программу III Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта наряду с другими видами автомобильных соревнований входит и ралли. Спортсмены хорошо знают, что успех в соревнованиях в значительной мере зависит от правильной подготовки двигателя. Какие же требования предъявляются к нему? Главное — высокая надежность. Она достигается тщательной сборкой, регулировкой и обкаткой. Как показывает опыт, обкатку можно считать достаточной после пробега 810 тысяч километров, если трасса соревнований проходит по горной или сильно пересеченной местности, и 6—8 тысяч километров для менее трудных дорог. При сборке головки цилиндров рекомендуется предварительно подобрать комплектно клапаны, сухарики и тарелки. Важно проверить, нет ли люфтов и плотна ли посадка тарелок на сухарики. Показателем равноценности клапанных пружин в некоторой степени может служить одинаковая их высота в свободном состоянии. Д о сборки клапанов нужно поправить фаски на торцах их стержней для того, чтобы наконечники касались торцов плоскостью, а не кольцевой галтелью. В противном случае возможна поломка наконечников. Их рабочие поверхности, на которые опираются винты коромы ­ сел, необходимо притереть. А теперь об изменениях в конструкции двигателя, целесообразных для выступления в классе серийных легковых автомобилей до 1600 см3 . Перед соревнованиями снимите головку цилиндров, удалите нагар и при необходимости притрите клапаны. Удаление нагара повышает мощность двигателя на 1—2 л. с. Собрав головку цилиндров с клапанами, проверьте объем камер сгорания. Для этого вверните свечи зажигания. Затем, нанося жирный слой солидола поочередно вокруг каждой камеры сгорания, накройте ее стеклом размером 60X80 мм, оставив напротив свечи маленькое отверстие, через которое будете заливать из мензурки воду. При стандартной прокладке головки и номинальных размерах цилиндров меж ­ ду объемом камеры сгорания и расчетной степенью сжатия должна быть зависимость, приведенная в таблице. При этом надо помнить, что уменьшеВние высоты головки на 1мм сократит 3 объем камеры примерно на 3,5 см . Высота головки цилиндров серийного «Москвича-407» равна 95-0,46 мм . Уменьшение этого размера сверх допуска приведет к тому, что автомобиль окажется вдругом классе (улучшенных машин). Объем Объем камеры Степень камеры сгорания сжатия сгорания, 3 а см см 8,52 43,1 38,1 39,1 8,37 44,1 40,1 8,20 45.1 41,1 8,06 46,1 42,1 7,91 47.1 Итак далее. Степень сжатия 7,78 7,64 7,52 7,39 7,28БФ-2 или бакелитовом лаке прозрачную резьбовую пробку с прокладкой (рис. 5). Спилите выступающую внутрь камеры часть пробки, а торцы ее отполируйте. При сборке вновь изготовленных регулирующих элементов винт главного топливного жиклера отвертывают (из положения, когда он завернут до конца) на два оборота, винт главного воздуш3 ного жиклера — на Д оборота, винт воздушного жиклера холостого хода — на один-полтора оборота и винт 7 регулировки качества смеси на холостых оборотах — на полтора>-два оборота. Окончательную регулировку карбюра-/234Желательно углубить искровой промежуток свечей на 2ммв камеру сгорания за счет более тонкой прокладки или же установить свечи с выступающими электродами. В этом случае улучшается бесперебойность зажигания. Для двигателей со стандартной степенью сжатия (7,0) могут быть применены свечи All У, А13Б, А9Б и другие. Стандартный карбюратор К-59 не удовлетворяет требованиям ралли. Но его можно улучшить (рис. 1). Как этого добиться? Прежде всего удалите экономжиклер 10, затем увеличьте диаметр калиброванного отверстия главного топливного жиклера 8 до 2 мм. Для гибкой регулировки карбюратора взамен главного воздушного жиклера 2и воздушного жиклера 3 системы холостого хода поставьте регулируемые жик ­ леры (они