по новойПМинувший спортивный сезон ознаменовался крупными успехами советских водномоторников, которым удалось установить 32 новых рекорда, одержать первые победы в официальных международных соревнованиях. Рекорд страны в классе скутеров СИ-175 вплотную подошел к высшему мировому достижению. Техническое перевооружение и непрерывный рост скоростей, характерные сейчас для нашего водно-моторного спорта, нашли свое отражение в Положении о розыгрыше первенства страны на 1964 год. В нем нет малоинтересных в зрительном отношении гонок на 50 км. Теперь суда всех типов будут соревноваться только на десятикилометровой дистанции. Из розыгрыша чемпионата исключены дорогостоящие катера К-3. Вместо них введен более доступный катер К-02. Существенно меняется и программа соревнований. В соответствии с новым Положением все скутера (СИ, СА), мотолодки (МА), глиссеры (ГА, ГВ) и катера (К-02) будут сначала участвовать в серии гонок 3X10 км для определения итогов общекомандного и командного зачетов. Причем в общекомандном первенстве будут учитываться скорости, показанные двумя судами в каждой гонке скутеров и мотолодок, а в остальных классах — по одному судну. В розыгрыше же командного первенства (по классам) в зачет будут приниматься все результаты, показанные в серии всеми зачетными судами команды. Изменения коснулись и состава~кл юлчьых трассахР ОГРАММЕкоманд. До сих пор в водно-моторном спорте не было юношеских разрядов. Теперь же в составе команды на первенство СССР обязательно должны быть юноша или девушка 1946—1948 годов рождения, имеющие разряд не ниже второго. Юноши выступают по классу мотолодок (МА), и их результаты входят • обязательный зачет. Это нововведение откроет путь к участию в первенстве способной молодежи. После трехлетнего перерыва снова будет разыграно первенство страны среди женщин на скутерах СИ с отдельным стартом. Участие женщины в командном зачете по классу СИ обязательно. Финальная часть соревнований — десятикилометровая гонка на личное первенство в каждом классе. К участию • ней будут допускаться только те спортсмены, которые покажут лучшие результаты по сумме скоростей двух гонок (из трех) в общекомандном первенстве, такая система позволит более правильно сочетать интересы командного зачета с личными достижениями. Повышены и технические требования к материальной части. С этого года, например, все мотолодки должны быть оборудованы самосбрасывающимися рукоятками управления газом, а их экипажи обязаны выступать в шлемах. Розыгрыш первенства страны по новой программе будет проведен с5 по 12 августа в г. Кавголово. Каждая команда выставит 14 спортсменов. В. ГИВНЕР. член президиума Федерации водно-моторного спорта СССР.Р и с. 4. Установка магнето М-47Б: 1 — магнето: 2 — корпус редуктора; 3 — крышка редуктора; 4 — шестерня; 5 — резиновая втулка; 6 — муфта; 7 — маховик; 8 — шестерня; 9 — винт крепления корпуса редуктора.На этикетках — мотоциклыР ис . 5. Модернизированная подводная часть мотора «Москва» и узел крепления: 1 — вал; 2 — труба подвески; 3 — кронштейн подвески; 4 — втулка; 5 — дейдвудная труба; 6 — фланец: 7 — шпилька; 8 — подшипники J* 60201; 9 — прокладка: 10 — пробка; 11 — подшипниковая втулка; 12 — киль; 13 — шестерня гребного вала: 14 — распорные шайбы; 15 — уплотнение; 16 — втулка; 17 — гребной вал; 18 — шестерня; 19 — втулка подшипниковая; 20 — шпилька; 21 — крышка; 22 — плита; 23 — кронштейн. ля. Магнето М-47Б дает устойчивую хорошую искру в большом диапазоне оборотов и позволяет достичь под нагрузкой 6000 об/мин. Значительно облегчается и пуск. В заключение остановимся на некоторых других узлах. Важную роль в работе двигателя играет продувка. Ее тоже можно улучшить. Когда поршень находится в нижней мертвой точке, впускное окно из картера оказывается частично перекрытым юбкой, которая выступает в окне на 5—6 мм. Полезно сделать в ней вырез, разметить который можно непосредственно на поршне при снятой крышке перепускного канала. На вырезе не должно быть острых углов. На скутерах класса СА-250 применение мотора «Москва» с заводской подвеской и подводной частью неудобно и неэффективно. В Новосибирском водно-моторном клубе «Высота» для двигателя «Москва» специально разработана подводная .часть (рис. 5), а также гоночный гребной винт. Все перечисленные здесь переделки дополняют общеизвестные методы форсировки двигателя, весьма подробно изложенные в специальной литературе. В. ШОЛОХОВ, председатель технической комисии областной водно-моторной секции; В. МИКУЛИН, спортсмен I разряда. ного работника — все делалось только в общественном порядке. В небольшой комнате председателя совета клуба Бриедиса обосновался штаб по организации соревнований мотоциклистов, водителей мотороллеров и даже мотовелосипедов. С каждым годом спортивных встреч проводилось все больше. Клуб с эмблемой «БМК» обрастал активом, приобретал широкую известность не только • республике, но и за ее пределами. Активисты «Биерени» стали организовывать и междугородные соревнования, такие, как матчи Рига — Таллин. Радио, теле» видение, местная печать широко освещали соревнования, которьГе1 проводил самодеятельный спортивный клуб, ставший одним из центров автомотоспорта • Латвии. Пятилетие клуба совпало с открытием III Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта. По-своему откликнулась на эти события рижская спичечная фабрика. Она выпустила спички с оригинальными этикетками. Бесспорно, это хорошее средство популяризации мотоспорта, различных видов соревнований. лет назад группа автомотоспорта, П ятьРиге свой клуб. Егодосаафовцев, любителейклубе не было ни организовала в назвали «Виерени». В одного штатНекоторые спортивные этикетки, выпущенные в Ригег. Новосибирск.29