226
227
БЕЗОПАСНОСТЬПРОЕКТ ЗАКОНА «О ПОЛИЦИИ»Цена вашего мнения«Мнение граждан о деятельности полиции является одним из основных критериев официальной оценки ее работы». Это не из газет, не из публичных выступлений, а строки законопроекта «О полиции», который впервые вынесен на всеобщее обсуждение. И если он станет законом, то начнет действовать уже с 1 января 2011 года. На это обращает внимание Сергей Смирнов.Много толков вызвало пере­ именование милиции в  по­ лицию, но  нас в  этом доку­ менте прежде всего при­ влекло другое  – статьи, определяющие взаимоотношения стражей порядка со  своими согражданами, среди кото­ рых ни много ни мало миллионы авто­ мобилистов. Не секрет, здесь контакты обеих сторон часто протекают в  нерв­ ных условиях случившегося ДТП, когда профессионализм, культура поведения сотрудника ГАИ, его неподкупность должны решать почти все. Как обсто­ ят дела на  самом деле, каждый зна­ ет по собственному опыту. Вот почему наше особое внимание привлекли та­ кие статьи законопроекта, как «Беспри­ страстность», «Открытость и  публич­ ность», «Обеспечение общественного доверия и поддержки граждан». Не все они представлены в  действующем за­ коне. В проекте найдешь, например, та­ кую норму: «Сотрудник полиции при осуществлении служебной деятельно­ сти, а также во внеслужебных отноше­ ниях должен воздерживаться от любых действий, которые могут опорочить его достоинство, вызвать сомнение в  его беспристрастности или подорвать ав­226 За рулем 10/2010торитет полиции». С  вступлением за­ кона в  силу это положение, надо по­ лагать, не  претерпит изменений и  по­ добное станет не  просто аморальным, а  противозаконным  – со  всеми выте­ кающими отсюда последствиями. Мы должны об этом помнить, противосто­ ять этому. Но как?НУЖЕН НАЦИОНАЛЬНЫЙ АВТОКЛУБВернемся к  началу статьи, где сказано, что мнение граждан (нас с  вами) отне­ сено к  критериям официальной оцен­ ки работы полиции. В  проекте зако­ на предусмотрено создание обществен­ ных объединений граждан на  всех уровнях  – федеральном, территориаль­ ном, муниципальном, – которые долж­ ны осуществлять связь с полицией, оце­ нивать ее действия. Но по силам ли та­ кому совету, скажем, районного мас­ штаба разбираться в  проблемах авто­ мобильной жизни? Вряд ли. К  вели­ кому сожалению, мы живем в  услови­ ях, где до сих пор при массовом разма­ хе автомобилизма нет организации, по­ добной национальным автомобиль­ ным клубам на  Западе, которые твер­ до стоят на  страже интересов тех, ктоза рулем. Появись, допустим, в ФРГ за­ конопроект о  дорожной полиции, пер­ вым включился  бы в  его обсуждение ADAC  – Всегерманский автомобиль­ ный клуб. Поверьте, все его замечания были бы досконально изучены и макси­ мально учтены. Пусть это не  покажется не  отно­ сящимся к делу – к обсуждению зако­ нопроекта, но  мы убеждены, что с  его принятием должен на  государствен­ ном уровне встать вопрос о  создании Российского автомобильного клуба, может быть, и с помощью полиции, ко­ торая по  законопроекту должна ока­ зывать поддержку развитию граждан­ ских инициатив в сфере предупрежде­ ния правонарушений и  обеспечения правопорядка. Хотелось  бы услышать по  поводу этого и  мнение читателя. А  пока выскажем несколько частных замечаний по проекту.