шттштттнттгшВПЕРВЫЕ В ИСИЛЬКУЛЕпервые в Исилькуле состоялись авВтомобильные соревнования. В ознаменование спартакиады по техническим видам спорта на старт «фигурки» вышли 26 водителей из городского автохозяйства, пожарной команды, конторы связи, опытной станции, а также объединения «Сельхозтехника». Победа досталась водителю Ф. Яковлеву. Десять шоферов получили спортивные разряды. Теперь они готовятся к соревнованиям на экономию топлива, Городской и районный комитеты ДОСААФ заблаговременно провели сборы судей по автомобильному и мотоциклетному спорту. Итак, спартакиада пришла в Исилькуль, Н. С0Л0МАХИН, заведующий внештатным отделом районного комитета ДОСААФ. г. Исилькуль Омской области.ТИПОВОЕ ШАСС ДЛЯ СПОРТИВНЫХ АВТОМОБИЛЕ шоссейно-кольцевых гонках основное место занимают гоночные машины. Тем не менее и спортивные автомобили не потеряли своего значения — они могут участвовать ив скоростных соревнованиях, и в ралли. В тех республиках и городах, где автомобильный спорт только начинает развиваться, на спортивных автомобилях совершенствуются молодые гонщики. в последнее время все шире проявляется стремление спортсменов автомотоклубов ДОСААФ, автобаз и авторемонтных предприятий строить спортивные автомобили. Для них, безусловно, представит интерес типовая конструкция шасси, пригодная для установки двигателей и агрегатов силовой передачи от любых серийных легковых автомобилей с двигателем рабочим объемом до 3000 см 3 . Кузов такого автомобиля можно изготовить из стеклоткани, проклеенной эпоксидной смолой*. Главное в конструкции шасси — максимальная простота изготовления отдельных деталей и простота сборки узлов. В качестве материалов применяются: листовая сталь небольшой толщины (1,5 — 2 мм), простые стальные профили, цилиндрические стержни, стальные трубы. Конфигурация деталей настолько проста, что при изготовлении большинства из них потребуются только слесарные и сварочные работы; можно * Такой кузов описан в статье В. Панфилова («За рулем», 1962, J4 1).ВНа нашей вкладкеобойтись без станочной обработки, если не считать сверления отверстий. Рассмотрим подробнее конструкцию рамы, передней и задней подвесок простейшего спортивного автомобиля. Рама состоит из двух лонжеронов и пяти поперечин. Все балки рамы — коробчатого сечения, изготовляются они с применением сварки двух предварительно согнутых заготовок из стальных полос толщиной 1,5 мм. Как видно из рисунков, приведенных на вкладке, этим заготовкам придана Е-обраэная форма (коробчатое сечение), обеспечивающая раме большую жесткость. Исключение составляет лишь вторая поперечина (считая спереди), предназначенная для крепления двигателя. Она трубчатая, с двумя приваренными кронштейнами для переднего крепления двигателя. Передняя подвеска — независимая, пружинная. С каждой стороны рамы — по два качающихся вильчатых рычага, расположенных один над другим. Они шарнирно закреплены на кронштейнах, приваренных к лонжеронам. На наружных концах рычагов находится стойка, к которой посредством шкворня крепится цапфа переднего колеса. Спиральная пружина подвески внизу закреплена на направляющей, соединенной с нижним вильчатым рычагом. Вверху опорой пружины служит чашка. Она соединена с кронштейном, установленным на раме.САМЫЙ ЮЖНЫЙМОТОТРЕКз разных концов страны поступают известия о том, как спортсмены-досаафовцы, готовясь к летним стартам спартакиады, строят гаревые дорожки, оборудуют площадки для двоеборья, кроссовые трассы. В феврале вступил в строй Ленинградский стадион технических видов спорта, а в начале весны пришло сообщение а том, что в узбекском городе Алмалыке на местном стадионе оборудована гаревая дорожка для мотоциклистов. Мототрек в Алмалыке — самый южный в стране. И на случайно его выбрали местом первых выступлений сборной команды СССР. На открытии трека, которое вылилось в большой спортивный праздник, стартовали сильнейшие гонщики Уфы, Москвы, Украины, Эстонии, Казахстана и Узбекистана. Не только жители Алмалыка, тысячи любителей мотоспорта из Ташкента и других городов республики приехали на эти соревнования. Новый мототрек в Узбекистане станет еще одним опорным пунктом развития мотоспорта в стране.