представлены на рисунках 2, 3 и 4). В воздушной заслонке I (см. рис. 1) вырежьте паз так, чтобы она не задевала регулируемый жиклер 2 (или же переставьте ее выше, во впускную трубу, заглушив отверстия для оси в верхней части корпуса карбюратора). Вместо резьбовой пробки канала главного топливного жиклера 9 установите изготовленные заново корпус, иглу, крышку и сальник (рис. 2), а лучше используйте эти детали от карбюраторов К-22, несколько изменив корпус. Д ля . к онтроля за уровнем топлива в поплавковой камере на расстоянии 22 ±1 мм от плоскости разъема просверлите1 отверстие, нарежьте резьбу Ml0X1и поставьте туда на клее5 678Рис . 1. Карбюратор К-59 ( к ружкамиотмечены детали, подлежащие замене или переделке). тора совместите с регулировкой угла опережения зажигания при дорожных 'Испытаниях на мерном километровом участке. Помните при этом, что главный топливный жиклер определяет расход топлива главной дозирующей системой. При завертывании его регулировочной иглы обедняется смесь на высоких и средних оборотах, а при отвертыванииобогащается. Главный воздушный жиклер служит для торможения топлива, поступающего в двигатель через главную дозирую ­ щую систему. Уменьшая его проходное сечение (завертывая регулировочный винт), вы обогащаете смесь при работе двигателя на нагрузочных режимах, а увеличивая (отвертывая винт) — обедняете ее. Через воздушный жиклер системы холостого хода к топливу, фонтанирующему на малых оборотах из топливного жиклера 4 (см. рис. 1), подмешивается воздух. Образующаяся в результате этого топливо-воздушная эмульсия поступает в двигатель через выводные отверстия 6 или 5 системы холостого хода. Следовательно, при работе двигателя на малых оборотах холостого хода (когдаГ ОТОВИМ „ М ОСКВИ Ч" н РАЛЛИ дроссель почти полностью прикрыт) з а ­ вертывание регулировочной иглы возд ушногожиклёраобогащает смесь, а отвертывание — о бедняетее . П риработе на нагрузочных режимах воздух через воздушный жиклер системы холостого хода поступает к распылителю главной дозирующей системы. Действие егоприэтомне имеет суще ­ ственного значения — п роходноесече ­ ние топливного жиклера 4, р асположен ­ ного на пути воздуха к распылителю, значительно меньше , ч ем суммарное сечение отверстий 6, 5 ивоздушногожиклера3 . "Из практики известно, что изменением сеч'ения жиклера3можно устранить часто наблюдаемый «провал» в работе двигателя припереходесма ­ лых оборотов холостого хода на сред ­ ние. Ф ункции винта 7, р егулирующего количество эмульсии, поступающей в двигатель на малых оборотах холостого хода, после модернизации карбюратора не изменяются. О твер ­ тывая винт, вы обогащаете , а за ­ вертывая — о бедняете смесь. Н оза ­ т она несколько более высоких обо ­ ротах, когда взонемаксимальногораз ­ р ежения оказывается верхнее выходное отверстие 5, ч ерезнижнее отверстие, сечение которого регулируется винтом 7, к эмульсии добавляется воздух. Иными словами, п ри отвертывании винта смесь на переходных оборотах обедняется, а при завертывании — о бо ­ гащается. Теперь орегулировке главного топ ­ ливного жиклера . Открывая полностью дроссель, заверните егорегулировоч ­ ную иглу до тех пор , п окаиз - з ачрез ­ м ерногообеднения смеси не начнут падать максимальные обороты двигателя. П осле этого отверните иглу допо ­ л ожения , п рикотором двигатель разви ­ вает максимальные обороты, а потомеще на '/б—'А оборота дляобеспечениямощностного состава рабочей смеси. Отрегулировав предварительно сече ­ ние главного топливного жиклера , п ри ­ ступайте крегулировке системы холостого хода. Малые обороты регулируйте упорн ым винтом дросселяи винтом 7каче ­ ства смеси . З атем , м едленно открывая дроссель, убедитесь в плавности перехо ­ д а ( п ри увеличении оборотов ) с питания через выходное отверстие 6 на пи ­ тание через отверстие 5, а затемина включение главной дозирующей системы. Если двигатель устойчиво работает на малых оборотах холостого хода и на переходных оборотах, оначала убеди ­ тесь, правильно ли расположено верхн ее выходное отверстие 5. П риполно ­ стью закрытомдросселеонодолжно быть выше края последнего на 1 — 2 мм . Если отверстие расположенослишком низко, д ефектможно устранить, установив шайбу между дроссельной заслон ­ к ойиее осью. Регулировать переходные обороты наиболее сложно, поскольку нанеуста ­ новившихся режимах система холостого хода взаимодействует с главной дозиру ­ ю щей системой. Н ередко при открытии дросселя на определенных оборотах наблюдается 1*«провал», д альнейшееже увеличение оборотов приводит вновь к нормальной работе. П ри правильном расположении отверстия 5иобогащенной смеси на малых оборотах холостого хода «провал» устраняется регулировочным винтом воздушного жиклера системы холостого хода. Вращая его, добейтесь устойчивой работы двигателя, а потомзавернитеегоеще на '/а—'/б оборота для обе ­ спечения мощностного состава смеси. П рирегулировке переходных оборо ­ тов дроссель нужно открывать вначале медленно, чтобы исключить влияние ускорительного насоса, и лишь после регулировки — бьгстро, чтобы убедиться в приемистости двигателя иопробо ­ вать ускорительный насос. Заодно мож ­ но убедиться ив правильности установки угла опережениязажигания . П рирезком увеличении числа оборотов ко ' ленчатого вале должны прослушиваться слабые стуки, свидетельствующие о возн икающей детонации. Воздушный жиклер предварительно отрегулируйте, .как и главный топливный, то есть установите регулировочный винт в положение, обеспечивающее максимальные обороты коленчатого вала. О бедозирующие системы карбюрато ­ ра взаимосвязаны. П оэтомурегулиров ­ к а одной из них требует повторной корректировки другой. П ри окончательной регулировкекар ­ б юратора на мерном участке шоссе автомобиль должен быть заправлен тем топливом, .которое будет употребляться во время соревнований. Если вы намерены выступить на ско ­ ростных состязаниях без воздушного фильтра, то отрегулируйте двигатель сначала с ним, а затем, повторно, б ез него, записав изменения , вносимые вположениерегулирующих элементов. В ажно знать два положениярегули ­ ровочных винтов: о беспечивающиеэко ­ номичный состав смесидлядорожных состязаний имощностной — для ско ­ ростных. Двигатель, и меющий стандартную степень сжатияи оборудованный модерни ­ зированным карбюратором , позволяет на автомбиле «Москвич-407» проходить 1 IKM с места не болеечем за 42< с екун ­ ды, а 500м — за 24 секунды. К орректировать состав смесивгор ­ ных условиях можно регулировочными винтами главного топливного или воз ­ душного жиклеров. При своевременной корректировке состава смеси фактический расход топ ­ лива на автомобиле «Москвич-407» в ралли на участках, г де скорость движе ­ ния была 80 — 1 10 км/час, составлял 7,8 — 8,3 лна 100 км . В карбюраторможно внести ещеод ­ но небольшоеизменение : заглушить заводское балансировочное отверстие поплавковой камерыи соединить его верхнюю часть трубкойсвоздушным фильтром. Э тонесколько сглаживает отрицательное влияние 'пульсации воздуха во входной горловине карбюратора . Л. ШУВАЛОВ,Рис. 2. Устройство, регулирующее главный топливный жиклер: а — корпус; б — крышка-сальник; в — регулировочная игла.")gggggN| шммутъгготв1 ШКдаР ис . 3. Устройство, регулирующее главный воздушный жиклер: а — корпус; б — регулировочный винт; в — пружина.QР ис . 4. Устройство, регулирующее воздушный жиклер системы холостого хода: а — корпус; б — пружина; в — регулировочный винт. Wrf\iинженер, мастер спорта. г. Вильнюс. Рис. 5. Пробка.:-Чг>