Wb*'V-J4f~а берегах могучего Нила, там, где он на протяжении многих веков своим течением полировал До черного блеска асуанские скалы, произошло историческое событие. Великая африканская река усилиями человека перекрыта и теперь течет по новому руслу. Она мчится через шесть огромных, диаметром в 15 метров, высеченных в крепчайшем граните туннелей. Это был настоящий штурм. Накануне перекрытия река неистовствовала, словно хотела излиться в море раньше, чем люди обуздают ее и заставят работать на себя. Но... В точно установленное приказом время свыше сотни 25-тонных белорусских самосвалов с правого и левого берегов двинулись к 100-метровому прорану, сквозь который мчал свои воды Нил. В строгом порядке машины подъезжали к прорану и сбрасывали гранитные глыбы. Вода кипела, злилась, глотая камень и песок. Свыше 100 тысяч кубометров гранита перевезли и сбросили самосвалы. Вдвое больше намыли песка земснаряды. 600 строителей—самых достойных — участвовали в этой титанической битее с природой. И все, кто присутствовал йа перекрытии,— таких здесь были тысячи — навсегда запомнили эту незабываемую картину. ...А мне вспомнился один из декабрьских дней, когда на перрон маленькой железнодорожной станции неподалеку от тропика Рака сошла небольшая группа людей. По виду своему они выделялись среди туристов, высыпавших из каирского поезда. Это были первые советские специалисты. Оставив родные края, они приехали в Асуан. Возглавляли группу два Георгия — инженеры Радченко и Сухарев, заместители главного советского эксперта. Вскоре из нашей страны стали прибывать автомобили, тракторы, бульдозеры, лебедки, краны. Они разбудили Асуан, наполнили его тесные улицы шумом. А месяц спустя на расчищенной площадке президент Гамаль Абдель Насер в присутствии многочисленныхНПанорама канале.работ вНизовомгостей замуровал в основание памятной плиты акт о закладке плотины. Затем он замкнул контакты, и на правом берегу Нила 30 тонн взрывчатки сотрясли воздух, подбросив к небу сотни тонн камня. К развороченной скале подошли машины, люди стали грузить взорванную Породу. Строительство высотной Асуанской плотины началось. Шли дни, недели, месяцы. Все новые советские специалисты приезжали на берега Нила. Многое непривычно было здесь для них — и незнакомая речь, и пища, и обычаи людей, и, уж конечно, температура. Ведь Асуан недаром называют «мировым полюсом жары». Здесь не знают, что такое дождь. С первых же дней работ во всей остроте встал вопрос о питьевой воде. И для этого потребовались автомобилисты — специальными автоцистернами за десятки километров они стали возить ее из артезианских колодцев. Некоторые говорили — русские не выдержат жары. Но наши люди акклиматизировались ис каждым днем трудились все более производительно.Водитель нубиец Варам Аб.уду о помощью наших специалистов научился управлять мощным советским самосвалом.Этому способствовала отличная советская техника. А ее здесь достаточно. Асуан—самая механизированная стройка в Африке и Азии. Здесь действуют более трех тысяч различных механизмов. В их числе — 8 2 экскаватора, 100 бульдозеров, 565 автомобилей, включая 140 25-тонных самосвалов. Чтобы яснее представить объем работ по возведению высотной плотины, обычно прибегают к сравнениям. Ссылаются на Наполеона, вычислившего, что камня, пошедшего на три пирамиды в Гизе, вблизи Каира, достаточно, чтобы построить вокруг всей Франции стену высотой в 10 футов и толщиной в один фут. А Садд аль-Аали, то есть высотная плотина, в 16—17 раз превосходит по весу самую крупную из египетских пирамид — Хеопса. О масштабах работ дают представление и такие данные: в разгар строительства здесь за сутки всеми видами транспорта перемещалось свыше 100 тысяч тонн различных материалов. Много, очень много пришлось поработать нашим автомобилистам. Первое, что бросается в глаза каждому, кто прибывает на стройку, — это грузовики. День и ночь движутся они по крутым, высеченным в скалах дорогам, отвозя раздробленную взрывами скальную породу. Десятки - миллионов тонн ее вывезли наши безотказные автомобили. Когда началась насыпка дамбы для тела плотины, мощные советские самосвалы вместе с. саморазгружающимися баржами сбрасывали ежедневно в русло реки по 12—13 тысяч кубометров камня.Ct< CVCXHВ Асуане впервые в практике туннельных работ выборка взорванной скалы была осуществлена электрическими экскаваторами с ковшом емкостью 4 кубометра, а отвозка ее — 25-тонными самосвалами МАЗ-525. Это позволило довести суточную выемку скалы в туннелях до 3—3,5 тысячи кубометров, что примерно на 60 процентов превышает темпы проходки меньшего по сечению туннеля, построенного под горой Монблан, где работы велись с двух сторониз Италии и Франции. Чтобы добиться высокой производительности, советским людям пришлось приложить немало усилий. Много труда и настойчивости вложили в работу советские специалисты автомобильного дела, инженеры А. В. Иунин и Г. М. Ав-IОдин из лучших строителей Асуанской плотины экскаваторщик из Кременчуга Владимир Харкни.