дача». Это сделано для того, чтобы не увеличивать жесткость передней подвески. В заключение преподаватель должен подчеркнуть, .что телескопические амортизаторы эффективнее, чем рычажные, гасят колебания рамы автомобиля, поэтому они и находят такое широкое применение «а советских автомобилях новых моделей. Задняя подвеска {рис. 3) также со-нами, а также с направленным рисунком («вездеход»), что увеличивает проходимость автомобиля и 'расширяет область его применения. ГАЗ-53Ф Ходовая часть автомобиля ГАЗ-53Ф во многом сходна с ходовой частью модели 1ГАЗ-51А. В то же время вкон ­ струкции отдельных узлов ее есть ряд изменений, обеспечивающих увеличение надежности, износостойкости автомобиля в целом. Рама—клепаная, состоит из двух продольных балок, соедиZ ненных поперечинами. Продольные балки штампован3 ныв, с наибольшей высотой профиля 220 мм . Вторая поперечина рамы — неР ис . 3. З адняя подвеска: 1 — передний кронштейн; 2 — кронштейн дополнительной рессоры; 3 — стремянка; 4 — накладка стремянки; 5 — дополнительная рессора; 6 — задний кронштейн; 7 — сухарь; 8 — рессора; 9 — подкладка стремянок; 10 — стремянка. стоит из двух полуэллиптических безушковых рессор 8 и, кроме того, двух дополнительных 5. Концы задних рессор соединяются с рамой так же, как ив передней подвеске, дополнительные рессоры соприкасаются с кронштейнам и2 только при наличии груза в кузове автомобиля. Все рессоры — п рогрес ­ сивного действия. Заканчивая изучение ходовой части, следует остановиться на основных операциях по обслуживанию подвески: смазке рессорных пальцев и листов, проверке и подтяжке крепления рессор, стремянок, кронштейнов и амортизаторов. Затяжку стремянок 3 (см. рис. 1) и 10 (см. рис. 3), крепящих передние накладки рессор, надо производить равномерно с моментом 5—>10 кгм ; для стремянок 5 (см. рис. 1) и 3 (см. рис. 3) момент затяжки должен быть 25—30 кгм . Амортизаторы в процессе эксплуатации не регулируются, но проверять правильность их работы периодически необходимо, а через первые 3 тысячи километров пробега надо снять амортизатор и подтянуть тайку резервуара 12 (см. рис. 2). Подтяжкой этой же гайки устраняют течь жидкости из амортизатора. В крайнем случае, когда и это не помогает, нужно заменить резиновый сальник штока 13. Метка «низ» указывает правильное положение сальника. Эту операцию производят в мастерских, так как она требует разборки амортизатора. Колеса автомобиля — обычные дисковые, с шинами 260 X 20; давление в передних — 3,5 кг/см', в задних — 5,3 кг/см 2 . На автомобиле могут устанавливаться колеса с арочными, бескамерными шисъемная. Увеличен диаметр заклепок (до 10 мм). все это усилило раму и сделало ев более жесткой, ч ему ГАЗ-51 А. В задней части рамы установлено буксирное устройство с резиновым буфером (такое же, как у ЭИЛ-130). Передняя ось по конструкции аналогична передней оси 'ГАЗ-51 А, но имеетимеет, как обычно, и две дополнительные рессоры. Передние рессоры удлинены на 20 мм , а задние — на 200 мм по сравнению с рессорами ГАЗ-51 А, Концы передних рессор 11 соединены скрон ­ штейнами 1и6 рамы при помощи резиновых подушек 8 (передний конец рессоры имеет еще и упорную подушку 13 для передачи толкающих усилий). Таким же образом соединяются с рамой концы задних (основных) рессор. Кронштейны дополнительных рессор в месте соприкосновения с основными имеют резиновые втулки. Амортизаторы устроены и работают так же, как и амортизаторы автомобиля ЗИЛ-130. Нужно лишь отметить наличие на поршне амортизатора двух колец, повышающих надежность его работы. Заправочная емкость амортизаторов ГАЗ-53Ф меньше, чем у ЗИЛ-130; она равна 0,33 л, Преподаватель должен подчеркнуть, что применение удлиненных рессор с заделкой их концов в резиновых подушках обеспечивает значительное повышение плавности хода автомобиля при движении с большой скоростью по неровным дорогам, важно также отметить и то, что применение резиновых подушек, не требующих смазки, упрощает обслуживание автомобиля (количество точек смазки уменьшилось на 12), снижает расход смазки, разгружает коренные листы рессор от скручивания и 'увеличивает долговечность коренных листов, так как на них нет ушек. Колеса автомобиля такие же, как у ГАЗ-51А, но 'крепление их дисков к ступицам осуществляется не шестью, а только тремя шпильками, что упрощает обслуживание, Шины используются камерные, размером 8,25X20. Давление в шинах передних колес должно быть 3,0 кг/ом 2 , задних — 3,75 кг/см 2 . в заключение целесообразно указать, что Горь'ковскмй автозавод работает над доводкой конструкции колеса с уширенным ободом и коническими полками для посадки. Это колесо будетAaiБ-6Р и с. 4. Передняя подвеска ГАЗ-53Ф: 1 — передний кронштейн ; 2 — рама; 3 — кронштейн амортизатора; 4 — втулка амортизатора; 5 — амортизатор; 6 — задний кронштейн; 7 — ч ашка заднего конца; 8 — резиновые подушки; 9 — буфер; 10 — стремянка: 11 — рессора; 12 — ч ашка переднего конца; 13 — у порная резиновая подушка. иной упорный подшипник шкворня, состоящий из двух стальных и одной металло-керамической шайб. Подвеска выполнена на продольных полуэллиптических безушковых рессорах. Передняя подвеска (рис. 4) включает, кроме двух рессор 11, два телескопических амортизатора 5. Задняя иметь съемное, разрезное бортовое кольцо, выполняющее одновременно функции замочного. Такая конструкция колеса улучшит условия работы шины и повысит срок ее службы. Г. БЕРЕСТИНСКИЙ, Б. ДЕЛЕРЗОН, г. Рязань. инженеры.17