20
21
22
23
\СЛУ5В нашей редакционной почте немалую часть составляют письма владельцев «Запорожца». Это закономерно: новая модель автомобиля всегда рождает новые вопросы по его устройству и эксплуатации. А тем более, когда речь идет о «Запорожце», так не похожем на старших братьев своей компоновкой и устройством. Нам пишут из Якутска и Алма-Аты, Ярославля и Кишинева, из Таллина и Дербента. Эти письма ста-^яголюбите/^««•х»?«>тагл*«<г.лч»ет««<»»»««1га^ Первым выступает инженер Московской станции гарантийного ремонта автомобилей Запорожского завода А. Г. ДЫБОВСКИЙ. Он рассказывает о повышении мощности автомобиля «Запорожец» и о некоторых особенностях эксплуатации, известных не всем автолюбителям.ЗАСЕДАНИЕвошипно-шатунного, распределительнонее чувствительны к изменению темпего механизмов и всех других деталей ратуры наружного воздуха. Если, напридвигателя. мер, температура воздуха поднялась Это уже третья по счету «мелочь», от плюс 10 до плюс 30 градусов, то для но по важности справедливо будет счидвигателя с водяным охлаждением (ратать ее первой. Некоторая сложность, бочая температура плюс 80 градусов) видимо, состоит в том, что центрифуга это изменение составляет 29,5 проценрасположена на переднем конце колента перепада температур: чатого вала, а ее крышка (которую и перепад при 10 градусах: 80 градунужно снять для очистки) служит однос ов — 10 градусов = 70 градусов; временно ведущим шкивом привода перепад при 30 градусах: 80 градузховъжшжяиж вентилятора. В какой-то степени это пус ов — 30 градусов=50 градусов. гает автолюбителей кажущейся сложМОЩШОСТШ ДВЯГА.ТВЛЯ Для воздушного охлаждения такое же ностью и трудоемкостью, Как известно, с прошлого года на авповышение температуры изменит перепад только на 12,5 процента от велитомобиле «Запорожец» устанавливается Что же нужно сделать практически? чины начального перепада, равного уже модернизированный, более мощный Оказывается, не так уж много: не 70, а 170 градусам (180—10), Однако двигатель МеМЗ-966 с увеличенным 1) снять ремень вентилятора; значительно более высокая рабочая объемом цилиндров. Модернизация 2) при включенной первой передаче температура деталей двигателя с возпроведена таким образом, что узлы ноотвернуть храповик; душным охлаждением делает его равого двигателя в определенной ком3) отвернуть болт и Снять крышку боту более напряженной и поэтому плектности взаимозаменяемы с соответцентрифуги, подложив предварительно требует четкого соблюдения техничествующими узлами прежнего. Это позветошь или тряпку, чтобы оставшаяся ских условий сборки, регулировки, выволяет переоборудовать двигатель часть масла не загрязнила брызговик. держивания эксплуатационных режиМеМЗ-965 на больший рабочий объем Теперь можно промыть крышку и кормов, использования определенных го ­ (887 см 3 ) и получить большую мощпус центрифуги и собрать все в обратность, почти такую или такую же , как рюче-смазочных материалов. Система ной последовательности. Примечание: воздушного охлаждения всегда должна у нового — модернизированного. при снятии крышки и постановке ее быть исправной; здесь нет никаких «пунужно проследить, чтобы не повредиЕсли комплектно заменить старые цистяков», нетерпимы самые мелкие нелось и не перекрутилось резиновое линдры, поршни, поршневые кольца и поладки. Если, например, двигатель зауплотнительное кольцо. пальцы на новые (соответственно детагрязнен — охлаждающие ребра гололи: 966-1002021, 966-1004015, 966-1000101 Четвертая «мелочь»: несвоевременная вок и цилиндров его покрыты слоем и 966-1004020), а также головки цилинди неправильная подтяжка восьми гаек масла и грязи, — то нормальный теплоров в сборе (966-1003010), мощность крепления каждой головки цилиндров. вой режим нарушится, двигатель будет двигателя увеличивается более чем на Слово «восьми» подчеркнуто потому, перегреваться. Слой грязи на ребрах и2 л. с. что четыре гайки легко доступны, а между ними ухудшает теплоотдачу. Это остальные находятся под секциями ко ­ Такое переоборудование целесообразпервая «мелочь». ромысел, из-за чего обычно подтягивано, когда старые цилиндры уже подют только один ряд. Такая «подтяжка» лежат замене по износу. Второе: очень и очень важно следить (с перекосом) не устраняет дефектов. Если есть возможность расточить стаза натяжением ремня вентилятора. При незатянутых головках может ухудрые головки по уплотняющим буртам Ослабление его вызывает пробуксовку шиться рабочий процесс двигателя и (с диаметра 78Ч),06до диаметра 82-»0,0?), (перегрев) и недозарядку аккумулятопоявиться течь масла, которое, просаих можно с успехом использовать, пора. Излишне натянутый ремень--грозит чиваясь под заглушённые гайки (под ко ­ лучив тот же эффект увеличения мощпреждевременным износом подшипниромыслами) и шлифованные шайбы, ности. ка генератора и быстро вытягивается. спускается по шпилькам, подхватываетНеобходимо также заменить «кожух В «Запорожце» мы сталкиваемся с ся потоком охлаждающего воздуха и верхний в сборе» (деталь 965-1309140-Г фильтром-центрифугой — главным и выбрасывается вентилятором на крышку на деталь 965-1309140-В). единственным элементом нового центромоторного отсека. Для получения максимального эффекбежного способа очистки масла. Д о та (увеличение мощности на 4 л. с.) центрифуги масло очищается только Это явление может быть следствием вместо карбюратора К-123 следует сеткой приемника. После нее (за счет и плохого уплотнения заглушек в упоустановить карбюратор с диффузором, центробежных сил частицы грязи отдемянутых четырех гайках (на каждой паимеющим больший диаметр, и жиклераляются и оседают на оребренных стенре цилиндров), Если резьба гайки ми большей пропускной способности. ках крышки) оно поступает в коленчаобильно замаслена, значит заглушка не Этот карбюратор — К-123А — описан в тый вал и главную магистраль. Объем, выполняет своего назначения («пропус№ 3 «За рулем» за 1964 год. в котором накапливаются продукты кает»), Масло по резьбе и- далее по очистки масла в центрифуге, ограничен, шпильке вытекает на блок двигателя. В и если он заполнится, то двигатель нао вл.жаъхх „мяигочлх" этом случае нужно гайку снять, полочнет работать без очистки масла! жить на ровную металлическую поверхность и легким постукиванием молотка Несвоевременно очищать центрифуДвигатели с воздушным охлажденипо ее буртику, уплотнить заглушку. ем имеют много преимуществ по гу — значит сознательно вызывать посравнению с «водяными». Они даже мевышенный и прогрессивный износ криПодтяжка головок цилиндров прово-20 вят на повестку дня нашего клуба специфические вопросы: о схождении ведущих (!) колес, о центрифуге, о дизельных маслах, присадках к ним и многом другом. В повестку сегодняшнего заседания мы включили не только ответы на них, но и другие материалы, которые помогут владельцам «Запорожца» со знанием дела проявить большую заботу о малень•sets ком автомобиле.ш шО МАЛЕНЬКОМИнженеры-испытатели завода «Коммунар» Ю. Н. KOPU1AKOB и Н. Н. БОРОВИК рассказывают о том,ШЕСТОЕ:^'WTO^W.^VWlri^-iW^^^$дится обязательно в строгой последовательности (согласно инструкции). Кто не захочет с этим считаться, доставит себе только лишние хлопоты: неправильная подтяжка гаек повредит делу. Кстати, подтяжка головки уменьшает зазоры в механизме привода клапанов. Это может вызвать нарушение работы отдельных цилиндров, подгорание клапанов. Поэтому после подтяжки головок необходимо отрегулировать зазоры. При подтяжке четырех (заглушённых) гаек не следует пользоваться толстостенным торцовым ключом или ключом, имеющим эксцентрическую наружную сторону. Такой ключ нажмет на расположенную очень близко клапанную пружину и через нее может повредить металло-керамическую направляющую или погнуть стержень клапана. Чтобы не возвращаться к этим вопросам, остановимся сразу и на других работах, связанных со снятием и установкой головок цилиндров. Это очистка камеры сгорания от нагара, замена поршневых колец, замена клапанов и т. п. При соблюдении осторожности и технически грамотной «технологии» они вполне доступны автолюбителю. Головки можно снимать, не «вынимая» двигателя из машины, тем более что при воздушном охлаждении все намного упрощается (отпадают заботы о прокладке и течи воды). Последовательность работ такая. 1. Отсоединить батарею, генератор, катушку зажигания. 2. Снять карбюратор. 3. Вывернуть болт стяжного хомута направляющего аппарата вентилятора и снять ремень. 