86
87
88
ТЕХНИКА /НОВИНКИМАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ«Я ПРИШЕЛ ОБЪЕДИНИТЬ ВАѻ X ВЕКЕ ЭТО УСЛЫШАЛИ ВИКИНГИ, А СЕГОДНЯ «БЛЮТУС» ВЗЯЛСЯ ЗА БЫТОВУЮ ЭЛЕКТРОНИКУшведская компания Е ще в 1994 годумобил коммыони«Эрикссон кейшн» решила кардинально облегчить жизнь пользователям многочисленных электронных приборов. Цель - связать устройства между собой, не перегружая потребителя разнообразием интерфейсов, применяемых различными производителями. Поднять такой проект было бы немыслимо без объединения целого ряда фирм в своеобразный «клуб по интересам» - Special Interest Group, на что ушли первые четыре года. Зато дальше все пошло как по маслу: к пяти инициаторам добавились... 1883 участника ив марте 1999 года на свет родился объединенный стандарт «Блютус» (Bluetooth). Кстати, это не просто голубой зуб (буквальный перевод названия), а имя одного из королей викингов X века Харальда Блатанда, переложенное на английский.КАЖДОМУ СВОЕВ ОДНОМ АВТОМОБИЛЕ - ДВА МОТОРА И... ДВЕ ТРАНСМИССИИсегодня весьма перспективными. Хотя Г ибридные машины признанылишь электромотору в них отведенаНа поступивший вызов откликнулась... магнитола.«Вианект» - так называется коробочка с необходимыми для монтажа системы деталями.86Уже сегодня серийные приборы, снабженные специальным чипом, могут без проводов обмениваться между собой информацией (одной из первых применила «Блютус» фирма БМВ на своих автомобилях и мотоциклах). Это позволяет легко заменять электронные устройства по мере морального старения, которое происходит значительно быстрее, чем устаревает автомобиль в целом. Сотовый телефон, аудио- и видеосистемы, ноутбук, навигатор, органайзер - изделия разных фирм могут работать дружной компа-нией, не опутывая салон кабельными соединениями. Кстати говоря, новая технология позволяет таким же бесконтактным способом диагностировать системы автомобиля и корректировать их программное обеспечение. «Блютус» работает на частоте 2,4 ГГц и пока считается недоступным для подслушивания. Быстрая смена каналов - до 1600 раз в секунду - гарантирует высокую помехоустойчивость связи. Каждый чип обладает индивидуальным паролем и может быть выключен из сети. Одним из интересных примеров практического использования новой технологии служит представленный фирмой ELSA (Германия) беспроводной комплект громкой связи для мобильного телефона. Теперь нет необходимости монтировать какой-либо держатель для аппарата и тем более тянуть к нему провода. Более того, можно не снимать его с пояса или не вынимать из чемодана в багажнике. Оказавшись в салоне, «мобильник» сам вступит в радиообмен с кристаллом «Блютус» и обеспечит громкую связь через штатную магнитолу. Само собой, в небольшом блоке, спрятавшемся под панелью приборов, есть микрофон, необходимый для передачи вашего голоса собеседнику и... команд набора номера - мобильному телефону. Интересно, что полный установочный комплект стоит около $320 - ненамного дороже проводных систем. имвспомогательная роль, система рекуперации позволяет с толком использовать энергию, выделяющуюся при торможении и уходящую в обычном автомобиле на обогрев Вселенной. Результат очевиден: расход топлива, особенно в городском цикле с частыми разгонами-остановками, существенно сокращается, а вместе с ним и выброс вредных веществ в атмосферу. Но... ничто не дается даром: сложная комбинированная трансмиссия, тяжелые батареи добавляют автомобилю массу, цену и съедают полезный внутренний объем. Не всякий покупатель согласится мириться с этим ради экономии на бензине и чистоты воздуха.«Хайматик» снаружи - тот же «Мерседес-Бенц» Е-класса.Перед разработчиками новых машин - «Цитадели» и «Хайматика» стояла задача по возможности сохранить плюсы гибридного решения, устранив его минусы. Они отказались от раздаточной коробки и устройства, выравнивающего моменты от двух двигателей, заменив все это... дорогой. Итак, электромотор приводит во вращение передние колеса, а бензиновый двигатель - задние. Вот вам полный привод без полноприводной трансмиссии! Механическая связь моторов «САМ» СЕБЕ НА УМЕЭЛЕКТРОМОБИЛЬ ИЗ ШВЕЙЦАРИИ ПРЕТЕНДУЕТ НА СОБСТВЕННУЮ НИШУ РЫНКАВ прессе периодически мелькают сообщения об очередных моделях авосуществляется «сквозь» дорожное покрытие, а уж электроника позаботится о своевременном и правильном включении того или иного режима их работы. При торможении электромотор превращается в генератор и гонит ток в аккумуляторы. При разгоне его 52 кВт добавляются к 186 бензиновым. Результат - спурт до сотни за 8с при расходе топлива в городе 8,7 л/100 км и на шоссе - 7,2 л/100 км. «Хайматик» построен на базе «Мерседеса Е-280 4-матик», лишившегося «раздатки» и... запасного колеса. ВмеСборка хитрых трансмиссий: слева - карданный вал к задним колесам, пропущенный сквозь ротор электромотора, справа - к передним, он смещен вбок.