«ЗОЛОТОЙж е заметно смеркалось, когда я, почти не рассчитывая, что кого нибудь застану, вошел в небольшой чистый двор Белевского автомотоклуба. У раскрытых ворот гаража стояли учебные автомобили, возле которых о чем-то совещались люди. На них были одинаковые комбинезоны. Но начальника автомотоклуба — Анатолия Степановича Ушмаева — я угадал среди них сразу. В этом плотном, широкоплечем, уже немолодом человеке с добрым и строгим взглядом чувствовался педагог. Приступая к расспросам, я надеялся с первых слов добраться до главного — «секрета», который обеспечил коллективу высокие показатели. Знал я немногое: клуб восемь лет подряд занимает первое место среди автомотоклубов Тульской области, награжден семью грамотами обкома ДОСААФ , грамотой и Почетным знаком ЦК ДОСААФ СССР. В деталях рассчитывал разобраться потом. Но в ответ на мои «общие» вопросы Анатолий Степанович только добродушно улыбался в свои светлые усы и твердил одно: — Хвалиться особенно нечем... Работаем и все... Что скрывалось за этими слишком уж неопределенными словами? ...На какое-то время я решил сделаться «членом клуба» и зажить его напряженной, интересной жизнью. Вместе с учащимися—молодыми ребятами, без памяти влюбленными в автомобили и мотоциклы, регулярно приходил на занятия, садился за учебный стол, слушал преподавателей, изучал механизмы, агрегаты автомобилей, старательно переставляя на макетах сложных перекрестков игрушечные грузовички, «Москви-Уключик»Репортаж из автомотоклубачи», «Волги». Кстати, все эти пособия сделаны руками преподавателей и учащихся, сделаны добротно, с творческой выдумкой, красиво. Час за часом, день за днем в журналистском блокноте накапливались впечатления, факты. Прежде всего бросились в глаза безукоризненная' дисциплина, образцовый порядок на уроках. Воспроизведу небольшую картинку одного дня. ...Раннее утро. Стайками собираются ребята — молодые колхозники, рабочие совхозов, — спорят, шутят. Но вот звонок, и наступает тишина. Сегодня теоретические занятия. Ведет -их инженеринструктор И. Н. Новиков. Он рассказывает о системе питания карбюраторных двигателей. Речь его яркая, образная. Запечатлелся еще один штрих — стремление преподавателя дать курсанту как можно больше самостоятельности: в решении ли задач по безопасности движения, или в ответах по устройству автомобиля. Эта сторона в методике преподавания характерна не только для И. Н. Новикова, но и для другихпреподавателей. Убедиться в этом мне пришлось не раз. Вечером того зке дня проходили до ­ полнительные занятия. Здесь ребята упражнялись на тренажерах, производили разводку транспорта, преимущественно самостоятельно — преподаватель вмешивался лишь тогда, когда возникали не разрешимые без его участия споры. В мастерских во время разборочносборочных работ, на техобслуживании, в кабине автомобиля на занятиях по практическому вождению инструктор старается быть как бы незаметным. Я испытал это на себе, сев за руль учебного «газика» к инструктору А. Ф . Орехову. 8 то время, когда, петляя по улицам города, я все делал правильно, инструктор словно отсутствовал. Но вот остановка. Потом снова движение. Я включил передачу и стал отпускать педаль сцепления. Машина не дрогнула. Перевел глаза на инструктора. — Что-нибудь не так? — Подумайте сами... Спохватившись, подал сигнал троганья с места, щелкнув указателем поворота, и только тогда машина плавно двинулась по улице. Наблюдал яи за тем, как Алексей Федорович Орехов «возил» других обучающихся. Никакой суеты, лишних движений, никаких «накачек» и «проработок» за промахи. Так создается атмосфера уверенности. Позднее я узнал: Орехов сам несколько лет назад окончил этот же автомотоклуб. Может быть, поэтому ему близки и понятны волнения, переживания людей, впервые берущихся за руль. В неразрывной связи с обучением идет воспитательный процесс. Мне пришлось побывать на беседах о международном положении и на одной весьма примечательной встрече — с Героема сима еще не хочет расставаться со своими правами, а нам уже видятся нивы, слышится шум лесов, морской прибой. Все, кому предстоят важные дела летом, думают об этом уже сейчас. Среди них — авто- и мототуристы. Ведь лето и осень