208
209
РЕМОНТ И СЕРВИСМАСТЕРСКАЯ УГЛЫ УСТАНОВКИ КОЛЕСТемный уголВ сервисе нередко нарушают технологию регулировки «схода-развала» либо навязывают клиенту ненужные услуги – предупреждает Анатолий Вайсман.После ремонта подвески и рулевого управления с  заменой ответственных деталей автомобиль нуждается в  проверке и  нередко в коррекции углов установки колес. Не каждому мастеру нравится с  ними возиться, особенно если машина старая, крепеж закис и  т.  д. Вот и  заменяют регулировку «обходными технологиями», рассказывая владельцу разные небылицы. Например, объясняют, что, снимая старые наконечники рулевых тяг, внимательно подсчитали число витков резьбы и новые поставили в точности так же, а потому, мол, регулировать незачем. Конечно  же, это неправда. Считать витки можно разве что для первой, прикидочной сборки. Регулировка обязательна! Замена реечного рулевого механизма в сборе с тягами тоже требует последующей регулировки. Нужна регулировка углов при замене деталей или не нужна, подсказывают конструкция машины, здравый ум владельца... и совесть мастераремонтника. Пример: износ шаровых опор постепенно меняет углы, однако, если их за время эксплуатации не  корректировали, замена новыми вернет геометрию в  исходное состояние. Значит, навязывать при этом хозяину «сход-развал» – мошенничество. С  резинометаллическими шарнирами (сайлент-блоками) картина немного иная.  Сайлентблоку конец.  Остатки резины  между втулками погоды  не делают –  железки стучат.  Заметьте,  насколько сместился рычаг  подвески!Но  если по  мере их износа регулировок тоже не  было, установка новых возвращает углы практически в  исходное состояние. Если  же углы выставляли, то  вспомним, что износ резины в  шарнирах очень сильно смещает рычаги, так что с новыми сайлент-блоками колеса могут встать, как на телеге захудалого цыгана. Заменяя рычаги подвески новыми из-за коррозии, опять-таки восстанавливаем исходную геоме геометрию. Но  рычаг, погнутый в  аварии,  – исключение. Он редко страдает в одиночку: тянется металл и других деталей, так что замена одного лишь рычага геометрию машины не восстановит. Замена средней тяги трапеции, рулевого редуктора и маятникового рычага на углы не влияет. Одну железку меняем на  другую, а  их основные размеры регламентированы. Лишь однажды в  моей практике после замены маятника «семерка» стала пожирать резину. Оказалось, «ушло» схождение! Виновница – «левая» сошка, у которой были не те размеры. Часто спрашивают, нужна ли регулировка после снятия и установки передних стоек – например, для замены подшипников ступиц. Логика простая. Если в верхнем креплении не предусмотрена регулировка развала, то после снятия и установки стойки регулировать углы незачем (конечно, если болты крепления поворотного кулака к стойке не трогали!). Это же относится к  верхней опоре и  пружине. С  амортизаторами хитрей. Для  замены съемного амортизатора удаляем верхнюю опору и  пружину стойки, снимаем старый патрон. Ставим в стойку новый – и всё на  свои места! Геометрия сохранена. Если  же амортизатор несъемный, старую стойку в  сборе приходится отсоединять от поворотного кулака, – а после установки новой регулировка обязательна.КАК РЕГУЛИРОВАТЬ  Чтобы хомуты надежно  затягивали разрезную муфту  рулевой тяги,  их зажимы  должны стоять,  как показано:  строго по прорези в муфте.Регулировка развала проста. Со  схождением сложнее: его нужно регулировать, обязательно вращая муфты с обеих сторон, да так, чтобы спица руля оставалась в  горизонтальном положении. Лучше всего перед регулировкой зафиксировать руль. Кстати, у  современных машин при «кривом» руле может некорректно работать система курсовой стабилизации, что влияет на  безопасность движения. Вдобавок перекошенный руль  – некрасиво! Но не раз приходилось видеть, как схождение регулировали, вращая муфту только с  одной стороны. Коль заказчик постеснялся это заметить, слесарьхалтурщик умывает руки!208 За рулем 10/2010   Для движения прямо такое положение руля недопустимо. Если это  результат «трудов» слесаря, регулировавшего схождение, требуйте  исправить ошибку!На современных иномарках кастер и развал заложены в конструкцию и не регулируются. Остается схождение. На наших машинах все три угла требуют периодической корректировки. Регулировка кастера наиболее трудоемка, по  времени часто перекрывает работу с развалом и схождением, вместе взятые, и  требует высокой квалификации мастера. Например, на «жигулях» зимой соляная рапа так цементирует крепления нижних рычагов, что без «огневой поддержки» не  сдвинуть. Но это  риск пожара. Поэтому некоторые сервисы дурят клиента, сводя все к регулировке схождения. Недавно ко  мне обратился владелец ВАЗ-2107 с жалобой на постоянный увод машины. В сервисах его уверяли, что с углами все в порядке. Но на распечатках с  компьютерных стендов я заметил расхождение значений кастера более чем на  полтора градуса! Ясно, делать не  хотели! Да,  машина и  для нас оказалась трудной. Убили на нее полдня, но «неразрешимую» проблему сняли – увод исчез.ЧЕМ МЕРИТЬНекоторые жалуются: выставили, мол, углы на компьютерном стенде, а машина не держит дорогу. Устал объяснять, что дело не в стендах, а в людях. Да, компьютерная техника дает прекрасную картинку, параметры не надо искать по справочникам, все на дисплее, точность  – до  угловой минуты! Большинство клиентов в  восторге, а  для владельца сервиса это важно. Работать на  захудалом оборудовании ему не  к  лицу. Но точность измерений на  обычном оптическом стенде и  на  компьютерном одинаковая, а  первый в  десятки раз дешевле. Как тут не  вспомнить недавний пример! Будучи за рубежом в дилерском центре «Хонды», я не  обнаружил электронного стенда регулировки углов и обратился к мастеру. Тот молча подвел меня к четырехстоечному подъемнику. Я спросил: «А оборудование где?». Мастер указал на стол с мерной штангой. «И это все?» – «А куда больше? – услышал в ответ. – На «хондах» мы регулируем только схождение, а  точность штанги для этого более чем достаточна!»На правах рекламы