4. Снять кожух двигателя вместе с турбиной и генератором (четыре болта). 5. Отвернуть впускные патрубки. 6. Снять крышки клапанных коробок (осторожно, чтобы не повредить пробковую прокладку). 7. Отвернуть выпускные патрубки. 8. Отвернуть и снять секции коромысел (предварительно вынуть фигурные шайбы). 9. Снять колпачки со стержней выпускных клапанов (их можно потерять, или еще хуже — они могут упасть в маслосливной канал и закупорить его). 10. Отвернуть гайки, снять со шпилек шлифованные шайбы и, равномерно приподнимая, снять головки (если нужно и цилиндры). Как правило, резиновые уплотнители кожухов толкающих штанг должны оставаться в гнездах приливов блокацилиндров. Но иногда эти уплотнители «прикипают» к трубкам и снимаются вместе с головкой. Через некоторое время усилием пружин шайба и уплотнитель отбрасываются и теряются. Лучше снять их заранее. При сборке (постановке головок) резиновые уплотнители нужно устанавливать стороной, которая армирована металлом, к пружинам кожухов штанг. Сами кожухи (трубки) не должны быть смещены в сторону относительно гнезд уплотнителей. Шлифованные шайбы (под заглушённые четыре гайки крепления головки) нужно устанавливать стороной, имеющей канавку, вниз. Толкающие штанги выпускных клапанов первого и второго цилиндров имеют на наконечниках накатку. Не надо путать их местами. При регулировке (установке) зазоров между стержнями клапанов и коромыслами нужно придерживаться заводской рекомендации (0,08 и 0,10). Погоня за «бесшумностью» за счет уменьшения зазоров приводит к ухудшению наполнения цилиндров, перебоям в работе (особенно на холостом ходу) и к обгоранию фасок и седел выпускных клапанов. Легкий стук при оптимальных зазорах не вредит. При постановке масляного радиатора нельзя допускать его перекоса, и нужно надежно затягивать все три гайки крепления. Следующая «мелочь», пятая: «нечуткое» отношение к затяжке стопорного болта, фиксирующего генератор от проворачивания, приводит к тому, что последний получает «свободу», разрабатывает посадочную постель; так возникает биение рабочего колеса вентилятора. Избежать этого можно, воспользовавшись обыкновенной отверткой. Шестая. При езде по грунтовой дороге иногда конец трубки вентиляции картера засоряется землей. В картере повышается давление. Из отверстия нижней части бензонасоса вытекает масло и выходят газы. Как быть? Очень просто: прочистить трубку. В заключение хочется отметить, что приведенные здесь «мелочи» — только наиболее характерные. Заметим кстати: как мы уже знаем, рабочая температура двигателей с воздушным охлаждением намного выше, чем у «водяных». Об этом следует помнить при установлении степени перегрева.ХЛЯ ПРОВЕРИТ!, УСТА.ПОВ2ХУ СХОЯкХДЖВЖХ! КОЛЕСм асс2Хх>А.ахстьзддвжхНа «Запорожце» модели 965 и ее модификациях впервые в практике советского автомобилестроения применена независимая подвеска задних колес. Конструктивные особенности подвесок и кинематика качания рычагов потребовали установки предварительного схождения задних колес. Передние колеса связаны между собой рулевой трапецией, поэтому в отношении их рассматривается так называемое суммарное схождение. Задние колеса не имеют между собой никакой связи, и необходимо определять положение каждого колеса в отдельности по отношению к воображаемой осевой линии движения автомобиля (рис. 1). Это линия, соединяющая сеР и с. 1. Положение колес по отношению к воображаемой осеиой линии лпижсння антомобиля21 редину колеи передних и задних колес, з амеренную по отпечаткам шин. Нельзя смешивать эту линию с осью симметрии автомобиля по кузову, так как они практически могут не совпадать.