СЕКРЕТЫ ПОБЕДЫ БОРСКОЙ мтсПо распоряжению наркома земледелия т. Яковлева приемка отремонтированных тракторов во всех машинно-тракторных станциях нашего Союза должна была производиться специальными техническими комиссиями. Мне случилось в конце зимы 1933 года работать в одной из таких комиссий в Горьковском крае. В течение нескольких дней мы объехали ближайшие МТС и попали в Борскую машиннотракторную станцию. Пачка актов, которую бережно хранил в своем портфеле наш бригадир, красноречиво свидетельствовала о том, что далеко не все МТС успели подготовить автотракторный парк к посевной. В одном из актов указывалось: «Ремонт тракторов проведен плохо». В другом говорилось: «Работники МТС к ремонту относятся наплевательски». После целого дня, проведенного в Борской МТС, и после того как все машины были опробованы, мы сели за составление акта в кабинете директора МТС. —• Да что же тут писать,—говорит наш бригадир т. Виноградов,—только три слова: «тракторы отремонтированы хорошо». Действительно, из всех отремонтированных тракторов не было ни одного, который работал бы плохо и имел дефекты. Все машины были отремонтированы отлично и не только отремонтированы, но и собраны так хорошо, что ни течи воды, ни пропуска газов, ни отсутствия даже. второстепенных болтов и гаек не было. Пока работники нашей бригады составляли акт, я разговорился с техническим руководителем МТС—механиком т. Михеевым. — В чем секрет успеха вашей работы? Как вы добились того, что все тракторы, выпущенные вами из ремонта, действуют отлично? — В начале февраля 1933 г.,—отвечал т. Михеев, —мы в нашей МТС закончили ремонт агрегатов и приступили к сборке. Первые два трактора имели много дефектов. При испытаниях эти дефекты были обнаружены, и всем сразу стало ясно, что если все машины будут так же плохо работать во вргмя весеннего сева, то это неизбежно приведет к срыву программы полевых работ. Вечером в тот же день собрал нас, рабочих мастерской, директор и говорит: «Что же это такое значит, ребята? Почему ты, т. Михеев, не следил за сборкой?»—обращается он ко мне. На такой вопрос ответить можно только делом. И вот поэтому на другой день я пришел в мастерскую раньше всех, собрал инструмент, осмотрел его. Выяснилось, что многие из молотков имеют поломанные ручки, погнутые зубила, ключи имеют неправильную форму. Осмотрел ящики собранных верстаков. Ни в одном из них не оказалось нужных для сборки материалов и мелких частей. Когда пришли рабочие, я выделил кузнеца и слесаря на ремонт инструмента. Маляру поручил заготовить сурик, вырезать из войлока прокладки и из пеньки изготовить сальники. На складе у нас было много лома, старых непригодных частей. Мы сняли с них гайки, болты, шайбы. Через три дня у нас в мастерской было все необходимое для сборки. Поэтому и качество работы стало лучше. Бывало, понадобится рабочему ключ, а ключа под рукой нет. Вот он поищет, поищет, возьмет ключ большего размера ис помощью этого ключа и отвертки затянет кое-как гайку. Или другой пример: для того, чтобы произвести соединение двугх агрегатов, нужно, скажем, немного сурика, сальник и пара болтов, а этого нет. Тогда рабочий поневоле начинает рассуждать так, что, мол, не беда, если без таких «пустяков» произвести сборку. А тут глядишь—части грязные да прокладка порвана. Вот и выходит, что после такой сборки из трактора, как из решета, течет, стреляет он, дребезжит и для работы совершенно непригоден. Сам я тогда в МТС был человеком новым, раньше работал на заводе, и думалось мне, раз, мол, рабочие не спрашивают, как и что нужно делать,—значит все обстоит хорошо. Они там тракторы собирают, а яв другом конце мастерской ремонтирую сложные части. Это значит инструктажа не было. Когда же мы обеспечили сборку инструментом, материалами и частями, дефектов стало значительно меньше. К тому же я сам стал вникать во все детали. Собираемые части стали промывать. Ведь грязь, попавшая внутрь машины, увеличивает износ, к тому же она мешает правильной подтяжке креплений. Если я видел, что промывка не производится, то требовал, чтобы собранную группу деталей разобрали и произвели промывку. Очень Еажное значение при сборке имеет правильная затяжка болтов и гаек. Если, например, при установке головки блока мотора производить подтяжку поочередно каждого болта доотказа, то получится перекос, вследствие чего будут пропуски газов через прокладку, может даже получиться трещина в головке. То же надо сказать и про другие крепления. Когда одна часть к другой крепится несколь-Гребеновская МС Харьковской области получила чеТ тыре новых трактора ХТЗ. На снимке — опробование полученных тракторовФ ото Гавриленко ( С оюзфото )