Круглый стол журнала «За рулем»ВОДИТЕЛЬПроезд населенных пунктов—не единственная проблема безопасности движения. Примерно в 25 случаях из 100 аварии и наезды — результат неблагоприятных дорожных условий. У' автомобилистов есть термин «коэффициент сцепления колеса с дорогой». Там, где этот коэффициент мал, увеличивается тормозной путь, чаще всего происходят заносы. Создание шероховатой поверхности при строительстве дороги почти решает проблему. Однако со временем под воздействием метеоВодители недовольны и тем, рологических и других факточто мало на дорогах стоянок, ров коэффициент уменьшается. мест отдыха. С коро их станет Следовательно, надо регулярбольше. Беседки со столиками, но проверять дороги «на где можно поесть и отдохнуть, сцепление». М ы делаем сейчас появятся в первую очередь на прицепную динамометричесдорогах Новороссийск — Батук ую тележку со специальной ми, Ростов — Баку, Москва -— установкой, которая позволит Ленинград. не только выявлять наиболее Разумеется, обслуживание не опасные в этом отношении учаограничивается хорошими надстки дороги, но и восстанавлиписями и беседками. В него вать вовремя их шероховавходят и более серьезные Мне много пришлось путетость. компоненты: автозаправочные шествовать. И вот что бросаетОднако безопасность двистанции, мотели, техническая ся а глаза: едешь зачастую со жения — дело не одних до ­ помощь в пути. скоростью 70—80 км/час, а рожников. Посмотрите, скольпути ко возникает стихийных, я бы Гушосдор построил впрош ­ подсчитаешь вконце лом году 11 станций техобслус реднюю — оказывается еле- сказал, «диких» д орог возле живания: в Калинине, Ленинеле 50 км/час. Такие превра-* основных трасс. Буквально граде, Выборге и других горощения происходят потому, что каждый колхоз, склад, п ред ­ большинство автомагистралей приятие, строительный участок дах. За два года будет почерез населенные выводит на магистраль «свою» строено еще 25 таких станций. проходит К сожалению, в свое время пункты, и нигде не принимаютдорогу, хотя это запрещено. меры, чтобы сохранить На магистрали Ростов — О р ­ наши специалисты не подумали ся об оборудовании пунктов моек, здесь высокую скорость. М еж ­ джоникидзе не меньше тысячи особенно при въезде в больду тем сделать это несложно. таких выездов с проселков. К дорогу на расстоячему это ведет? возникают нешие города. М ойки строили Оградить только при станциях техничении 400—500 метров, устроить ожиданные опасные перекреского обслуживания, да и то переходы-мостики — . все это стки, загрязняется поверхность не всюду. Постараемся наверне требует больших затрат. дороги, что резко снижает стать упущенное, в этом году коэффициент сцепления. Надо i собираемся открыть 16—17 решительно закрыть О ХОЭ*ФЯЦЖВЯТЖ дикарям» выход на «дорогаммоек. магистрали. вообще-то большой вред делу наносит многоведомственность в организаций обслуживания. У дороги нет одного хо ­ — Пожалуй, товарищ Кондзяина. Бензозаправочные станции находятся в ведении Глав- ратьев не во всем прав,— нефтеснаба, техническое обслувозражает кандидат техничеживание — и у автомобилиских наук Георгий Ильич КЛИНстов, и у дорожников, и у гоКОВШТЕЙН, начальник отдела родских Советов, а пункты пи ­ организации движения и технитания — у местных торгующих ки безопасности Научно-исслеорганизаций. Если бы все содовательского института автосредоточить а одних руках, мобильного транспорта. — Н е . многие вопросы решались бы реально ставить вопрос об огЕсть еще одна причина до ­ более оперативно и правильно. раждении дорогиа населенных рожных происшествий — выезд — М ы услышали скорее пепунктах. /Посудите сами: треть на левую сторону в опасных чальную, ч ем радостную подороги Москва — Ленинград местах или при обгоне. Многих весть, — вступает а разговор проходит через деревни, п о ­ аварий можно избежать, если заместитель председателя секселки, города. Д ругое дело — размечать проезжую часть ции туризма Советского коми ­ создать условия.для того, чтодороги. Разметка дисциплинитета защиты мира Петр Владибы пешеходы могли двигаться рует водителя, хорошо органимирович КОНДРАТЬЕВ. — вне дорожного -полотна. Нужзует движение. Пока же она пешеходные дорожки . применяется редко — не хваСравните цифры, к оторые прины вел товарищ Саркисьянц, с проСтроить их обязаны местные тает красок, да и качество их тяженностью наших магистраорганы власти, и жаль, что до весьма низкое. С развитием лей, и вы убедитесь, до чего сих лор они не проявляют захимии положение, конечно, боты об этом. плохо еще обстоит дело. улучшится. Нужно подумать ио На строительство дорог затрачиваются большие средства, и асе же проектировщики и строители многое не учитывают. возьмите новое сооружение — Московское кольцо. На мой взгляд, лучше было бы по обеим сторонам его устроить рифленые полосы, а не борд юр . Это было быи дешевле и разумнее, с точки зрения безопасности. Известно, что бордюр стал уже причиной ряда дорожных происшествий.