«Москвич-403» поворачивается приблизительно на 27 градусов. Изменение колеи передних колес при прогибах ло'Двескй у модели .=403 выбрано несколько меньшим, чем у «Москвича-407» (7 мм вместо 18 мм). По этому поводу надо заметить следующее. Конструктивно очень легко добиться неизменности колеи, но при этом несколько увеличивается диапазон изменения углов развала передних колес. Так, на автомобиле «Москвич-407» достаточно подложить шайбы толщиной 6мм под оси верхних рычагов, и колея передних колес будет практически неизменной. Однако ощутимого преимущества в смысле повышения долговеч-3 <*МОТОЦИКЛ М-104от протяжении двух с лишВ нимуже наМинский мотовелозавод лет выпускает мотоциклы М-103, которые завоевали популярность среди мотолюбителей, Благодаря небольшому весу, прочности и достаточной мощности двигателя они стали надежным средством передвижения на селе, Теперь завод освоил производство и начал выпуск нового мотоцикла — М-104. Он имеет ряд отличий от М-103. Прежде всего, это облицовка рамы и карбюратора, которой не было на М-103. Облицовка улучшает внешний вид машины и облегчает ее обслуживание. Чтобы снять облицовку карбюратора, достаточно отвернуть один винт. Снимать облицовку рамы при эксплуатации практически не придется, но сделать это довольно легко: она крепится к раме только тремя болтами. Двигатель мотоцикла М-104 развивает мощность 5,5 л. с. при 5000—5200 об/мин. Увеличение мощности достигнуто небольшим изменением фаз газораспределения в цилиндре, а также подборкой системы выпуска. Расход топлива при этом не увеличился. М-104 расходует 2,45 л на 100 км пути при движении со скоростью 50 км/час. Топливом после обкатки может служить смесь бензина А-60 или А-70 с маслом АКЗпб или АКЗпЮ в пропорции 25 : 1 (в период обкатки — 2 0 : 1 ) . Завод разработал также новую конструкцию глушителя шума выпуска (см, рис.); у него неразборный корпус из двух штампованных деталей с неподвижными перегородками внутри. Новый глушитель эффективнее прежнего, в то же время его объем и вес значительно меньше. Правда, его надо регулярно очищать от нагара. Рекомендуется предварительно размягчить нагар раствором каустической соды или бензином (керосином). Это облегчит и ускорит работу. Наконечник 2 чистят через каждую тысячу километров; для этого вывертывают винт 3 и, проворачивая ключом 14X17 или плоскогубцами наконечник, вынимают его. Нагар удаляют только с наружной стороны металлическим предметом, например отверткой. Фильтр 1 чистят через каждые 2—3 тысячи километров соскабливанием или прожиганием на открытом огне; его извлекают из корпуса при помощи деревянного стержня, вставляемого со стороны переднего конуса. Корпус освобождают от нагара через 6—8 тысяч километров пробега (то есть примерно раз в сезон) при помощи металлической щетки-«ерша». На М-104 устанавливается новое двойное седло-«подушка» из специальной резины. Оно удобнее прежнего, ' пружинного. Для снятия седла достаточно повернуть на несколько оборотов винт-«барашек», находящийся в его пе-. редней части, а затем поднять седло и вывести его крючки из пазов в раме. Под седлом находятся инструментальный ящик и насос, Так как облицовка рамы и седло новые, пришлось изменить и раму. За седлом находится ручка-бугель. У мотоцикла М-103 отмечалась течь масла через сальниковое уплотнение в передней вилке. На М-104 устанавливаются новые сальник и гайка; они взаимозаменяемы со старыми деталями. Во время выпуска М-103 завод постоянно улучшал отдельные узлы мотоцикла. Так, применен новый руль, обеспечивающий удобную посадку водителя и снижающий утомляемость при длительных поездках. Сделана новая пробка бензобака, исключающая течь топлива, боковой упор, рычаги переключения передач и кик-стартера; повышена долговечность редуктора спидометра. Мы надеемся, что, как и М-103, наш М-104 будет одобрен мотолюбителями. Г. РАДИОН, . заместитель главного конструктора мотовелосипедного завода. Минск.Р ис . 3. Установка маятникового рычага: 1 — правый лонжерон рамы: 2 — кронштейн; 3 — гайка; 4 . — резиновые втулки; 5 — палец маятникового рычага; 6 — маятниковый рычаг: 7 — чехол; 8пружина чехла; 9 — средняя тяга; 10 — палец; 11 — вкладыши. ности шин при этом не было получено (такие испытания на Московском заводе малолитражных автомобилей проводились), Это объясняется тем, что современные шины весьма эластичны, и в действительности никакого поперечного «волочения» шин по дороге от небольших изменений ширины колеи передних колес не происходит. Большинство современных легковых автомобилей снабжены независимой подвеской передних колес с меняющейся колеей; по-видимому это улучшает устойчивость автомобиля при движении, поскольку шины все время как бы «упираются» в дорогу, несколько деформируясь в поперечном направлении за счет хорошего сцепления с дорожным полотном. И. НОВОСЕЛОВ, инженер.г.hr**=sir^kr**P?=fr'(Окончание следует.)Глушитель в сборе: 1 — фильтр: 2 — наконечник; 3 — винт.