192
193
ТЕХНИКАЛИЧНОЕ МНЕНИЕ LADA GRANTAДешево и сердитоПока ее мало кто видел, но все о ней слышали. Новая модель АВТОВАЗа ожидается в конце года: ВАЗ‑2190 «Гранта», итог проекта «Low cost» («лоу кост», низкая стоимость). Как сложится ее судьба, гадает Вячеслав Субботин.ВМЕСТО «ЖИГУЛЕЙ» И «САМАРЫ»Новая машина нужна заводу слов‑ но воздух, ведь дни «жигулей» и  «са‑ мар» сочтены. На  пике ажиотажного спроса в  2008  году иномарки положи‑ ли было продукцию АВТОВАЗа на ло‑ патки. Продажи тольяттинских машин падали, у иностранцев росли. Поэтому тогда активно взялись за новый «Про‑ ект С» и повели разговоры о более де‑ шевом варианте low cost (ВАЗ‑2190) на базе одной из существующих моде‑ лей. По  идее, ВАЗ‑2190 должен стать полноценной заменой «Самаре», «Жи‑ гулям» да и  «Калине». Прародите‑ лем «Гранты» можно считать удешев‑ ленную до  предела версию «Калины» с  дерматиновыми сиденьями. Но  ког‑ да построили прототип, поняли: таким предложением спрос не  поднять  – на‑до менять и внешность, и, видимо, кое‑ что в конструкции. Работу над проектом подхлестнул кризис. Продажи «Калины» (базовое авто для «Гранты») не  просто упали  – рухнули до  уровня около 3000  машин в  месяц. Для завода, рассчитанного на ежемесячный выпуск 18 300 автомо‑ билей (220  тысяч в  год), – катастрофа. Если  бы не  программа утилизации… Но она не вечна. В любом случае сроч‑ но нужно новое предложение для само‑ го привлекательного сегмента рынка!ДОМЫСЛЫ ЗЛОПЫХАТЕЛЕЙКознями дьявола в обвале продаж по‑ волжские менеджеры называли низкие таможенные пошлины на  иностран‑ ные авто. Подняли. Правила про‑ мышленной сборки иностранных ав‑то в  России ужесточили. Но… «тя‑ нут на  дно боль и  грусть»! Хотя за‑ вод, где строят «Калину», самый что ни  на  есть современный. Один толь‑ ко окрасочный цех «Айзенманн» чего стоит! А напольный конвейер, роботы? Да и  чем  же плоха «Калина»  – осно‑ ва будущей «Гранты», серийного авто‑ мобиля‑2011? Кузов – крепче не быва‑ ет. Мощные пороги бульдозер не  со‑ мнет. Подшипники передних ступиц – от танка, ни одна яма их не разрушит, не  то  что у  нежных иномарок. То  же будет и  на  «Гранте». Согласен, и  да‑ же добавлю, что и  конструкторы тол‑ ковые, и  НТЦ с  аэроклиматическим комплексом один из лучших в мире, да и на конвейере трудятся отменные ма‑ стера, не  хуже, чем на  заводах «Фоль‑ ксвагена» или «Ситроена» в  Калуге.192 За рулем 10/2010 «Лада-Гранта», она же ВАЗ-2190, – пока прототип. Но главные цели определены: подальше от «Калины», пониже стартовая цена и значительно выше – в богатой максимальной комплектации.Сомневаюсь, что «Гранта» выручит АВТОВАЗ. Ведь у него есть хорошее начинание – R90. На платформе R90 можно соорудить массу привлекательных моделей от low до maxi и избавиться от порочных схем поставок низкосортных комплектующих. Боюсь, «Гранте» не быть ни дешевой, ни надежной, ни популярной. Впрочем, могу ошибиться, чему буду рад, честное слово.