Рис. 2. Проверка перпендикулярности колес грунту: а — положение колеса при проверке схождения; б — пров еркапри помощи отвеса. Сопротивление качению и износ шин будут наименьшими втом случае, когда колеса расположены симметрично по отношению к оси движения автомобиля. П оложение одного колеса по отношению к осевой линии движения (или «схождение») — это разность размероваи б. Если величина б больше а, то схождение считается положительным, и наоборот. Развал же изменяется при ходе колеса вниз и вверх от среднего положения. П ри этом изменяется и схождение. П ри ходе рычагов вверх, когда пружины сжимаются и развал колес уменьшается, — схождение задних колес увеличивается. Наоборот, при ходе рычагов вниз и увеличении развала колес — с хождение уменьшается. П оэтому замерять положение задних колес по отношению к осевой линии движения автомобиля ЗАЗ-965 иегомо ­ дификаций необходимо тогда, когда они перпендикулярны кплощадке , на которой автомобиль стоит, то есть развал равен нулю (с отклонениями впреде ­ лах ± 0 ° 3 0 / ) . Существует простой метод, к оторымможно воспользоваться вгараже или на ровной площадке. Точность его меньше, ч ем , например, при пользовании оп ­ тическим стендом, но практически она достаточна. Перед проведением замера необходимо проверить и отрегулировать зазор в подшипниках всех колес, довести до нормы внутреннее давление воздуха в шинах, проверить состояние всех креплений на задней ипередней подвесках. После этого надо загрузить автомобиль балластом ( 5 — 6 мешковс песком весом по 20 — 2 5кг уложить на заднее сиденье или в моторный отсек) и прокатить его вперед и назад для того, чтобы Рис. 3. Проверка схождения задних колес при помощи линейки и шнура: 1 — переднее колесо; 2 — ш нур ; 3 — заднее колесо; 4 — линейка.установить задние колеса перпендику ­ лярно грунту. Перпендикулярность ко ­ лес проверяется отвесом по ободу (рис. 2). З атем от заднего допереднего колеса на уровне осей натягивают шнур так, чтобы он касался боковин обеих шин без изгиба (рис. 3 ) . Если шнур об ­ разует изгиб на переднем колесе, н е ­ обходимо его повернуть. Расстояние от натянутого шнура до боковины шины заднего колеса замеряют миллиметровой линейкой или штангенциркулем . О нодолжно находиться в пределах от 2до6мм для правого колеса и от 0до6мм — для левого. В озможен случай, когда шнур будет касаться шины заднего колеса не сзади, а спереди. Тогда схождение считается отрицательным. Д ля получения более точной величины замер необходимо проделать два-три раза ( к аждыйраз прокатывая автомобиль) и вычислить среднее значение схождения. П рикаждомзамере необходимо проверять развал колеса. В процессе эксплуатации автомобиля «Запорожец» могут деформироваться рычаги задней подвески, кронштейны их крепления идругие детали из-за рез ­ ких ударов о препятствия на дороге , значительной перегрузки автомобиля, по другим причинам. Такие деформации влекут нарушение правильности установки задних колес. А это в свою оче ­ редь вызывает увеличенный износ шин , по характеру такой же , как и при не ­ правильном схождении передних ко ­ лес (рис. 4 ) .0%0'для справокР ис . в. Клинообразная пластина, служ ащая для устранения отклонений вустановке колес.за счет боковогоперемещения (то есть изменения развала) колес при движе*нии автомобиля. О днаковпроцессе испытаний установлено, что износ их на задних колесах зависит только от величины схождения. Боковое перемещение колеса на износ шин значительного влияния не оказывает. Поэтому при обнар ужении отклонений в установке задних колес от норм , р екомендуемыхза ­ водом, н еобходимо устранить их.Рис 4 Характер износа шинзадних колес автомобиля; I — при большом пол ожительном схождении; II — при большом отрицательном схождении; а — л евое колесо; б • п равое колесо. —Если на автомобиле обнаружен повышенный износ шин (а егоможнозаме ­ тить через первые 1 , 5 — 2 тысячи километров пробега), необходимо проверить схождение колес. Н екоторые автолюбители считают, что у автомобиля « З апорожец » износ шин задних колес может быть повышеннымК ак это сделать? Если отклонение в установке колес не превышает 1мм , е гоможно устранить за счет зазоров, имеющихся между болтами и отверстиями съемного крон ­ штейна подвески. Если отклонение боль/ ш е1идо2мм (или свыше 0 ° 1 0идоO ^ S Oi то для устранения егоможно распилить отверстия в съемном крон ­ штейне рычага на 2 — 3 мм (сделать их овальными, к ак показано на рис. 5) и повернуть рычаг до устранения отклонений. П ри отклонениях свыше 2ммидо6мм (или свыше (PIS' и до1 ° ) м еж ­ ду скобой рычага икорпусомподшип ­ ников можно установить клинообразную пластину (рис. 6). Н апример , при замерах на оптической установке «Гаро» получен результат схождения, равный 1 ° (или при замерахшнуром — 10 мм ) , В этом случае отклонения от допустимых норм составляют соответственно 0 ° 2 57 (или 4мм ) . П ри этом клинообразная пластина междускобой рычага икорпусом подшипников должна быть установлена острым концом назад. И наоборот, если при замерах получены результаты минус О ^ О ' (или 3мм при замерешнуром ) , то есть значительное отклонение вдругую сторону, пластину необходимо установить острым концом вперед.