МОТОРИЗАЦИЯ и МЕХАНИЗАЦИЯ-ВАЖНЕЙШИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ АРМИЙНа докладе проф. Военной Академии т. Чайковского в Доме ПечатиСПЕРВЯ — два факта из тех многочисленных примеров, которыми иллюстрировал свой доклад т. Чайковский. Во время осады Вердена, на т. н. „крестном пути" к нему, круглые сутки черезкаждыепятьсекундпроходило по одной машин е. Это один из показателей моторизации б. союзных армий. В последнее время Франция в своих колониях искусственно насаждает крупное земледелие, усиленно тракторизует его — своеобразная империалистическая „колл ективизация " , п роводимаядля того чтобы на базебольшого тракторного производства усиливать механизацию своей армии. Характерной особенностью современных армий является их массовость и уснащение всевозможными видами техники. Из прежней науки о войне в целом стратегияпревра ­ тилась теперь в учение о сообщениях. Одним конским и ж.-д. транспортом ни одной державе в империалистическую войну разрешить своих военных задач не удалось. Вначале войны французы имели всего б тыс. автомобилей, немцы еще меньше, а к концу войны на одном западном фронте было уже 300 тыс. авто. В будущейвойне автотрансп ортбудетрешающим . Показательный пример: если бы пришлось заменить на фронте 100 тыс. машин и 200 тыс. людей, понадобилось бы 2 млн. лошадей и один млн. людей их обслуживающих. К тому же, на известных расстояниях (до 300—400 км) автомобиль выгоднее железной дороги. Громадный автопарк современных буржуазных государств(Янглия,например,имеет 1372 тыс. машин, СЯСШ—до 30 млн. машин) дает мощную техническую основу для возможной мобилизации. Роль этого автопарка, однако, с военной точки зрения снижается тем, что в этих государствах подавляющее большинство машин (около 85%)— легковые. Огромное значение в военном делеимеют т. н. в ездеходные шестикопесные и другие машины , к оторыеодинаковопригодныи для хозяйс твенныхцелей . Поэтому англичане субсидируют (в размере одной трети стоимости) приобретение частными лицами шестиколесных машин. Разумеется, основные проблемы автостроения (подсобные производства, кадры, горючее и т. д.) имеют огромное значение и для укрепления обороноспособности страны. Особенно важны две последние проблемы. Так Франция совершенно не имеет собственного горючего и для снабжения своего парка принимает ряд специальных мер. Проблема кадров лучше всего разрешена в Америке, где все умеют управлять машиной. Наш ближайший сосед — Польша сможет выставить в случае войны по мобилизации 6—8 тыс. автомобилистов. Напомнив, что моторизация есть использование двигателя внутреннего сгорания в каче12стве транспортного средства, не связанного органически с боевыми операциями, а при механизации двигатель является участником непосредственного боя, т. Чайковский перешел к главному представителю механизации армиик танку. Каковы основные типы танков? Л егкие — 2 — 2 , 5 тонные танки (танкетки), имеющие 1—2 человека команды и 1—2 пулемета. Представителями этого типа служат танкетки Моррис, Моррис-Мортеля.Явтомитральезы и т. д. Их тактическое использование—разведка и охранение. Т анки сопровождения—б—13-тонные. Команда 2—3 человека, одно орудие и 2—3 пулемета. Представители их—Виккерс, танк инж. Кристи, Рено-Кегресс и др. Танки свободното маневрирован ия — 12—40-тонные. Снабжены орудием, двумя-тремя пулеметами и большим запасом горючего. Их тактическое использование—в самостоя ельных моторизованных группах ис конницей. Т анкипрорыва —40—130 тонн. Их представителями являются танки Виккерса (43 т) и Шнейдера (130 т). Танки выпуска последних лет имеют 2 движителя, т. к. снабжены колесно-гусеничным ходом. Колеса дают им большую оперативную скорость, а гусеницы — большую тактическую подвижность на любой местности. Какие качества характеризуют современный танк? Его наиболее важной способностью является возможностьпередвигатьсяпо значительно-пересеченной местности. Он может проходить рвы в 0,8—5 м, брод глубиной 0,3—1,5 м, преодолевает под'емы в 14—45°, берет препятствия 0.3—1,7 м, сваливает деревья диаметром 0,2—0,8 м. разрушает любое проволочное заграждение, каменные стены до 1 м. Современный танкобладаетсравни ­ тельно большой скоростью движен ия . Если в последние годы войны танки проходили 4—б км в час, то сейчас танк-одиночка дает на дороге 50—60 км. В боевой обстановке, впрочем, скорость танка не превышает 12 км. Танк почти неуязвим для пули винтовки илипулемета (даже бронебойной), т. к. толщина его брони достаточно солидна; лобовая броня его имеет 6—45 см, бортовая—6—25 см, броня крыши—5—20 см. Т анкдействует не толькосвоимиогневымисредствами , но исвоимиударами (своей массой). Наконец, о нпро ­ и зводитбольшоеморальное впечатление на войска противника. Известна паника германской пехоты, отличавшейся, вообще говоря, высокими боевыми качеавами, при первом появлении танков на западном фронте. Особенно большую роль играют танкидлянас . Дело в том, что ни одна