mОсновное место в III Всесоюзной спартакиаде по техническим видам спорта отводится массовым, доступным рядовым спортсменам состязаниям. К числу их относятся линейные гонки на короткие дистанции, о которых рассказывает председатель всесоюзной коллегии судей по мотоспорту Г. Афремов. ТОЛЬКО НА ДОРОЖНЫХ... назад широко распространены шоссейные Л ет пятнадцатьЛучшие повсюду были линейные гонки. мотоспортсмены страны участвовали в этих соревнованиях, постоянно обновляя рекорды на различные дистанции. Однако со временем линейные гонки во всем мире уступили место другой, более сложной разновидности шоссейных соревнований —• кольцевым гонкам. Чем это было вызвано? Максимальные скорости современных спортивных мотоциклов настолько высоки, что езда по прямой на обычном шоссе не только чрезвычайно опасна, но практически невозможна. Поперечная кривизна профиля шоссе «уводит» мотоцикл в сторону, любая ширина дороги оказывается недостаточной, и, чтобы избежать аварии, приходится снижать скорость. Кроме того, при малейшей неровности шоссе (вспучивание покрытия, температурные швы и др.) мотоцикл, движущийся с максимальной скоростью, отрывается от поверхности ив этот момент становится неуправляемым. Значит, снова, чтобы избежать аварии, надо снижать скорость, а уловить этот момент порой трудно и опытному гонщику. Переход на шоссейно-кольцевые гонки давал возможность погасить максималь. ную скорость — ведь гонщик перед каждым поворотом вынужден снижать ее, а после поворота вновь набирать. Отсутствие вне прямых участков большой протяженности не позволяет развить предельную скорость. Однако ТО, что было необходимо для сравнительно небольшой группы спортсменов, выступавших на гоночных мотоциклах, неоправданно распространили на весь мотоспорт и тем самым нанесли удар по его массовости. Линейные гонки, в особенности на ко ­ роткой дистанции, должны снова стать распространенным видом состязаний, средством массового вовлечения в спорт владельцев мотоциклов. Новые Правила мотоциклетных соревнований допускают к участию в шоссейно-линейных гонках только дорожные мотоциклы, выступать на этих машинах не опасно, так как скорости их ограниченны. Чтобы не связывать инициативы мо ­ чения, изменять конфигурацию руля, повышать степень сжатия, улучшать систем у наполнения (без реконструкции), изменять передаточные отношения. Организация и судейство линейных гонок очень просты. Выбирают прямолинейный участок шоссе, который по договоренности с органами милиции на время соревнования можно закрыть для движения. Длина участка особой роли не играет, так как Правила разрешают проводить гонки на любую дистанцию, не превышающую минимальных требований классификационных норм. Необходимо только, чтобы после линии финиша (или места поворота) шоссе было также свободно от постороннего движения на протяжении не менее чем 200 метров. Особое внимание надо обратить на меры безопасности, не допускать, чтобы кто-либо мог перебежать дорогу. Кроме обычной в таких случаях охраны трассы и специальных переходов, рекомендуется широко оповестить окрестное население о предстоящем соревновании ио мерах предосторожности. Это облегчит проведение гонок. Требования к трассе, правила движения, порядок хронометража и другие вопросы организации и судейства соревнований изложены в новых Правилах, которые введены в действие с1 января 1964 года. ДИСТАНЦИЯ — 500 МЕТРОВ в программе районной спартакиады предусмотрены шоссейные линейные гонки на 500 метров, возникает вопрос: стоит ли проводить мотоциклетные со ­ ревнования на столь короткую дистанцию, представляют ли они интерес для участников и зрителей? Мотоциклетный спринт захватывает не меньше, чем конькобежный или легкоатлетический. Зрители видят всю трассу, весь ход гонки, включая момент старта и финиш. Несомненно, многочисленные владельцы мотоциклов, мотороллеров, мопедов с радостью примут участие в таких соревнованиях. Так же , как и «фигурка», они не грозят машинам по ­ ломками, но в отличие от нее здесь можно полнее проявить смелость, умение подготовить машину, а главное — ощутить прелесть спортивной борьбы на больших скоростях. Прямолинейный участок шоссе длиной в полкилометра мож ­ но найти в любом районе. Расскажем подробнее, как надо проводить такие гонки. Отрезок шоссе шириной не менее 8 метров и протяженностью 500 метров должен быть без подъемов и спусков. Место старта и зону финиша украшают флагами и лозунгами. На старте устанавливают по три мотоцикла-одиночки или по два