в Мне сегодня на плотине у могучих самосвалов было очень приятно пожимать руки Шофероварабов и шоферов-русских, которые стояли рядом, как братья. Это символизирует дружбу и братство людей труда..„ Щ |Из речи Н. С. ХРУЩЕВА на митинге в Асуане 17 мая 1964 года)'^•^*-^^*'^,«=зЖ*-*ПЛОТИНА ДРУЖБЫтадилянц. Это они вместе со своими арабскими коллегами Хассаном Шекером Оуф и Хассеном наладили автомобильное хозяйство, работу авторемонтного завода и главное — подготовку кадров. Сколько бывших феллахов, подгонщиков верблюдов, которые раньше никогда не видели машины, сейчас успешно работают аа рулем тяжелых самосвалов! На стройке были созданы курсы автомобилистов. Практику проходили здесь же, на стройке., Кажется, простое дело — поставить самосвал Под ковш экскаватора. А на практике, да еще для новичка, это была огромная трудность — с первого заезда никак не получалось. И знатный экскаваторщик Владимир Харкин, награжденный президентом Насером медалью «За заслуги», стал обучать арабских шоферов личным показом. Он выходил из кабины экскаватора, объяснял, обозначал места вешками, сам садился аа руль и показывал, как надо ставить машину под ковш. Удивлялись арабы — зачем, мол, ему это надо. Ведь он работает машинистом на экскаваторе, а волнуется за них, шоферов. Но со временем все стало на свои места. Арабы поняли, что советские люди — настоящие друзья и хотят научить их работать производительно. Как приятно было Харкину, когда к нему подошел водитель самосвала нубиец Барам Абуду и, крепко пожав руку, обратился не -со словом «мистер», как это делал раньше, а сказал по-простому: — Володя, спасибо тебе! Многие наши специалисты стали говорить по-арабски, и это помогло им обучать людей. В сложных условиях африканской Жары, при скоплении выпускных газов в туннелях обучали советские автомобилисты арабских водителей. Обучали настойчиво. — Мы впервые видим такое отношение иностранных специалистов, — сказал как-то советскому инженеру Иунину шофер-суданец Мохаммед Дюбара. За время строительства в Асуане советские специалисты подготовили без отрыва от производства более 5 тысяч квалифицированных рабочих, в том числе около 3 тысяч механизаторов. Немало потрудились наши специалисты Петренко, Масляков, Лазарев, Жебенев, Тонунц, а также мастера-инструкторы Герои Социалистического Труда Деменко, Улесов, Вахрушев. Советские автомобили действуют в Асуане безотказно. А ведь машины эксплуатируются в условиях тропического климата, когда до металла нельзя дотронуться голой рукой, чтобы не получить оЖога — так нагревает его солнце. «Раздетые» самосвалы буквально пышут жаром, но, несмотря на это, работают безупречно. И сколько теплых слов произносят советские и арабские специалисты в адрес наших автостроителей, поставивших в Асуан эти надежнЫе трудяги-машины! Добрым словом поминают водители ярославских Шинников, изготовивших и приславших на стройку .добротные покрышки, которые даже при 50-градусной жаре показали замечательные качества. ...Остались позади дни перекрытия Нила. Они вылились в огромный праздник. Много теплых слов было произнесено в адрес Советской страны и главы ее правительства Н. С. Хрущева, присутствовавшего на торжествах, посвященных укрощению могучей африканской реки. И хотя а этом году завершается только первая очередь работ, Асуан уже сейчас смотрит а будущее, когда вековая мечта египетского народа превратится в реальность. пройдут годы, а Садд аль-Аали будет вечно возвышаться как символ прочной дружбы между народами, как великий памятник, который будет напоминать пбтомкам о благородном подвиге советских людей, протянувших Молодому национальному государству руку братской помощи. А. БОЖЕНКО, корреспондент АПН. Асуан —Москва.Первыми подсобными сооружениями, которые появились недалеко от строительства плотины, были боксы для стоянки автомобилей и здания авторемонтных мастерских. Фото Г. Вергелеса.