ВЫВЕСКА НОВАЯ – ХЛОПОТЫ ПРЕЖНИЕВначале все­таки пару слов о  «смене вывески». Идея эта не  нова. Многие из  нас помнят, как в  самых благих це­ лях ГАИ заменили на ГИБДД: дескать, эта аббревиатура раскрывает истин­ ный смысл работы госавтоинспекции и  поможет изменить взаимоотношения водителя и  инспектора в  лучшую сторону. Не сработало… В самом законопроекте, кроме отмеченных выше, не обнаружишь существенных изменений действующего закона. От  «несвойственных функций», о которых не раз шла речь в журнале, документ полицию не  избавляет. Как и сейчас, она, понятное дело, будет регулировать дорожное движение и осуществлять государственный контроль за  соблюдением правил обеспечения его безопасности, наряду с  этим принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, регистрировать их, выдавать водительские удостоверения, а  также осуществлять государственный контроль за  деятельностью организаций, которым доверен обязательный техосмотр транспортных средств, и  участвовать в  нем. Что  же меняется? Наверное, форма будет другой, значок и надпись на  автомобиле. Теперь инспектор станет представляться: «Лейтенант полиции». Правда, должен будет показать служебное удостоверение и объяснить, на  каком основании остановил машину. Этот пункт, однако, снабжен оговоркой: «…кроме случаев, когда это невозможно либо неуместно». Какие случаи полицейские могут посчитать неуместными, документ не разъясняет. Может, фамилия некрасивая? Но  это так, к слову. В наборе функций согласно проекту фактически ничего не  меняется. Разве что технический осмотр поли-цейские сами проводить не будут – им оставлен надзор за  ходом ТО. Такой порядок действует и сейчас: на каждом пункте присутствует офицер с  печатью, который выдает талон, а по существу, определяет «правила игры». За дорожной полицией оставляют и  иные функции, которые ранее правительственная комиссия по  безопасности движения (и  мировая практика!) посчитала избыточными: «водительские» экзамены, регистрация автомототранспорта… Резонно  ли для решения  этих, в  общем, бюрократических задач привлекать высокооплачиваемых офицеров? Попутно отметим, что не  должно быть в  законе и  такого вида деятельности полиции, как «охрана имущества по  договорам», то  есть за  деньги. Полиция не  должна заниматься коммерцией!ВОДИТЕЛИ ПОД КОЛПАКОМуказания – каких. Первое, что напрашивается, – машин начальников, которые по-прежнему будут летать по  встречной полосе, попирая все правила. Еще одно положение в проекте насторожило. С  одной стороны, сказано, что привлекать граждан для помощи полиции сотрудники правоохранительных органов могут только на  добровольных началах, а с другой – в статье, где речь о  правах полицейского, говорится, что машины и средства связи, принадлежащие гражданам, он может использовать «беспрепятственно». Значит, ситуация с  «живым щитом» из  частных автомобилей для задержания преступника может повториться… Это не  единственные замечания. Других касаться сейчас не будем – подождем до принятия закона.КОМУ ДОВЕРЯТ ЖЕЗЛСколько все, включая первых лиц, ни  говорили о  том, что дорожный инспектор не  должен останавливать авто без причины, в  законопроекте это не  нашло отражения. В  статье 13  проекта сказано, что полицейский имеет право останавливать транспортные средства, проверять документы, проводить осмотр автомобилей и  грузов, и ни слова о том, что все это только при нарушении ПДД. Зато в  проекте по-прежнему фигурирует право выдавать разрешения на  установку мигалок и  сирен. Остается догадываться, кому и  в  каком количестве. Сохранился и  пункт о  «сопровождении полицией транспортных средств», причем безИ в  заключение о тех, кто придет исполнять закон. Если те  же сотрудники, которые «забывали» знаки, устраивали ловушки, мздоимствовали, проку не будет. В проекте закона много сказано о серьезных требованиях к тем, кто поступает на  службу. Более того, нам стало известно, что в  рамках реформы МВД с  октября для прохождения переаттестации предполагается вывести за  штат всех сотрудников российской милиции. Теперь многое зависит от  того, кого возьмут в  полицию. Самых принципиальных, подготовленных, молодых – или, как часто водится, удобных, лично преданных и  сговорчивых? Посмотрим и  тоже выскажем мнение.На правах рекламы