мотоцикла с коляской. Участники выстраиваются сзади в 25 метрах. По сигналу судьистартера они бегут к своим машинам, пускают двигатели и устремляются вперед. В Положении о соревновании должен быть оговорен способ пуска — стартовым приспособлением или от толчка. Последний способ предпочтительнее. Он применяется ив шоссейно-кольцевых гонках. Каждой тройке (двойке) мотоциклистов старт дается только после того, как предыдущая группа финиширует, судьи запишут показания секундомеров и подготовятся к приему следующих участников. Для судьи-стартера нужно оборудовать вышку, или, в крайнем случае, подставку. В районе старта находится также судья при участниках, который направляет спортсменов (очередность определяется жеребьевкой стартовых номеров) на линию старта и последовательно записывает участников каждого заезда. Около линии финиша располагаются судья на финише, хронометристы и секретарь соревновании. Кроме того, здесь обязательно должен быть еще один судья, который фиксирует, в каком порядке участники пересекли линию финиша. Вели отсюда плохо виден сигнал старта (кстати, можно пользоваться и биноклем), то хронометристы и секретарь занимают место на середине дистанции. Если есть возможность, старт и финиш соединяют телефоном. Тогда хронометристы пускают секундомеры по команде судьи-стартера, которую он подает голосом. Время прихода лидера заезда определяется по трем секундомерам, а других гонщиков — п о одному. При большом числе участников возможны случаи, когда у нескольких спортсменов, стартовавших в разных заездах, окажется одинаковое время. Это бывает не только тогда, когда они с одинаковой скоростью прошли дистанцию. Судьи не могут абсолютно точно засечь момент старта и финиша, так как реакция у них неодинакова. Кроме того, надо иметь в виду, что у гонщика, отставшего от лидера на 5 метров, даже при самом квалифицированном судействе может быть зафиксировано одинаковое с ним время. При скорости 90 км/час расстояние в5 метров он про ­ ходит за 0,2 секунды, а именно с этой точностью и ведется ручной хронометраж. Чтобы уменьшить число подобных совпадений, перед линией финиша наносят две полосы — одну в 2,5 метра идругуюв5 метрах, которые образуют соответственно первую и вторую зоны финиша. Судья, записывающий порядок прихода гонщиков, должен заметить, где находился в момент финиша спортсмен, незначительно отставший от лидера. Если переднее колесо его мотоциклаЛИНЕЙНЫЕтоциклистов и несколько повысить ско ­ рость (а отсюда и спортивный интерес к гонкам), Правила разрешают спортсменам вносить некоторые изменения в конструкцию машины: снимать приборы освещения и другие детали для облег-ГОНКИ,Это требование не распространяется на участок для торможения после линии финиша (длина его — 200—300 метров). где допускается подъем или незначительный поворот. Линии старта и финиша наносят меловой краской. Кроме того, «а высоте около 2-х метров натягивают полотнища «Старт» и «Финиш».СПРИНТ I \ЖИЯШ,Уоказалось в первой зоне, то есть он отстал от лидера менее чем на 2,5 метра, ему проставляют время на 0,1 секунды хуже времени лидера; если же он в этот момент находился во второй зоне — то на 0,2 секунды, время гонщика, отставшего более чем на 5 метров, будет правильно зафиксировано отдельным секундомером. Если все жеу претендентов на призовые места окажется одинаковое время, то для них проводится дополнительный заезд, в котором время засекать не надо — важен только порядок прихода на финиш. Командное' первенство определяется по наибольшей сумме очков, набранных членами команды (за места, занятые в личном зачете). М ожно за 1-е место давать столько очков, сколько мотоциклов стартовало в данном классе. Чтобы поощрять участие в соревновании водителей мотороллеров и мопедов, а также юношей и женщин, рекомендуется в этих группах участников начислять больше очков. все, что было сказано об организации мотоциклетного спринта, в равной мере относится и > автомобильным гонк кам на 500 метров. Добавляется лишь следующее. На старте устанавливают два автомобиля, двигатели их заглушены, дверцы закрыты. Участник, подбежав к автомобилю и сев в него, должен сначала закрыть за собой дверцу и только после этого начинать движение. В автомобильном спринте шоссе разделяется пунктирной осевой линией (ее наносят меловой краской) на две полосы. За пересечение этой линии участник лишается зачета. На одном автомобиле разрешается стартовать поочередно нескольким спортсменам. Однако следует учесть, что такой