Рис 5. Р аспиловка отверстий съемных кронштейнов : а — ось отверстия для правого кронштейна ; б — о сь отверстия для левого кронштейна .22 Последняя часть заседания нашего клуба отведена ответам инженеров того же завода С. А. ШЕЙНИНА и К. С. ФУЧАДЖИ на вопросы читателей. Читатель т. Мартынов из Алма-Аты: Не знаю, что мне делать с рулевыми тягами. В шарнирах их образовались люфты, хотя машина прошла всего 17 тысяч километров. Как устранить эти люфты! Ответ. Да, действительно при эксплуатации автомобиля могут возникнуть значительные люфты в шаровых шарнирах рулевых тяг. Рекомендуется примерно раз в год (но не реже чем через 10—12 тысяч километров пробега автомобиля) проверять состояние шарниров рулевых тяг. Если при покачивании тяг руками вверх и вниз обнаруживаются люфты (то есть пальцы во вкладышах перемещаются в осевом направлении), рулевые тяги необходимо снять и разобрать для определения причины. После снятия тяг и разборки шарниров надо промыть их в керосине или бензине. Обычно ремонт шаровых шарниров рулевых тяг ограничивается заменой капроновых вкладышей. Однако при отсутствии новых вкладышей можно использовать и старые. Для этого рекомендуется подпилить торцы вкладышей настолько, чтобы при установке их на шаровой палец между торцами образовался зазор 1—1,5 мм. Кроме этого, следует изготовить специальную шайбу (рис. 7) и установить ее между нажимным вкладышем и вкладышем из капрона. П ри замене вкладышей или установке старых (подпиленных) трущиеся поверхности необходимо смазать нигролом, а стопорные кольца замазать битумной мастикой. В дальнейшей эксплуатации шарниры рулевых тяг смазки не требуют.В наименовании масла буква «Д» обозначает дизельное, буква «п» указывает на наличие многофункциональной присадки, буква «С» — на селективную очистку. Присадки вводятся в масла для улучшения их эксплуатационных качеств. Присадки ЦИАТИМ-339 и ВНИИНП-360 обеспечивают маслу хорошие моющие и противокоррозийные свойства. Присадки АзНИИ и АзНИИ-ЦИАТИМ-1 понижают температуру застывания масла. На этих маслах работают все дизельные автомобили, Применение для двигателя «Запорожца» дизельного масла вызвано повышенным температурным режимом двигателя с воздушным охлаждением (по сравнению с «водяным»),, при котором обычные масла типа СУ и другие разлагаются, горят и быстро закоксовывают поршни и кольца, так как имеют низкую температуру вспышки. Кроме этого, автолами разрушается и свинцовистая бронза, которой залиты шатунные вкладыши. Заменителем масел Дп-11, Дп-8 и ДСп-11 могут быть масла АКЗп-10 (ГОСТ 1862—60) — как универсальное (всесезонное) в средней полосе Советского Союза — и АКЗп-6 (ГОСТ 1862—60)— для северных и северо-восточных районов СССР в зимнее время. В наименовании этих масел буква «А» обозначает автомобильное, «К» — кислотной очистки, «3» — указывает на наличие в масле загущающей (вязкостной) присадки. Применение масел, на которых работают автомобильные карбюраторные двигатели, для двигателя «Запорожца» может привести к преждевременному выходу из строя вкладышей, к закоксовыванию поршневых колец ик прогрессирующему износу деталей шатунно-поршневой группы. Второе — о маслах для коробки передач, главной передачи и рулевого управления, Для коробки передач, главной передачи и рулевого управления автомобиля «Запорожец» рекомендуется применять масло для коробки передач и рулевого управления ГОСТ 4002-53. Температура его застывания минус 20 градусов. Оно пригодно для всех сезонов. М ожно употреблять и масло для гипоидных передач ГОСТ 4003—53, также в качестве всесезонного, с температурой застывания минус 20 градусов. Заменителем может служить масло трансмиссионное