ИИМВ-ДЬИВтаЯ КМИЖНДЯ U итатели привыклик марке «Авто• т рансиздат » на книгахи брошюр ах для автомобилистов. С нынешнего года эту литературу — учебники и учебные пособия для студентов вузов и техникумов, учебники для кадров массовых профессий, производственно-технические издания для инженерно-технических работников, механиков, мастеров и рабочих, учебные и производственные плакаты, р азличные справочники — выпускает новое, объединенное издательство «Транспорт». Б ольшим спросом пользуется «Учебник шофера третьего класса» (авторы Г. Е. Нагула, В. С. Калисский, А. И. Манзон). В 1964 году на прилавках появится новое издание его, соответствующее нов ым программам. Для шоферов , механиков и ремонтнообслуживающих рабочих автохозяйств представят интерес книги инженеров А. А. З убарева «Регулировка автомобиля ЗИЛ-130» и А. Г. Никитина «Регулировка автомобилей «Волга» и «Чайка». Авторы объясняютпричины , в ызывающие необходимость регулировки механизмов и приборов автомобилей, предупреждают о последствиях несвоевременной регулировки. В книгахпоказана наиболее целес ообразная последовательность выполнения операций по эксплуатационной регулировке приборов, механизмов и агрегатов. На шоферови механиков рассчитана также книга инженеров Г. К. Смушкевича и С. С. Ш ефера «Микроавтобус РАФ-977 «Латвия». В серии «Библиотека шофера » выйдет книга кандидата технических наук Б. Ф. Конева «Как экономить бензин при эксплуатации автомобиля», в серии «Научно-популярная библиотека автомобилиста» — б рошюры кандидата технич ескихнаук В. А. Иларионова «Динамичность автомобиля» и инженера Г. С. Кутикова «Техническое обслуживание автомобиля». В. А. Иларионов в популярной формерассказываето движении автомобиля и силах сопротивления движению, на основе мощностного баланса определяет характердвижениявразличных дорожных условиях, а по динамической характ еристике оценивает динамические качества автомобиля при равномерном движ ениии разгоне. В нынешнем году будет продолжена и Другая традиционная серия — «Опыт новаторов автомобильного транспорта». Н. И. Болотников расскажето бригаде шоферов С. П. Шумилина (Каширское автохозяйство Московской области); И. И. Мальцев, А. В. Песенко и В. Д. Кучеренко опишут опыт бригады коммунистического труда, возглавляемой шофером В. А. Калиниченко (Таганрогская автоколонна № 1192). Б рошюра Н. Н. Макарова посвящена Герою Социалистического Труда шоферу М. И. Приставке. Продолжится выпуск памяток по технике безопасности. Здесь будут учтены интересы шоферов самосвалов (автор М. А. Вавилов) и газобаллонных автомобилей (автор В. А. Дасковский), шиномонтажников (Р. К. Гордон) и ряда других профессий. Есть тема, одинаково близкая всем аЕ'томобилистам, — безопасность движения. А. В. Шумов рассматривает условия движения в темное время суток, влияние этих условий и технического состояния осветительных приборов автомобилей на возможность дорожных происшествий. Брошюра называется «Безопасность ДЕИж ення автомобилей ночью». Она рассчитана на шоферов, общественных инспекторов, членов общественных комиссий технического контроля, сотрудников госавтоинспекции и отделов регулирования уличного движения. Для индивидуальных владельцев автомобилей, шоферов и ремонтно-обслужив ающих рабочих гаражейи станций технического обслуживания предназначаются книги «Автомобиль ЗАЗ-965 «Запорожец» (инженер Г. Н. Сархошьян и др.) и «Ремонт автомобилей «Москвич» (инж енеры В. С. Гурман и Ю. А. Хальфан). В первой из них описывается устройство и конструктивные особенности «Запорожца», приводятся сведения по техническому обслуживанию и ремонту, применяемым при этом оборудовании приспособлениям, инструментам и материалам. Вторая — это исправленное и дополненное издание, в котором приводится характеристика основных неполадок, возникающих в процессе эксплуатации «Москвича-407», описываются способы определения технического состояния и потребности в ремонте. Авторы предлагают порядок и методику выполнения разборочно-сборочных и регулировочныхПОЛИ.ДИЗДАТЕЛЬСТВО «ТРАНСПОРТ»автомобилистамработ с заменой изношенных деталей, излагают .