порядок несколько снижает спортивный интерес соревнования, так как исключает индивидуальную подготовку автомобиля. В этих гонках, в отличие от мотоциклетных, командное первенство определяется по наименьшей сумме очков. Поэтому в Положении о соревновании надо предусмотреть и штрафные очки команде за сошедшего или снятого с дистанции участника. Автомобильный спринт на грузовых автомобилях менее интересен, чем на легковых, так как грузовик за 500 метров не сможет набрать скорость. РЕКОРДНЫЕ ЗАЕЗДЫ В тесной связи с возрождением линейных гонок находится вопрос о местных рекордах. Каковы же нормативы для регистрации рекордов, которыми могли бы руководствоваться клубы при проведении соревнований? Норматив — это тот минимальный результат, который можно регистрировать в качестве первоначального рекорда. Ориентиром для всесоюзных рекордов, естественно, служат мировые достижения. Но для местных автомотоклубов надо ставить посильные задачи, исходя из реальных возможностей и соблюдая, конечно, примерно равные условия. в шоссейных линейных гонках это равенство налицо — прямолинейная трасса, не изменяющаяся от состояния погоды (при дожде и снеге линейные гонки проводить не разрешается). Следовательно, можно сравнивать результаты, достигнутые в разных краях, областях, городах, районах, первичных организациях. Новые Правила соревнований по мотоспорту предусматривают вполне определенные условия регистрации местных рекордов. Местные рекорды — это краевые , областные, городские, районные, а такжерекордыпервичныхорганизаций . Они регистрируются на дистанциях 1; 3; 5; 10 км (их проходят в одном направлении); 50 и 100 км (эти дистанции проходят с одним поворотом, и линия финиш а совпадает с линией старта). Ш оссейныелинейные гонки, к ак сказано выше , проводятся только на дор ожных мотоциклах, а следовательно, и местныерекорды регистрируются только для этой категории машин. Многие спрашивают : а почему бы не допустить любые мотоциклы, в том числе и гоночные? Предположим, что это будет разреше ­ но. Приедет на гонку член сборной команды, за которым закреплен гоночн ый мотоцикл (например, производства ЦКЭВ мотоциклостроения), и в два разапревысит скорость, достигнутую местными спортсменами. Т акаяскоростьстанет для них недосягаемой, и весь инт ереск участию в подобных соревнован иях пропадет. Специальные заезды на установление местных рекордов не проводятся. Они регистрируютсявходе шоссейной линейной гонки, причем за основу принимают скорости, достигнутые на первом официальном соревновании. Иными словами, эти скорости служат исходным нормативом при первичной регистрации рекорда. В таких случаях организация и судейство линейных гонок имеют некоторые отличия по сравнению с теми, в которых регистрация местных рекордов не предусмотрена. К участку шоссе предъявляют более высокие требования — выбирают наиболее ровное покрытие. Кроме того, нужна уже не любая, а оп ­ ределенная дистанция. Старт дается только при работающих двигателях (также с места); участники, естественно, сидят в седле в момент старта. Хронометраж по трем секундомерам обязателен для каждого участника, претендующего на побитие местного рекорда. Местные рекорды регистрируются специальным актом {форма № 47) соответствующим автомотоклубом или ко ­ митетом ДОСААФ . Кстати говоря, к ро ­ ме местных рекордов, новыми Правилами предусмотрена регистрация рекордов трассы: в шоссейно-кольцевых и ипподромных гонках — время лучшего круга, а в гонках по гаревой дорожкеи на льду — время лучшего заезда (из четырех кругов). Организаторы должны знать рекорд данного трека, ипподрома, кольцевой трассы и объявить его зрителям перед началом соревнования. Судейские коллегии при проведении этих соревнований обязаны фиксировать результаты (время круга, заезда) и, если скорость, достигнутая на этой трассе в предыдущих соревнованиях, превышена более чем на один процент, зарегистрировать ее в качестве нового рекорда (форма № 48). Об этом тут же надо объявить зрителям. Все сказанное здесь о местных рекордах относится к мотоциклам. С выходом новых Правил по автоспорту будут регламентированы и условия ре ­ гистрации местных рекордов для автомобилей.•Линейные гонки, в особенности на спринтерские дистанции, открывают перед всеми клубами и секциями большие возможности для привлечения к занятиям спортом владельцев личных машин. Г. АФРЕМОВ, председатель всесоюзной коллегии судей по мотоспорту, судья всесоюзной категории.Трасса мотоциклетного спринта.• И РЕКОРДЫ