Тему этой беседы подсказали в своих письмах читатели. Среди них были и те, кто возит грузы и пассажиров, и автолюбители, предпочитающие всем иным видам отдыха путешествия на колесах. Какой должна быть дорога, чтобы водитель испытывал удовлетворение и радость от поездки! Кто обязан позаботиться о человеке, сидящем за рулем! Неужели и впредь, отправляясь в путь, придется везти с собой бочки и канистры с бензином, запасные части, потому что заправиться порой можно только в крупных городах, а устранить поломку просто негде! И вот за круглым столом — представители различных министерств, ведомств, занимающихся проектированием шоссейных дорог, организацией движения, технической помощи и ремонта автомобилей, заправки их, а также обслуживанием водителей в пути.ВСЕЛИхпрядусаяотрялж хс&ожктж&овищлкжбеседу начал Георгий Александрович САРКИСЬЯНЦ, начальник Главного управления шоссейных дорог Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР:— Что мы делаем и намечаем сделать для улучшения обслуживания водителей на дорогах •' игей страны? В последнее время появились четырехполосные дороги с разделительной зоной. Каждая по ­ л оса — т ри метра. Но сегодня этого уже недостаточно. С 1964 года дороги будут строить по новому ГОСТу — с полосами шириной в 3,75 метра. Понятно, чем дорога шире, тем легче труд водителя, тем меньше он утомляется. Но на одной ширине, как говорят, не выедешь. Нужно позаботиться ио многом другом . Хорошая дорога Москва — Ленинград, и все же шоферы жалуются: указатели, надписи на них (с названиями населенных пунктов, рек и т. п.) такие мелкие, что даже прискоро ­ сти 30—40 километров в час их просто невозможно прочесть. 'Претензии эти справедливы. Совместно с ГАИ и медицинскими работниками мы разработали новый ГОСТ на дорожные знаки и указатели. Этот ГОСТ утвержден. Теперь надписи будут хорошо читаться, а том числе ис наступлением темноты.ж ххрочжах8 ДОРОГАмеханизации разметки. Д о сих пор краску на дорожное по ­ лотно наносят дедовским спос обом —< вручную.Круглый стол журнала « З а рулем»СХОРОСТЪJBC ЕЕЗО & А . С ШОСТХ »Слово берет главный инженер Союздорпроекта Иван Петрович МОРОЗ.— Проектируя дороги, м ы прежде всего стараемся обеспечить все условия для безопасного движения. Для этого разработаны специальные расчетные формулы, так что, приступая к проектированию, мы опираемся не только на опыт, но и на данные науки. Эти данные говорят о том, что дорогу надо «вписывать» в рельеф. Тогда утомляемость водителя будет меньше. Кроме того, надо увеличить прое зжую часть магистральных дорог. В последних проектах предусмотрено укрепление обочин на ширину 75 сантиметров; по прочности этот участок не уступит самой до ­ роге, и, таким образом, фактическая ширина проезжей части составит на новых трассах 9 метров. Через каждые 50 метров будут стоять направляющие столбики высотой 60 сантиметров, белого цвета с красными полосками. Тот, кто сидит за рулем, хорошо знает, как важна видимость в пути. В новых проектах дорог видимость составляет минимум 300 метров. Это вполне достаточно для своевременного торможения. Анализируя условия движения, мы увидели, что автопоезда замедляют его. Поэтому институт начал проектировать специальные «тихоходные полосы» для грузовых автомобилей с прицепами. Первая такая дорога будет построена на участке Челябинск — Уфа. Кстати, о бордюрах на разделительных полосах. Ни в одной стране их не делают. И мы откажемся от них. Гораздо лучше' разделительные полосы на одном уровне с проезжей частью с укрепленными на 50 см краями. 2. «За рулем» № 3.выступлении товарища Мороза. помощи или просто в буксиОн прав: вводить те или иные ровке мог быстро связаться с ограничения на дорогах слеближайшей станцией техничедует разумно, обоснованно. ского обслуживания. Случаи, когда некоторвнз раИ уж совсем никуда не го ­ ботники госавтоинспекции, педится, когда негде заправить рестраховываясь, устанавливамашину топливом, маслом. На ют буквально в каждом населенном пункте ограничение скорости движения до 30, 20 и даже 10 км/час, нетерпимы. Мы решили так: р ежим движения на дорогах первого и второго классов должны устанавливать только управления дорог совместно с областной госавтоинспекцией. Чтобы увеличить пропускную способность дорог и .