ИIll Всесоюзной спартакиаде был посвящен традиционный весенний кросс имени Ю. А. Гагарина в г. Вельцы. Организаторы встречи разыграли памятные подарки и полностью окупили все затраты на проведение кросса. На снимке : вид трассы во время сореваований. Фото В. Шандрина. , Несущие кронштейны состоят из нескольких частей, соединенных сваркой. Нижняя часть имеет коробчатую форму, верхняя представляет собой пластину (щеку) из листовой стали. В щеках обоих кронштейнов устанавливают ось, которая служит опорой для верхней части пружины. В щеках сделано несколько отверстий: переставляя ось крепления опоры верхней части пружины, можно изменять ее предварительный натяг и наклон, то есть регулировать подвеску. Стойка, соединяющая верхний и нижний вильчатые рычаги, состоит из двух сваренных между собой уголковых полос. Вверху и внизу к стойке приварены трубчатые круглые головки, посредством которых стойка крепится к вильчатым рычагам. Последние выполнены из стали уголкового профиля. В местах сгиба одна полка разрезана ив нее вварен клин, что значительно упрощает изготовление. Задняя подвеска также пружинная, с рычагами, качающимися в продольной плоскости. Такая конструкция обеспечивает качание колес в плоскости, параллельной продольной оси автомобиля и позволяет сохранить постоянство ширины колеи при изменении положения ко ­ лес в вертикальном направлении. Толкающие усилия от заднего моста к раме и реактивный момент передаются продольными рычагами. 6 передней и задней подвесках мо ­ жет быть применен торсионный стабилизатор поперечной устойчивости, соединяющий подвески правого и левого колес автомобиля, который уменьшает крен его при движении на повороте. Конструктивно задняя подвеска выполнена так: к задней поперечной балке рамы приварено с каждой стороны по две стойки — о поры для крепления пружин. К стойкам крепятся продольные брусья (из уголка), поддерживающие вертикальные опоры качающихся продольных рычагов. Для соединения их с задним мостом к кожухам полуосей приварены направленные вверх кронштейны. Каждый из них включает две параллельно установленные пластины (щеки) с шарнирным соединением для крепления рычага. Шарнирные соединения как в этом, так ив других узлах выполняются с резиновыми втулками по образцу креп ­ ления переднего конца задней рессоры некоторых легковых автомобилей. В головку рычагов вставляют резиновые втулки, а в них запрессовывают стальные с выступающими на 2—3 мм концами. Через стальную втулку и отверстия в щеках свободно проходит болт, плотно затягиваемый гайкой. При поворачивании рычагов вследствие ко ­ лебаний подвески резина закручивается, и это обеспечивает необходимое угловое перемещение. Трубчатые качающиеся рычаги и приваренные к их концам головки делают из куска трубы. Внутренний диаметр этих головок выбирают в соответствии с размером резиновых втулок. К кожуху левой полуоси приварен кронштейн, направленный вниз. Он 2. «За рулем» № вимеет более сложную конфигурацию и предназначен для крепления реактивной штанги; с правой стороны (по ход у автомобиля) штанга крепится к раме. Сама штанга трубчатая. К ней приваривают по образцу качающихся рычагов головки. Реактивная штанга воспринимает поперечные усилия и обеспечивает сохранение правильного положения заднего моста относительно рамы. В целом весь задний мост представляет собой консольную конструкцию, крепящуюся посредством качающихся рычагов к задней части рамы. Показанное на вкладке шасси по своим размерам пригодно для установки двигателя и агрегатов силовой передачи от любого малолитражного или легкового автомобиля среднего класса. Чтобы закрепить эти агрегаты на раме, следует предусмотреть соответствующие кронштейны. Размеры отдельных деталей (см. вкладку) могут быть изменены в зависимости от применения тех или иных материалов и сопряжения деталей. Для постройки спортивного автомобиля потребуются, конечно, рулевое управление, тормоза, колеса, различное оборудование. Все это должно быть использовано