212
РЕМОНТ И СЕРВИСКОНКУРС ЗНаТОКОВЗнай меру!Ответив на задачу № 31 «Тайна старого физика» (ЗР, 2010, № 7), Алексей Сажин из Нижнего Новгорода получает приз – комплект препаратов для обработки двигателя и трансмиссии от НПТК «Супротек».! ПРИЗа  иногда руки к  вечеру просто гудят»? Как видим, ни шины, ни железяки к этому не причастны. Тогда что же после замены приводов смогло внести в  вибрации полный хаос? Вспомним: шарниры защищены резиновыми чехлами, внутри – смазка. Заботливые хозяева закладывают ее побольше. Только ШРУСам это не на пользу! Лишний грамм причиной большого дисбаланса не станет, но если заложить ее сколько влезет, она непременно сползет на одну сторону чехла и  даст тот самый дисбаланс, который с  ростом оборотов еще и  увеличится  – чехол-то эластичен. Вот тогда вибрация закономерна. В  письме Алексея Сажина сказано: «Не  раз менял ШРУСы на  своей «девятке», но  такого у  меня не  было. Могу предположить, что внутрь шарнира заложили слишком много смазки, которая сползла к  одной стороне и  вызывала дисбаланс привода. Биение его через рейку и  шло на  руль...». Действительно, куда поползет разогревшаяся в  поездке смазка (особенно после остановки машины) – дело случая. При  удачном ее распределении вибрации могло не  быть. В  худшем  же варианте излишки смазки могли трясти приводы как бы в унисон – и этим особенно досаждать владельцу. Всем читателям спасибо. Алексея Сажина поздравляем с победой!Напомним, о чем речь. После замены приводов ведущих колес «девятки» владелец столкнулся с загадочным явлением: в иные дни можно хоть весь день ездить – руль не трясет, в другие – руки к вечеру просто гудят.... И  никакой закономерности! Причину явления объяснил соседфизик, старый автолюбитель. Ну  а  после выхода июльского номера примерить на себя роль физиков мы доверили нашим конкурсантам. Некоторые сетуют на то, что условия расплывчаты и  допускают разные толкования. Конечно, школьная задачка, не  требующая аналитического подхода, была бы проще: подставил исходные данные в  уравнение и  решил. Но  наш конкурс – для знатоков автомобиля. Необходимые подсказки в условии есть, а лишние ни к чему. Тем не менее мы получили множество разнообразных ответов. Некоторые довольно поучительны. Напомним, что шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) назвали так потому, что он не  только передает вращение с  ведущего вала на  ведомый при значительных углах перекоса осей, но и обеспечивает равенство угловых скоростей валов. Достигается это конфигурацией канавок, удерживающих шарики, передающие момент, в биссекторной плоскости независимо от угла перекоса осей. В  этом его главное отличие от  карданного шарнира (с  крестовиной), с  которым угловые скорости валов совпадают лишь при их соосности. Но  некоторые читатели выстраивают свои объяснения. По одному из  них в  повороте колёса проходят разные пути, из-за этого «неравномерности работы ШРУСов слева и  справа алгебраически складываются»  – и  вибрации могут в  каких-то пределах изменяться, возникать и  исчезать. Конечно, если хорошо постараться, то даже в работе ШРУСа можно найти какие-то неравномерности. На  практике  же он работает настолько ровно, что этими нюансами можнопренебречь. Вот только по условию задачи иногда вибрации надолго исчезали! Неужели водитель так ни разу никуда и не свернул? А поскольку речь зашла о колебаниях руля, многие, естественно, возвращаются к  разговору о  колесах. Вспоминают, как на  дисках намерзает лед или налипает грязь. Люди в  теме: отлично представляют себе неуравновешенные силы от  дисбаланса колес, их действие на  рулевое управление, характер вибраций. Следующий логичный шаг  – перейти к  ШРУСам и их дисбалансам. Но сравним первые и  вторые. Известно, что основной источник неуравновешенности колеса  – шина, изделие довольно грубое по машиностроительным меркам и  притом массивное. Балансируя колеса, применяют грузики массой от  20 до  200– 300  г, а  порой и  больше, что говорит о весомости проблемы – в буквальном смысле! Если колеса не балансировать, уже на  средних скоростях тряска неминуема. А  точность изготовления ШРУСа неизмеримо выше, чем шины, он компактен, дисбаланс его ничтожен. Вращается он с  оборотами колеса, то есть довольно медленно, и замена изношенного ШРУСа новым, если все сделано правильно, вибраций руля не вызовет. Но  почему тогда «бывает, весь день проездишь  – не  тряхнет ни  разу,Задача № 34ДИНАМИКА ПОЛЕТА Гоняя на старенькой «девятке», Саня постоянно хвалил ее аэродинамику. Капот аллигаторного типа его не смущал: ветер, мол, прижимает эту плоскость, как антикрыло, да еще дополнительно нагружает колеса. Увы, красивая теория рухнула, когда старый фиксатор капота сломался. На скорости за сто капот вздыбился – и так ударил по стеклу, что разнес его вдребезги да и сам – в дугу! Конечно, в гараже об этом долго судачили: скажи, мол, «профессор», куда пропала хваленая прижимная сила?! Кстати, а вы что об этом думаете? Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 октября 2010 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10, или по e-mail: [email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи. Победителя представим в январском номере ЗР, в 2011-м.212 За рулем 10/2010