о тоцЯ живу в сельской местности, имею мотоцикл М-72. По бездорожью ездить на нем очень трудно. Прошу объяснить, к ак сделать колесо коляски мотоцикла ведущим. В. Амурская область. БЕСКРОВНЫЙ. М отоцикл стал надежнымпомощни ­ к омтружеников сельского хозяйства — председателей колхозов, бригадиров, агрономов, зоотехников. Для села, где иногда приходится ездить по бездо ­ р ожью , машина должна иметь повышенную проходимость. Это качество может дать ей привод на колесо коляски. ла с коляской). Этот момент вызывает появление на каждом колесе реакций — боковых сил Уц , Ух , Уц . Многочисленные исследования и практика показывают, что при наличии боко ­ вой силы колесо с эластичной шиной движется под некоторым углом к плоскости вращения (боковой увод). К роме того, сопротивление качению при этом значительно возрастает. Таким образом , д вижение заднего и колясочного колес будет направлено под углом, 'влево от продольной оси мото ­ цикла, а переднее будет отклоняться вправо (увод колеса в сторону имеет направление, противоположное боковым реакциям дороги). Ясно, что вэтом случае мотоцикл даже при прямо установ-клтакие дороги при обычной эксплуатации мотоциклов составляют не менее 80 процентов) блокированный привод отключается. Это делается потому, что при движении двух сблокированных колес на них появляются значительные тангенциальные и боковые силы. Из-за этого не только ухудшается управляемость, но и увеличивается расход топлива и износ шин. Вторым типом привода на колесо ко ­ ляски является дифференциальный. Это, пожалуй, наиболее эффективная и проверенная схема (рис. 3). Д ифферен ­ циал, установленный в главной переда ­ че мотоцикла, распределяет втребуе ­ мом соотношении крутящий момент междузадними колясочным колесами.П ОВЫШЕННОЙК аждому мотоциклисту известно, что если на мотоцикле с коляской не предусмотреть специальной установки ко ­ лес («сход» и «наклон»), то его «тянет» в сторону коляски. Ч ем больше дорож ­ ное сопротивление, т ем увод в сторону коляски становится сильнее: на тяжелых дорогах не помогает и установка колес. Д ля сохранения прямолинейного движе ­ ния водителю приходится поворачивать руль влево. Рассмотрим схему движения мотоцикла с коляской (рис. 1). П, Э иК — соответственно переднее , з аднееи колясочное колеса. С — центр тяжести мотоцикла, Pai — с вободная тяговая сила на заднемведущем колесе, Р^к и Pfn — с илы сопротивления качению Рис. 1. Силы, действующие на колеса мотоцикла во время его движения. ленных колесах и неповернутом руле будет поворачивать вправо. Д ля сохранения прямолинейного движения руль приходится несколько поворачивать влево. Это особенно заметно на тяжелых дорогах, поскольку там сопротивление качению колена коляски больше, а значит, больше и поворачивающий мо ­ мент. Д ля компенсирования его инужен «сход» и «наклон». О днако поскольку боковой увод ко ­ лес сохраняется, сопротивление движе ­ нию мотоцикла остается завышенным, д аже если «выворачивающий» м омент на руле не ощущается совсем. Что же необходимо сделать, чтобы полностью устранить его? Боковой увод колес будет отсутствовать, если не будет боковых сил, вызванных «поворачивающим» м оментом от сопротивления качению колеса коляски. М оментже этот исчезнет вместе с исчезновением силы сопротивления PfKЭто станет возможным только тогда, когда колесо коляски будет ведущим . Вполне справедливо поставить вопрос: к акую конструкцию привода лучше всего выбрать, чтобы он был наиболее эффективен ис точки зрения повышения проходимости, и с точки зрения уменьшения расхода топлива? Простота устройства и дешевизна тоже , конечно, играют роль. Рассмотрим различные конструктивные схемы приводов. Наиболее простым является блокированный (рис. 2). З аднее колесо при помощифрикцион ­ ной или кулачковой муфты жесткосое ­ диняется сколесом коляски посредством поперечного карданного вала. Нажатие педали водителя — и привод включен; колесо коляски стало ведущим. Стоимость такого привода составляет не более 7 процентов от стоимости мо ­ тоцикла К-750. Н а хороших дорогах (аРис. 2. Б локированный привод на колесо коляски : 1 — кулачковая или фрикционнаямуфта ; 2 — колесо коляски; 3 — педаль включения привода; 4 — к арданныйшарнир ; 5 — к арданный вал; 6 — заднее колесо мотоцикла; 7 — з адняя передача. П рипередаточном числе дифференциа ­ ла, равном отношению веса, п риходяще ­ гося на заднееипереднее колеса, к весу, п риходящемуся на колясочное, б о ­ ковые силы на колесах полностью отсутствуют. В этом случае при эксплуатации мотоцикла на 'всех дорогах значительно снижается расход топлива, уменьшается износ шин, не требуется специальная установка колес. Небольшие боковые силы на колесах появляются только в случае несоответствия нагрузки мотоцикла передаточному числу дифференциала. Но у этого типа привода есть недо ­ статки. О н стоит значительно больше блокированного (не менее 15 процентов от стоимости мотоцикла К-750). Н епри ­ ятным является и то, что для его установки на мотоцикл К-750 необходимо заменить рычаг подвески заднего коле -колясочного и переднего колес. И з схемы видно, что сопротивление качению колеса коляски создает момент, поворачивающий мотоцикл по часовой стрелке: bkn — Prk В (где В — колея мотоцик-ПРОХОДИост