сто него в нише прячутся аккумуляторы. Самое интересное в конструкции синхронного электромотора, разработанного «Сименсом», - полый вал, внутри которого проходит... кардан от бензинового двигателя к заднему мосту. Можно ли считать новые гибриды автомобилями с постоянным полным приводом? Скорее, он подключаемый. Но не водителем, а компьютером. Это происходит на снежных и обледеневших трассах, при резком разгоне, в момент переключения передач... Как считают разработчики, сумма достоинств новой концепции перевесит в глазах потребителя некоторое удорожание машины. Что ж, время покажет... l»lтомобилей на электротяге, но об их широком распространении пока не слышно. Конструкторы из швейцарского города Биля решили, что ключ к успеху - правильная постановка задачи: их экипаж должен всего лишь доставить одного-двух человек на работу и домой. Тогда нет нужды замахиваться на «бензиновую» универсальность достаточно ограничиться условиями городской езды и дальностью пробега в 50 км. Кроме того, в коротких поездках скромнее требования к комфорту - можно убрать все излишества.«Сам» не прекрасен, может быть, наружно...В конструкцию трехколесного «Сама» щедро заложены достижения технологии и техники. Так, например, 15-киловаттный трехфазный двигатель с возбуждением от постоянных магнитов при торможении возвращает энергию в аккумуляторы, шасси выполнено из алюминиевых сплавов, кузов - из полиэтиленовых сандвич-панелей, впервые изготовленных методом центробежного...Зато идеей красив наверняка! (вид снизу на электрический силовой агрегат). ТЕХНИКА | /НОВИНКИСУНДУЧОК КОМФОРТАНА ЗАПАСКУ ДАВНО ТОЧАТ ЗУБ КОМПОНОВЩИКИ: СТОЛЬКО МЕСТА ЗАНИМАЕТ...и появляются все О ттого шин, не боящиесяновые модели проколов и способные доехать до ближайшей мастерской без воздуха, вместо запаски в багажник кладут баллончик со специальным герметиком... Свое решение проблемы проколов (редких по нынешним временам) предложил «Континенталь». Его новинка называется «Конти Комфорткит» и представляет собой симбиоз уже упомянутого баллончика и... портативного компрессора. Этот «сундучок» весом 2,5 кг присоединяется шлангом к ниппелю спустившего колеса и запитывается от прикуривателя. Далее все происходит автоматически: загорается подсветка шкалы манометра и «Комфорткит» начинает закачивать герметик из смеси латекса, особой смолы и средства, придающего морозоустойчивость всей композиции. По расчетам разработчиков, запаса должно хватить на четыре года, после чего достаточно заменить опустевший баллончик. Далее в работу включается компрессор, который за считанные ми-литья (красоты, увы, это не прибавило - см. фото). Получился экипаж снаряженной массой 545 кг, из которых всего 140 кг приходятся на блок свинцовых батарей емкостью 21 Ач и напряжением 168 В. Поскольку они размещены под полом, центр тяжести получился очень низким - это придало трехколесной машине хорошую устойчивость. Запаса энергии вполне достаточно для пробега в 50-70 км с двумя пассажирами при максимальной скорости 85 км/ч. Такая величина выбрана не случайно: она дает право при необходимости выезжать на автостраду. А в городе разгон до разрешенных в европейских странах 50 км/ч занимает 7 с. Кстати, машинка прошла необходимые тесты на пассивную безопасность. А теперь самое интересное. Стоимость «Сама» 7200 долларов: совсем немного по западным меркам. Полный заряд батарей занимает всего 6 часов, то есть меньше рабочего дня (а за час восполняется 40% емкости), причем для этого достаточно лишь 4 кВт.ч энергии. Это стоит в Швейцарии ровно 1 франк (0,62 доллара), а в Москве обошлось бы в смешные 3 рубля! Напомним: за эти деньги можно проехать до 70 километров. Тут-то и кроется надежда изобретателей на быстрое и широкое распространение их транспортного средства. Сегодня принимаются заявки на бесплатное тестирование всеми желающими 18 первых «Самов», развезенных по городам Швейцарии. Мол, лучше раз прокатиться, чем сто раз прочитать. 1»1Это должно заменить запаску, домкрат и, возможно, баллонный ключ.нуты восстановит потерянное давление - и можно ехать дальше. Удобная новинка экономит в автомобиле 50 л объема и около 18 кг массы, что хоть немного, но снижает расход топлива. А к тому же появляется соблазн не комплектовать авто и... домкратом! «Комфорткит» как штатное оборудование серийных машин появится в 2002 году, а чуть позже его предложат в открытой продаже всем желающим. 1»1