автотракторное (нигрол) летнее (ГОСТ 542—50). Его применяют при температуре воздуха выше плюс 5 градусов. Температура застывания нигрола летнего минус 5 градусов. Другой заменитель — масло трансмиссионное автотракторное (нигрол) зимнее (ГОСТ 542—50), применяемое при температуре воздуха ниже плюс 5 градусов. Температура застывания нигрола зимнего минус 20 градусов. При температуре воздуха ниже минус 20 градусов можно применять смесь, состоящую из 75 процентов нигрола зимнего и 25 процентов масла веретенного АУ ГОСТ 1642—50, или же масло авиационное MC-14 ГОСТ 1013-49. Теперь об удалении нагара. Может случиться, что регулировка зажигания не дает желаемых результатов и детонационные стуки не уменьшаютР ис . 7. Шайба, у станавливаемая между стальным вкладышем (нажимным) и вкладышем из капрона. Читатель т. Литвинов нз Челябинска: Какие масла рекомендуется применять! В инструкции написано: для двигателя — Д п - 1 1 , Дп-8. А почему! Ведь это масла для дизельных двигателей. Можно ли снимать нагар с поршневых колец таким составом: керосин — 25 процентов, масло СУ25 процентов, ацетон—50 процентов! Читатель т. Эйжвертин из Якутска: У нас зимой очень холодно, масло застывает. Чем можно заменить рекомендованные инструкцией сорта! Ответ. Сперва — о маслах для Двигателя. Рекомендуется применять масла: Дп-11 (ГОСТ 5304—54), ДСп-11 (ГОСТ8581—51) — д ля лета и ДП-8 (ГОСТ 5304—54) — для зимы.ся. Пробег еще мал, а из глушителя идет дым. При выключении зажигания двигатель продолжает работать, то есть происходит самовоспламенение рабочей смеси. Основной причиной всего этого является нагар, образующийся на поршнях, поршневых кольцах ив головках цилиндров. Нагар ухудшает тепловой режим двигателя, подвижность поршневых колец и способствует детонации. Интенсивность отложения нагара зависит от технического состояния двигателя, сорта и качества применяемых бензина и масла, а также от условий эксплуатации (короткие поездки в городе с малой скоростью и частыми остановками, недостаточный прогрев двигателя). Наиболее интенсивно нагар отлагается при использовании низкооктанового бензина А-66, содержащего тяжелые фракции топлива. При движении с большой скоростью нагар удаляется из камеры сгорания, Лучше всего это получается при использовании бензина А-76 (можно ис более высоким октановым числом). Есть и другой способ удаления нагара без разборки двигателя (разборка нежелательна, потому что при ней нарушается приработка деталей, а сальниковые уплотнения при снятии головок могут быть повреждены). При этом способе в каждый цилиндр горячего двигателя заливают раствор, состоящий из 50 процентов ацетона, 25 процентов керосина и 25 процентов масла для двигателя. Очистку нагара при помощи этого раствора желательно приурочить к смене масла в картере двигателя. Что нужно сделать перед заливкой раствора? Снять крышки головок цилиндров и между стержнями клапанов и коромыслами установить, не нарушая регулировки клапанов, металлические пластинки, чтобы исключить компрессию в цилиндрах. Пластинки должны быть шириной 10 мм , длиной 20 мми толщиной 0,8 мм . Затем вывернуть свечи, установить поршень первого цилиндра в нижнее положение, залить в первый и четвертый цилиндры по 80—100 см3 раствора и ввернуть свечи. Повернуть пусковой рукояткой коленчатый вал на 180 градусов, залить такое же количество раствора во второй и третий цилиндры, ввернуть свечи, сделать 10—15 оборотов коленчатого вала, снять пластины и установить на место крышки головки цилиндров. С залитым в цилиндры раствором надо оставить двигатель на 16—17 часов, а затем вывернуть свечи, прокрутить коленчатый вал (сделав 5—6 оборотов) для очистки цилиндров, а свечи промыть в бензине; слить масло из картера двигателя и заменить его свежим. Затем следует ввернуть свечи и пустить двигатель. После пуска рекомендуется совершить пробег по хорошей дороге с максимально возможной скоростью, установив более раннее зажигание и заправив автомобиль высокооктановым бензином. Доказано, что после 100 км пробега нагар удаляется полностью. После пробега в 500 км рекомендуется вторично сменить масло, так как оно будет загрязненно растворенным нагаром.23