не только пора напряжен ­ ного труда хлеборобов, р азгар строительства, это ивремя отдыха миллионов людей. Путешествующих на колесах становится все больше. Дороги их лежат чер ез параллели и меридианы, а на дорогах не только ноЕЫе впечатления и встречи с тем, что мило памяти. С дорогами связаны различного рода проблемы: к ак выбрать маршрут, где зап равлять автомобиль или мотоцикл, остановиться на ночлег, где обосноваться на более долгий срок, к ак застрахов аться от вынужденных остановок, а паче чаяния случится поломка — где получить помощь? Поскольку автомототуризм ужевышелиз стадии «кустарничества», то, естественно, проблемы надо решатьв организованном порядке, в широком масштабе. Исходя из этих соображений, редакция журнала «За рулем» пригласила для обмена мнениями руководителей секций автомототуризма нескольких республик и областей. Первым взял слово ответственный секретарь секции автомобильно-мотоциклетного туризма Центрального совет а по туризму ВЦСПС П. Р азживин . Он педчеркнул, что строительство кемпингов и пансионатов и передача их советам по туризму, руководимым профсою зными организациями, к ак это сделано в РСФСР, о ткрыли большие возможности для улучшения дела. Появились, т акимг остяхвождению и ралли (по упрощенной программе). Немало интересного иукиевлян . Секц ияс .помощью СЕюего актива разрабат ываетмаршрутыи обеспечивает подробным ихописанием туристов израз ­ н ых мест, помогает составить план путешествия, в ыбрать место отдыха, организует техническую консультацию, комплектует туристские группы . Во многих городах и областях секции только еще становятся на ноги. Перед ними, естественно, в озникает вопрос: с чего начать, к ак сколотить актив, к акие наметить мероприятия на первое время? О первыхшагах говорили заместитель председателя автомотосекции при Воронежском областном совете потуризму Д. Куно и председатель секции автомототуризма Чувашского областного совета по туризму И. Яковлев. Пережила «детские болезни» и секция автомототуризма Челябинского городского клуба туристов, которую представлял на совещании ее председатель И. Усольцев. Начали здесь с составления плана. Летом вывесилиафишио том, что организуется выезд. А желающ их собралось мало. Сделали вывод: лучше не гнаться за масштабами, а создать секции на предприятиях, к ак следует продумать местные маршрутык живописным озерам Южного Урала и подробно описать их, разработать маршруты на 4—6 дней до крупныхуральских городов. И дело пошло на лад. Чем может помочь ворганизации тур изма журнал? Автомототуризм прежде всего связанс техникой. Поэтому для туристов нужны материалы, публикуемые под рубриками «Клуб «Автолюбитель», «СОЕ^ТЫ быва-Зобразом, опорные пункты, к которым можно «привязыЕ'ать» м аршруты , созданы и общественные организации, способные ихразрабатывать . А как было бы хорошо, если туристов на дорогах встречали бы выездные бюро (от кемпингов и пансионатов) на машинах , если здесь же можно было бы получить и техническую помощь, и консультацию, и информацию . Такие бюро могут действовать как на хозрасчетных, т аки на общественных началах. Секции автомототуризма при клубах туристов и автомотоклубах — б ольшая сила, способная помочь путешествующ им на колесах с пользой и интересно провести отдых. Это 1 единодушное мнение всех участникоЕ совещания подкрепляется практическим опытом работы Ленинградского клуба автомототуристов, к оторый представлял член президиума и совета клуба Н. Будников, и секции автомототуризма Киевского автомотоклуба ДОСААФ, от лица которой выступал председатель секции автомототуризма республиканского совета по туризму Е. Ерошевич. Ленинградцы широко проводят «походы» выходного дня. В 1963 году в них участвовало 2067 человек на 736 машинах . Не меньшим успехом у них пользуются дальние поездки. Клуб применил и новую форму — организоЕ'ал 50 агитпоходов, получивших одобрение на селе, где автомобилисты выступали слекциями , докладами, беседами, давали концерты самодеятельности. Получили пользу от этого и туристы. Они ближе познакомились сжизнью села. Интерес автомобилистов к походам еще более повысился, когда в пути стали проводить соревнования по фигурному22