля. До момента касания отбойников можно загрузить в автомобипь килограммов на 40 больше, чем со штатными пружинами. Однако постепенное проседание пружин рано ипи поздно сведет на нет этот выигрыш. (Скорее - рано, ибо высоким качеством запчасти не радуют.) При установке задних пружин «Нивы» просвет на пустом автомобиле тоже увеличился - практически так же, как и при установке пружин от ВАЗ-2104. Однако при дальнейшем увеличении загрузки просвет будет уменьшаться существенно слабее. Например, до момента касания отбойников в автомобиль можно будет загрузить наО100 200300400 500 600Нагрузка на пружину, кгс Изменение длины пружин в зависимости от нагрузки. 90 кг больше, чем со штатными пружинами. К тому же и амплитуда колебаний задней подвески уменьшится - подвеска станет жестче. Недостатки - увеличение нагрузки на кузов, что может привести к преждевременному появлению трещин, и повышенный износ штатных амортизаторов при ходе отбоя. Ведь при большой нагрузке и нормальном ходе отбоя гораздо выше усилие «выстрела». А при небольшой нагрузке уменьшается ход отбоя - машина словно привстает на цыпочки, хотя усилие пружины нормальное. Если вспомнить о принципах работы подвески, то ясно, что «оркестр» несколько расстроен. Тут уж и амортизаторы, по-хорошему, нужны другие, с более высоким сопротивпением отбоя. Таким образом, у автолюбителя есть несколько вариантов на выбор. Если автомобиль используется в разъездном режиме - с небольшой нагрузкой и на хороших дорогах, то лучшее решение - заменить просевшие пружины такими же новыми, штатными. Если же его иногда приходится как следует загружать, то лучше пружины от универсала. Ну а при эксплуатации машины в качестве развозной предпочтительны задние пружины от «Нивы» (с учетом замечания об амортизаторах). Задние пружины на ВАЗ-2104 тоже можно заменить пружинами «Нивы» -увеличится грузоподъемность и несколько уменьшится раскачка. Заменять просевшие пружины удобнее вдвоем с помощником на яме или эстакаде, пользуясь обычными ключами. Но если попались нештатные, длинные пружины, могут понадобиться приспособления - стяжки для их сжатия.ЗАДНИЕ ПРУЖИНЫ ПОДВЕСКИ ДЛЯ ЖИГУЛЕЙ» Длина пружины в свободном состоянии, мм 434 455 434 Наружный диаметр, мм 127,5 127,5 127-129 Диаметр проволоки, мм 12,4 12,4 12,7 Число витков 9,3 9,3 9,3 Жесткость*, «гс/им 1,85 1,85 2,2511/2001Седан Универсал «Нива» ВАЗ-2121"Нагрузка, необходимая для сжатия пружины на) мм.