Все правда, только результат, мягко говоря, не впечатляет. То реле залипнет – машина не  заводится, то  подшипник загудит – попался бракованный. Антифриз потек – хомутик не держит, печка не  греет. «Гранта» вряд  ли лишится фирменных черт – попробуй смени поставщика на  нерекомендованного! В крупном бизнесе свои правила. Вот этот бизнес и вопрошает: «калины» не  берут, «приоры» и  «самары» продаются кое-как, на что жить будем? «Low cost  – вот наше спасение», – отвечают маркетологи, искренне не понимающие, зачем в  машине инструмент, если есть мобильник. Нужен новый продукт с  мощным конкурентным преимуществом  – пониженной ценой. «Калину», дискредитировавшую доброе имя, выкорчевать, а  на  ее месте посадить новое «дерево» с  новым  же именем. Отличный ход, опробованный не  одним поколением автопроизводителей. Вот только где взять саженец? Акционер «Рено», кроме универсала «Дачия», более ни на что не соглашается, других и  вовсе нет. Значит, где там наше полено? Выстругаем новое личико, нарастим задок и назовем, допустим, «Березой». Кто опознает родителя? Озвучим цену: от  299  тысяч рублей. Или от  199  тысяч  – не  важно. В  продаже их все равно не  встретить, а цена запомнится. На нее непременно пойдет покупатель. В салоне продавецзлатоуст уговорит его на множество опций, от  кондиционера до  «эксклюзивных» дисков, и  продаст этот low сost в два раза дороже. Вот вам и прибыль.В РАЗДЕВАЛКЕ«Гранту» сооружают на базе «Калины», но у нее больше багажник, иные задняя и передняя части. Ради лучших ездовых качеств, возможно, изменят подвеску: поставят спереди треугольные рычаги, бочкообразные пружины с переменным шагом, стойки амортизаторов наклонят на больший угол. Обратите внимание на фонари: один только с противотуманной секцией, другой с «окошком» заднего хода. Способ удешевить машину? И зачем номер закрепили на бампере, как на «десятке»? Там он пачкается и не читается. Посмотрите, сколько места на крышке багажника!Но это позже, а  сейчас нужно найти резервы удешевления. Зачем легкой машине усилитель руля? Долой его, и  в  кармане уже 7  тысяч. Вместо него рулевой механизм от  «десятки» без усилителя, который нынче некуда пристроить. Можно отказаться от  электростеклоподъемников (полторы тысячи рублей), подголовников на  заднем сиденье (тысяча рублей), тканевую обивку сидений и салона заменить пластмассой и  кожзаменителем (еще тысяча), снять все коврики и  шумоизоляцию (пусть 3  тысячи). Даже если сами сиденья поставить вроде тех, что на  стадионах, больше 15  тысяч не  наскребешь. Ведь не  заменишь  же стартер кривой рукояткой! Ну, отнимем еще часть торговой наценки – и  получим, считаю, минус 30  тысяч от  цены нынешней «Калины».А теперь давайте прибавлять. Для производства понадобится новая оснастка: штампы для стальных деталей, пресс-формы для пластмассовых. Все это стоит немалых денег, а как отбивать затраты, если еще и скидку делать? Кроме того, завтра  же конструкторы предложат улучшить ездовые качества проекта ВАЗ-2190, унаследованные от  «Калины»: посредственные курсовую устойчивость и  управляемость. Значит, новые расходы. И привлекательная цена пала их жертвой. Наш автомобилист стал разборчивым и  свои деньги считать умеет. И  выбор у  него богатый. Продавать «Гранту» за рубеж? Во-первых, вряд ли найдется для нее ниша, а  во-вторых, есть уже продукт с именем Granta – английский журнал о литературе, издающийся еще с XIX века. Вот если бы наша «Гранта» появилась в то время, цены бы ей не было. От редакции. Высказанное мнение, конечно же, не претендует на абсолют. Мы заинтересованы в дискуссии: ждем ваших откликов. И пусть они помогут «Гранте» стать тем, что ждут потребители.За рулем 10/2010 193