irariAtrrГАЗ-53ФХОДОВАЯ ЧАСТЬ АВТОМОБИЛЕЙЗИЛ-1301ШШИ1ШШШСтатья 5-я *шкворней периодически смазывают через масленки в поворотных цапфах. Ступица колеса, отлитая из ковкого чугуна, вращается на двух конических ро ­ ликовых подшипниках. Подшипники ко ­ лес регулируются при помощи гайки, имеющей замковое кольцо и контр* гайку. Следует подчеркнуть, что при затяжке регулировочной гайки надо проворачивать ступицу колеса во избежание перекоса или заклинивания ро ­ ликов в подшипниках. Осевой зазор между поворотной цапфой и проушиной балки оси (не более 0,25 мм) регулируется прокладками между .нижней опорой цапфы и опорной шайбой-подшипником. Преподаватель должен указать, что принятые для ЗИЛ-130 углы установки передних колес (развал 1 градус, схождение 8—12 мм), шкворней (поперечный наклон 8 градусов, продольный 3 градуса 30 минут), а также углы поворота колес (вправо 34 градуса, влево 36 градусов) обеспечивают хорошую управляемость и маневренность автомобиля. Передняя подвеска, как показано на рис. 1, выполнена на двух продольных полуэллиптических рессорах 4, с двум я телескопическими гидравлическими амортизаторами 7 двухстороннего действия. Рессоры—-безушковые, что придает им высокую прочность и долговечность. Передние концы их посредством накладки 2и пальца шарнирно закреплены в кронштейнах 1, а задние свободно перемещаются вкрон ­ штейнах 8 по сухарям 10. Такое крепление обеспечивает переменную жесткость рессоры, так как по мере увеличения 'нагрузки ее рабочая длина уменьшается. * Первые четыре статьи см. в журнале «За рулем», 1963, **№ 11 и 12; 1964. Ш * 2 и 5.ТелескопическиеамортизаторыИзучение ходовой части преподаватель, как обычно, начнет с объяснения назначения и демонстрации составляющих ее агрегатов и узлов. Последнее желательно сделать непосредственно на разрезном или ходовом автомобиле, а также по плакатам и схемам. Так как на автомобилях ЭИЛ-130 и ГАЗ-53Ф применяются отдельные агрегаты, приборы и механизмы, устанавливавшиеся на ЗИЛ-164А и ГАЗ-51 А, можно использовать для этих целей соответствующие плакаты и схемы по этим моделям автомобилей. ЗИЛ-130 Автомобиль имеет обычную, клепаную раму, состоящую из двух продольных швеллерных балок переменного сечения, соединенных поперечинами. Расстояние между балками одинаково по всей длине рамы, высота профиля увеличена (по сравнению с рамой ЭИЛ-164) на 20 мм. Балки сделаны из низколегированной (титанистой" стали. Все это придает раме высокую прочность при незначительном увеличении ее веса. Рама юнабжена передним буферным брусом, буксирными крюками и брызговиками. В задней части ее установлено буксирное устройство с резиновым буфером. Здесь же имеется два рыма для крепления аварийных цепей прицепа. В случае постоянной работы автомобиля с Прицепом полагается после 30 тысяч километров пробега разобрать буксирное устройство, проверить состояние его деталей и при необходимости выправить упорные шайбы резинового буфере. Периодически надо смазывать стебель крюка через масленки. Передняя ось так же, как и на автомобиле ЗИЛ-164А, представляет собой кованую двутавровую балку, по обоим концам которой на цилиндрических шкворнях установлены поворотные цапфы. Бронзовые втулки(рис. 2) п о своему устройству такие же , как у автомобиля ЗИЛ-164А. Мы рекомендуем изготовить их макет с подвижными деталями на фанерном щите и рассматривать работу амортизаторов на двух режимах: ход «сжатие» и ход «отдача», Ход «сжатие» (рис. 2, а). Расстояние между 'передней осью и рамой уменьшается, поршень 10 движется вниз, а жидкость через отверстия 2 наружного ряда в поршне и перепускной клапан перетекает в надпоршневое пространство. При этом движении поршня в цилиндр 9 вводится шток 13, который вытесняет часть жидкости в резервуар 12. Так как 'впускной клапан 4 закрыт, она поступает туда через отверстие Тв клапане сжатия 5, преодолевая усилие пружины. Сила упругости пружины и создает сопротивление амортизатора в период сжатия рессоры. Ход «отдача» (рис. 2, б). Расстояние между передней осью и рамой увели- ? чивается, поршень 10 движется вверх и сдавливает жидкость в .надпорщневом /пространстве рабочего цилиндра 9. При этом перепускной клапан 1 закрывается, и жидкость перетекает через отверстия 11 внутреннего ряда - е поршне, Закрытые клапаном отдачи 3. Сила, прижимающая клапан 3кпоршнюи создаваемая жесткостью дисков клапана и пружиной, определяет сопротивлениеР и с. 1. Передняя подвеска: 1 — передний кронштейн: 2 — передняя накладки рессоры: 3 — стремянка; 4 — рессора; 5 — стремянка рессоры; 6 — буфер рессоры; 7 — амортизатор; 8 — задний кронштейн; 9 — стяжной болт: 10 — сухарь.Р ис . 2. Схема работы амортизатора: а — ход «сжатие»: б — ход «отдача»; 1 — перепускной клапан; 2 — отверстие наружного ряда; 3 — клапан отдачи; 4 — впускной клапан; 5 — клапан сжатия; 6 — пружина клапана сжатия; 7 — отверстие клапана сжатия; 8 —отверстие впускного клапана; 9 — рабочий цилиндр; 10 — поршень; 11 — отверстие внутреннего ряда; 12 — резервуар; 13 —- шток. амортизатора в период возврата рессоры. При движении поршня вверх часть штока выходит из рабочего цилиндра 9, поэтому через открытый впускной клапан 4, расположенный на корпусе клапана сжатия 5, часть жидкости из полости резервуара 12 перетекает в рабочий цилиндр. Сопротивление амортизатора при. ходе «сжатие» меньше, чем при ходе «от-