•МОПС!Диски?Г/W ЭТАПА ЛИЧНОГО ПЕРВЕНСТВА СССР ПО МОТОКРОССУбилиси, Рустави, Сухуми. Три города, три различные трассы. Каменистая, с жестким покрытием на Делисских холмах — на окраине Тбилиси, сильно пересеченная с множеством поворотов, крутых подъемов и спусков — возле Рустави и, наконец, скоростная, а потому, пожалуй, особенно, полюбившаяся всем участникам трасса — в столице Абхазии Сухуми. Ранней весной по этим трем трассам прошли наши сильнейшие кроссмены, оспаривающие золотые медали в личном первенстве страны в классах 250 и 500 см3. Старты в Сухуми завершили первую половину чемпионата, который включает шесть этапов. Затем наступил антракт. Зрителям предложили отдохнуть именно в тот момент, когда должны развернуться основные события. Но уже сейчас, на промежуточном финише, можно подвести первый итог: новая многоэтапная система оправдала себя. Любители мотоспорта в шести городах Советского Союза могут увидеть мастерство лучших гонщиков страны. Но даже не в этом главное достоинство новой системы. Она исключила какие-либо случайности в выявлении победителя, сделала борьбу более острой, боевой, потребовала от участников спортивных качеств многоборцев, необходимых каждому высококлассному кроссмену. Прошедшие состязания показали, что для победы теперь мало отлично выступить о одном ответственном соревновании. Чемпион нынешнего года должен более убедительно доказать свое преимущество, продемонстрировать гибкое тактическое мастерство, умение готовить машину к длительным и трудным испытаниям. Отрадно отметить, что новая формула чемпионата, приближенная к порядку проведения первенства мира, для большинства наших гонщиков оказалась посильной. Что же принесли первые три этапа? Оговоримся сразу, на грузинских трассах никаких сюрпризов не произошло. Как ив предыдущие годы, в числе победителей и призеров хорошо знакомые имена: Игорь Григорьев, Виктор Арбеков, Борис Динобург (класс 250 см 3 ); Зигурд Калькис, Николай Соколов, Сергей Кадушкин (класс 500 см 3 ). Эти гонщики в основном и вели борьбу за победу. Наблюдать за мастерством Григорьева было подлинным наслаждением. Техническое совершенство, тонкий тактический расчет, выносливость делают его сильнейшим среди выступавших в классе 250 см3. Григорьев участвовал во всех трех этапах и дважды был первым. Тбилисский этап оказался для него менее счастливым. На высшую ступеньку пьедестала почета здесь поднялся мастер спорта Виктор Арбеков. Выступления Арбекова не могут не радовать. Можно смело утверждать, что у Игоря Григорьева появился сильный и безусловно талантливый соперник. В агрессивности, боевом запале молодой гонщик порой даже превосходит киевлянина. Особенно силен Арбеков на старте, в четырех заездах «скрещивали оружие» Григорьев и Арбеков и только однажды заслуженный мастер спорта после старта возглавил гонку. Ценой больших усилий удавалось Григорьеву потом пробиться в лидеры. Каждый раз на финише обоих спортсменов разделяли считанные метры. Третьим участником, выступавшим, как и оба лидера, на мотоцикле «Чезет», был ленинградец Андрей Дежинов. ЕгоТдебют на машине этой марки можно оценить как удачный. Первую половину чемпионата он закончил четвертым. 3 Класс машин 250 см , безусловно, был в центре внимания. Во-первых, именно этим классом наиболее широко представлен советский мотоциклетный спорт на мировой арене, и, конечно, всех интересовала готовность наших гонщиков к ответственным встречам, а во-вторых, своеобразный экзамен сдавали ковровские спортсмены на новых отечественных машинах К-250. Испытание было выдержано успешно. На трудных грузинских трассах новые мотоциклы зарекомендовали себя с лучшей стороны. Об этом свидетельствуют результаты ковровских гонщиков Бориса Динобурга, Игоря Королева, Виталия Тюрина, занимающих после трех этапов соответственно третье, пятое и шестое места. Первые туры чемпионата, однако, выявили и ряд конструктивных недостатков новой модели. Конструкторам придется еще поработать над усовершенствованием тормозной системы, а также улучшением амортизации передней вилки. К приятным событиям минувших этапов чемпионата можно отнести еще и успешные выступления молодых гонщиков — москвича Юрия Сухова, Эдуарда Борисенко (Московская область), стартовавшего на мотоцикле серпуховского производства, рижанина Гунара Драугса и многих других. 3 Особо драматично сложилась борьба в классе 500 см . Равные .силы большого числа участников заставляли каждого вести гонку с полной отдачей сил и, как часто бывает в напряженных поединках, принесли много неожиданностей. Пожалуй, сильнее других на всех трех этапах выглядел заслуженный мастер спорта Николай Соколов. Но недостаточно тщательная подготовка машины сводила на нет его преимущество. Удачным для Соколова оказался лишь руставский этап, , где обошлось без «приключений» с мотоциклом. На остальных двух трассах москвич не заканчивал соревнования. Значительно экономнее, чем в прошлом году, расходовал силы чемпион страны 1963 года Зигурд Калькис. Он не занимал первых мест на этапах, но по сумме очков пока возглавляет список сильнейших. В ряде гонок хорошо стартовали Сергей Кадушкин и Андрис Клявиньш. Их роднит чрезмерная горячность и желание во что бы то ни стало быстрее выйти вперед. Итог закономерный — частые падения, потеря с огромным трудом завоеванного преимущества. И все же Кадушкин и Клявиньш вполне справедливо занимают после трех этапов соответственно второе и четвёртое места. На третьем месте закрепился молодой Александр Лебедев, победивший на сухумской трассе. Определенный интерес вызывало выступление Владимира Бессонова, стартовавшего на серпуховской машине ЦКЭБ-500. Шестое место во втором этапе, неплохие результаты в остальных двух говорят не только о способностях молодого гонщика, но ио достоинствах нового спортивного мотоцикла. Кстати, на этом же мотоцикле луганский мастер спорта В. Кепский занял четвертое место в Сухуми. Лишь некоторые недоделки помешали в полной мере раскрыть возможности этой машины. Остается пожелать, чтобы создатели кроссового мотоцикла класса 500 см 3 — работники ЦКЭБ внимательно отнеслись к результатам испытаний на грузинских трассах и по возмож- . ности быстрее внесли необходимые конструктивные поправки. Первая половина чемпионата принесла еще один отрадный итог: на всех трех этапах доходы, полученные от продажи билетов, полностью компенсировали затраты на организацию соревнований. Б. ЛОГИНОВ. Тбилиси — Рустави — Сухуми. Старт первого заезда на Сухумской трассе в классе 250 см3. Фото автора.