сведения, необходимые для определения годности деталей при текущем и капитальном ремонтах, а также рекомендации по ремонту деталей. О новых шинахрасскажетв своей брошюре «Автомобильные шины типа Ри PC» кандидат технических наук В. И. Кнороз. По экономике автомобильного транспорта намечено издать книгу кандидата экономических наук 3. И. Аксеновой «Вопросы экономики перевозки грузов», справочное пособие «Таблицы для начисл ения заработной платы шоферов» (составители М. И. Корф, М. Г. Файбусович и П. Д. Фролов), справочник «Нормы расхода топлива для автомобилей» (составители кандидат технических наук А. М. Шейнин и инженер М. И. Борисов), справочник по объемным весам грузов (инж енер Б. Ф. Найденов). Уже несколько лет выпускаются серии красочных плакатов — «Предупреждение аварийности на автомобильном транспорте», «Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей» и «Техника безопасности при эксплуатации автомобилей». Они пользуются неизменной популярностью, и п этом году издание их будет продолжено. Для тех. кто работает на новых минских автомобилях МАЗ-500 и МАЗ-503, планируется серия плакатов в двух частях. В нынешнем году выйдет первая часть — «Двигатель ЯМЗ-236» (инженеры Б. В. Ершов и М. В. Залетаев). Эти плак аты предназначены для автомобильнод орожных техникумов, курсов и школ по подготовке и переподготовке шоферови автомехаников. В. КЛЕН НИ КОВ.В ЫШЛИМ аршак С, Ш ашковский Г. Регулировка автомобилей «Москвич». Автотрансиздат. 10 тыс. экз. 18 коп. В брошюре даны основные сведения по проверке и регулировке механизмов автомобилей «Москвич» моделей 402 и 407, своевременное выполнение котор ых позволяет обеспечить постоянную техническую гот овность автомобилей, увеличить срок их службы, у меньшить расход топлива исмазочных материалов. Рассмотрены причины, в ызывающие необходимость регулировки механизмов автомобилей, у казаны приемы и наиболее целесообразная последовательность выполн ения операций. Таненгольц Л. Неисправности в электрооборудовании автомобилей. Изд. 2, исправленное и дополненное. Воениздат. 69 тыс. экз. 59 коп. В отличие от первого издания, где рассматривались лишь простейшие способы обнаружения неисправностей в электрооборудовании автомобилей, во втором издании даны описание стендов и приборов для проверки якорей генераторов и стартеров, зажигания, свечей. Пособие иллюстрировано развернутыми схемами электрооборудования автомобилей различных марок. Кроме того, в нем приведен справочный материал по автомобилям.ВСВЕТ:Мухин П., Б уте нк о Д., С вятненко В., Я рмак В. Мотоцикл К-750В. Воениздат. 53 тыс. экз. 56 коп. Книга предназначена для желающих изучить устройство и порядок обслуживания мотоцикла. В книге рассматриваются общее устройство и технич ескаяхарактеристика мотоцикла, силовая установка, силовая передача, экипажная часть, м еханизмы управления и электрооборудование. Кроме того, разбир аются вопросы вождения, технического обслуживания и особенности эксплуатации мотоцикла в летних и зимних условиях. Сеничкин Г., С ени чк ин А. Двигатель в пути. Изд-во ДОСААФ. 50 тыс. экз. 12 коп. В брошюре приводятся общие сведения об автомоб ильныхдвигателях жидкостного и воздушного охлаждения и их основных параметрах: мощности, степени сжатия, удельном расходовании топлива, литровой мощности и др. Даются советы по запуску и прогреву двигателя, троганию автомобиля с места, выбору режима при различных видах движения . Приводятся способы устран ениянеисправностей автомобильного двигателя в пути, даются советы по повыш ению срока службы двигателя.-д.двигатели, созданные на базе мотоциклетных, когда несколько цилиндров объединяют в один блок с общим коленчатым валом, при этом ось его иногда располагают перпендикулярно продольной оси автомобиля. На рисунке показана схема шасси с поперечным расположением двигателя такого типа. Следует отметить, что размещение двигателя сзади получает все большее распространение на автомобилях всех типов. Это приводит к тому, что по общей конструктивной компоновке гоночные автомобили всех формул сближаются. Такое сближение стало возможным также и потому, что разница в габаритах и весе между двигателями стала относительно небольшой. М ожно наметить некоторые общиенаправления, характерные для всех гоночных автомобилей последних моделей. К ним следует отнести снижение габаритной высоты и «изкое расположение центра тяжести, плавное понижение передней части кузова автомобиля, обеспечивающее хорошую обтекаемость и обзорность, применение подвесок облегченного типа, позволяющих снизить вес неподрессоренных масс, широкое внедрение дисковых тормозов. Ближайшие задачи наших конструкторов и спортсменов заключаются в создании новых, совершенных компоновок гоночных автомобилей, и прежде всего наиболее перспективной в создавшихся условиях II формулы. Самое серьезное внимание следует обратитьна снижение собственного веса и габаритной высоты автомобилей. Нужно, чтобы конструкторские отделы автозаводов и НАМИ разработали новые образцы двигателей для автомобилей II формулы и способы подготовки серийных двигателей для автомобилей свободной формулы. Только при сочетании мощного двигателя с рациональной общей компоновкой автомобиля станет возможным создание моделей гоночных автомобилей, способных к достижению высоких результатов. А. САБИНИН, председатель технической комиссии Федерации автомобильного спорта СССР.27