повысить скорость движения, будем ис— Я отвечу на этот вопрос,— пользовать и такой метод, как дорогах от Москвы до Ленинговорит заместитель начальнисмещение в необходимых слуграда и Симферополя дело об ­ ка Госавтоинспекции Миничаях осевой линии. Например, стоит сравнительно благополучстерства охраны общественнопри ширине дороги в9 метров но, хотя далеко не на всех АЗС го порядка РСФСР полковник на подъем отводить 6-метровы найдете бензин первого милиции Леонид Александровую полосу (два ряда), а на сорта. Но поезжайте на восток (один от Казани — до Свердловска, вич КУЗНЕЦОВ.-Но сперва о спуск — 3-метровую ряд). Думаю, каждый, кто тяЧелябинска, другом. Новосибирска. станций Недостатки наших дорог понулся на подъемах за тяжело Бензозаправочных грузовиком или здесь почти нет. . рой закладываются, если мож ­ груженным оценит О мерах по расширению сено так сказать, уже на стадии другим «тихоходом», проектирования, потому что такое нововведение. В осоти автозаправочных станций органы ГАИ, как правило, не бенности оно полезно на гор(АЗС) рассказал начальник отных дорогах. ' участвуют в согласовании дела Главнефтеснаба при Сопроекта будущей дороги. А .Добавлю еще, что Госавтовете' Министров РСФСР Евгеправо же , нам есть что под-' инспекция РСФСР намерена ний Борисович РАДЕВИЧ. сказать проектировщикам. — Главнефтеснаб, котовообще уменьшить число до ­ сейчас все рожных знаков на автоморому переданы бензозаправочные станции об ­ бильных дорогах. щего пользования, за последнее время выстроил по типоБОЛЬШЕ ЗАБОТЫ вым проектам более тысячи У меня вопрос к представителям госавтоинспекции. М ы проектируем сейчас магистрали, рассчитанные на движение со скоростью до 120 км/час. Но взгляните, какие знаки наиболее популярны на дорогах«Ограничение скорости», «Обгон запрещен». На трассе Мо ­ сква — Горький за четыре ки ­ лометра до Балашихи — «Обгон запрещен». Позвольте, к а ­ кой обгон? Там же четырехполосная дорога, и каждый Идет по своей полосе. Для чего же мы строили эти полосы? Нужно, чтобы ГАИ консультировалась с дорожниками и ставила знаки там, г де они действительно необходимы.ОЗА.ЧЕЛО&ЕЖСЕ РУЛЕМ:М ы глубоко убеждены, что автомобильные магистрали должны идти в обход городов и больших населенных пунктов; С нами как будто согласились и проектировщики. А в действительности? Реконструированная дорога Москва — Горький пролегает по-прежнему через центральную часть большинства городов. Проектируя скоростные магистрали, надо по возможности выполнять их пересечения в разных уровнях. Там, где транспортные потоки пересекаются в одном уровне, следует предусматривать круго ­ вое движение. Оно более благоприятно в смысле безопасности. Но пока и те и другие «развязки» на наших трассах можно пересчитать по пальцам. А ведь затраты на них окупятся сторицей. От меня ждут ответа на кри ­ тику в адрес госавтоинспекции. В частности, она прозвучала в— Сообщение товарища Кузнецова о мерах по упорядочению движения на наших дорогах обнадеживает, — замечает член Центрального совета по туризму ВЦСПС Святослав Иванович КЕАНГЕЛИ. — Д ейст ­ вительно, доходит до смешного: что ни населенный пункт — то свое ограничение скорости, свой порядок движения. Хорошо, если этому будет положен конец.. Пользуясь случаем, скажу о тех претензиях, которые накопились у автотуристов кдо ­ рожникам. Уж очень мало думают они о человеке за рулем. Даже на первоклассной дороге Москва — Ленинград водитель вынужден мыть автомобиль в... придорожной канаве. Недопустимо мало станций технического обслуживания автомобилей. А там, где они и есть, получить техническую помощь иной раз невозможно: то нет запасных частей, то не хватает квалифицированных мастеров. Надо подумать ио телефонизации основных магистралей, чтобы нуждающийся вновых АЗС. Потребность жев них исчисляется куда более высокими цифрами. Чтобы както выправить положение, наряду со строительством стационарных АЭС мы создаем лередвиженые заправочные станции на шасси ЗИЛ-130 и прицепе ИАПЗ-754В. Хочу пояснить, что речь идет не о транспортерах или бензовозах, а о передвижных АЗС, оборудованных раздаточными механизмами. Не прекращается работа и над новыми типовыми проектами более совершенных станций, оборудованных пультами дистанционного управления колонками, автоматами для" замера уровня топлива, самообслуживания и т. п.9