от обычных серийных легковых автомобилей. Строя спортивную машину, надо внимательно проверять качество изготовления всех деталей и тщательность сборки. Особенное внимание обратите на сварочные работы. Их следует выполнять гаэо- или электросваркой с применением агрегата постоянного тока и качественных электродов, Необходимо подчеркнуть, что наряду с крайней простотой шасси в этой конструкции сочетаются многие необходимые для спортивного автомобиля качества — небольшая высота, низкое расположение центра тяжести, хорошая устойчивость. А. САБИНИН, инженер, председатель технической комиссии ФАС СССР.XВНИМАНИЕ!йВТОм"оТОКл"уБ° ДОСААФщ)ТОРГАНИЗУЕТ на базе Ленинградского МОТОТРЕКАСПОРТИВНУЮ ШКОЛУПО ГОНКАМ НА ЛЕДЯНОЙИГАРЕВОЙДОРОЖНЕЮНОШИ! Занимайтесь моктиклелным опартом — спдргои омелых и сильны»!ВЕСТИ ИЗ ЛЕНИНГРАДАв) Судейской школой по автомотоспорту, созданной при Ленинградском автомотоклубе на общественных началах, с начала III Всесоюзной спартакиады подготовлено свыше сорока спортивных арбитров. В этом году в каждом районе города будет создана своя судейская коллегия. Руководит школой заслуженный мастер спорта, почетный судья всесоюзной категории П. Воротилкин. • Ленинградский городской автомотоклуб организовал курсы инструкторовобщественников по автомотоспорту. На курсы принимают автомобилистов и мотоциклистов по направлению райкомов ДОСААФ. Будущие инструкторы получат здесь необходимые методические, а также практические навыки по организации широкодоступных спортивных соревнований на автомобилях и мотоциклах — фигурному вождению, экономии топлива, однодневных соревнованийи# Семинар, организованный для повышения мастерства спортсменов-раллистов, привлек многих спортсменов. Руководил семинаром чемпион II Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта мастер спорта И. Гальперин. 0) Недавно на улицах города, на предприятиях, а учебных заведениях появились объявления о том, что при Ленинградском стадионе технических видов спорта открыта школа для желающих заниматься гонками по ледяной и гаревой дорожкам. В школу принято 35 мотоциклистов. которые под руководством опытных тренеров приступили к занятиям.Ap-J.По письмам приняты меры ПОМОЩЬ БУДЕТ ОКАЗАНАн ашем поселке насчитывается около двухсот владельцев мотоциклов. Сейчас по всей стране идет спартакиада по техническим видам спорта, и нам, естественно, не хотелось бы остаться в стороне. Но какорганизовать мотоциклетные соревнования? С чего начать? Мы не знаем>. Это строки из письма, которое прислали в редакцию мотолюбители из поселка Волосатая Владимирской области тт. Шалуев, Носов и Наумов. Р едакциянаправила письмо во Владимирский областной комитет ДОСААФ для того, чтобы мотоциклистам села бы ­ л аоказана необходимая помощь в организации и проведении соревнований. Как сообщил нам председатель обкома ДОСААФ Н. Ф. Писанкин, Муромскому районному комитету ДОСААФ дано указание помочь поселковым спортсменам в организации спортивных мероприятий , в ходящихв программу III Всесоюзной спартакиады.СОРЕВНОВАНИЙ СТАНЕТ БОЛЬШЕП редседатель автомобильной секции • • Казанского таксомоторного хозяйства Mi 1 тов. Жолковский и председатель комитета ДОСААФ того жехозяйства тов. Золотов написали вредакциюо том, что автоспортсмены не имеют возможности активно участвовать в III Всесоюзной спартакиаде . Как сообщил нам председатель Татарского республиканского комитета ДОСААФ В. Викеев, ф акты , и зложенныев письме, подтвердились. Одновременно он сообщил о том, что республиканский комитет ДОСААФ расширилв нынешнем году план массово-спортивных мероприятий, в ходящихв программу спартакиады. Татарские автоспортсмены выступят во многих соревнованиях — на первенство автомобильных хозяйств, в республ иканскихсостязаниях по ралли, по спортивному двоеборью, на первенство Российской Федерации по ралли, в сор евнованиях по картингу. Кроме того. Казанское таксомоторное хозяйство построило спортивный автомобиль. Ч ленам автомобильной секции будет оказыватьсяпрактическая помощь как ворганизации соревнований, т акив обеспечении запасными частями.В9